г. Москва |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А40-214542/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП "Московский метрополитен" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2