г. Владивосток |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А59-506/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Верещагиной,
судей С.Н. Горбачевой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ",
апелляционное производство N 05АП-896/2020
на решение от 13.12.2019
судьи Е.С. Логиновой
по делу N А59-506/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (ОГРН 1026500522685, ИНН 6500000024)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно - коммунальное хозяйство" (ОГРН 1066501072560, ИНН 6501174591)
с учетом уточнений от 27.11.2019
о взыскании 475 919 рублей 35 копеек задолженности за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за сентябрь-ноябрь 2018 года,
при участии: лица не явились,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (далее - истец, ПАО "Сахалинэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением, с учетом произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ответчик, ООО "ЖКХ") о взыскании 475 919 рублей 35 копеек задолженности за потребленную на общедомовые нужды за сентябрь-ноябрь 2018 года электроэнергию.
Решением суда от 13.12.2019 исковые требования удовлетворены в полном.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЖКХ" обжаловало его в порядке апелляционного производства, доводы жалобы сводятся к тому, что денежные средства в размере 150 853 рублей 52 копеек, полученные от собственников жилых помещений по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением повышающего коэффициента, должны поступить в распоряжение управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг в отношении заявленных многоквартирных домов.
В связи с тем, что решение суда первой инстанции обжалуется в части, возражений стороны не заявляли, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверяет законность и обоснованность оспариваемого судебного акта только в обжалуемой части.
Стороны, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В канцелярию суда от истца поступил письменный отзыв на жалобу, по тексту которого ПАО "Сахалинэнерго" доводы апелляционной жалобы опроверг, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Поскольку о времени и месте судебного заседания стороны надлежащим образом извещены, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу ответчика на решение в обжалуемой части в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
19.03.2018 между истцом (ресурсоснабжающающая организация, РСО) и ответчиком (исполнитель) заключен договор энергоснабжения N 110328 (далее - договор), по условиям которого РСО обязуется осуществлять продажу электрической энергии, необходимой исполнителю для содержания общего имущества в многоквартирных домах, через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии исполнителю, а исполнитель обязуется оплачивать объем электрической энергии, потребленный для целей содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
Перечень многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении исполнителя, указан в Приложении N 1.
Перечень нежилых помещений, не являющихся общим имуществом собственников, собственники которых обязаны заключить прямые договоры ресурсоснабжения с РСО, указан в Приложении N 2 к договору, при этом расчетный объем коммунальных ресурсов в таких нежилых помещениях определяется РСО (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 3.1.2. договора исполнитель обязался производить оплату за электрическую энергию, приобретаемую в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с условиями договора.
Расчетным периодом по настоящему договору является 1 (один) календарный месяц (с 01 числа каждого месяца по последнее число текущего месяца) (пункт 4.1. договора).
Оплата по настоящему договору вносится исполнителем ежемесячно до 30 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, но не ранее, чем через 15 календарных дней после получения документов на оплату и расчетов выставленной к оплате суммы по договору за соответствующий расчетный период от РСО (пункт 4.4. договора).
Порядок определения объемов поставляемой электрической энергии и учет электрической энергии стороны определили в разделе 5 договора.
Согласно п.1.5. договора настоящий договор вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и считается заключенным на неопределенный срок. Условия настоящего договора применяются к отношениям, возникшим с 01.07.2017.
Истец обязательства по договору энергоснабжения исполнил надлежащим образом.
В связи с оказанием истцом услуг по поставке электрической энергии в спорные МКД, последним в адрес ответчика выставлены счета фактуры N 33072-080-02 от 30.09.2018, N 36518-080-02 от 31.10.2018, N 39836-080-02 от 30.11.2018, N 40751-080-02 от 30.11.2018.
В связи с отсутствием оплаты ответчика по указанным счетам фактурам, 24.12.2018 истец направил в адрес ООО "ЖКХ" претензию N 1/3-3813 с требованием погасить образовавшуюся задолженность.
Поскольку указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, ПАО "Сахалинэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в обжалуемой части в силу следующего.
Отношения по поставке электрической энергии в целях содержания многоквартирных домов регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах, специальными нормами об энергоснабжении (параграф 6 главы 30 ГК РФ), а также жилищным законодательством, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354 следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации, последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. В отношениях с ресурсоснабжающей организацией, управляющая организация выступает покупателем соответствующего ресурса, являясь, при этом, исполнителем коммунальных услуг для граждан.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ, в плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
Постановлением Правительства Российской Федерации 26.12.2016 N 1498 внесены изменения в Правила N 354 и в Правила N 491, в соответствии с которыми расходы на оплату электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил N 354).
В силу изложенных норм и с учётом правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918, при наличии в многоквартирном доме исполнителя коммунальных услуг, в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует исполнитель и ресурсоснабжающая организация как поставщик.
Следовательно, абонентом (потребителем) применительно к оплате энергоснабжения такого дома для ОДН является управляющая организация.
Из материалов дела следует, что истец предъявил ко взысканию стоимость электроэнергии, объём которой определён в виде разницы между показаниями общедомовых приборов учёта и суммарного индивидуального потребления электрической энергии жилыми и нежилыми помещениями, а в случае отсутствия индивидуальных приборов учета расчетным способом, за вычетом потерь электрической энергии.
Спор между сторонами возник относительно объема денежных средств, полученных управляющей организацией с собственников помещений, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета, а именно в части начисленной в соответствии с положениями формулы 4(1) приложения N 2 Правил N 354.
Таким образом, ООО "ЖКХ", не оспаривая факта отсутствия платы за поставленный на общедомовые нужды энергоресурс в МКД, находящиеся под управлением ответчика, возражает против обязанности перечисления денежной суммы в размере 150 853 рублей 52 копеек в пользу ПАО "Сахалинэнерго".
Доводы апеллянта, приведённые в апелляционной жалобе, идентичны возражениям ответчика.
Отклоняя названные доводы, получившие надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, коллегия соглашается с выводами суда исходя из следующего.
В силу частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" N 261-ФЗ от 23.11.2009 (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по оснащению жилого помещения прибором учета, по общему правилу, возложена на собственника этого помещения, а учетный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным.
Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний.
Применение повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги при применении расчетного метода определения платы за коммунальные услуги допускается в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирных домах, установленной законодательством Российской Федерации обязанности по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в абзац 3 пункта 42 Правил N 354, согласно которым при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, который с 01.01.2017 составляет - 1,5.
Указанные нормы направлены на стимулирование потребителей к установке приборов учета, в том числе индивидуальных, путем включения повышающего коэффициента в качестве обязательного элемента в формулу расчета платы за коммунальные услуги по нормативу, в том числе энергоснабжению, при неисполнении потребителем обязанности по установке индивидуальных приборов учета.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что повышающий коэффициент не влияет на объем потребления электроэнергии, а увеличивает стоимость услуги для потребителей не имеющих индивидуальный прибор учета.
Таким образом, увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
В случае, когда объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период в МКД, оборудованный общедомовым прибором учета, в соответствии с подпунктом "а" пункта 21, подпунктом "а" пункта 21(1) Правил N 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета, независимо от наличия или отсутствия в МКД индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей повышенных или базовых нормативов, то объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем коммунальных услуг РСО в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей повышенного норматива.
В случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающей организации, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности.
Как верно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае коммунальный ресурс поставлялся собственникам помещений в МКД ПАО "Сахалинэнерго", оплату за поставленный ресурс собственники помещений в МКД в спорный период производили истцу. ПАО "Сахалинэнерго" произведен правомерный расчет исковых требований в соответствии с положениями пункта 21.1 Правил N 124, что исключает возможность получения двойной оплаты за одни объемы поставленной энергии.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для уменьшения размера платы за поставленную на общедомовые нужды электроэнергию на размер дохода от применения повышающего коэффициента в спорных правоотношениях, а довод заявителя жалобы об обратном признает необоснованным.
Доказательств погашения в полном объеме задолженности перед ПАО "Сахалинэнерго" за оказанные услуги, ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
В целом доводы, приведённые в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта в указанной части не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.12.2019 по делу N А59-506/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Верещагина |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-506/2019
Истец: ОП "Энергосбыт", ПАО "Сахалинэнерго"
Ответчик: ООО "ЖКХ"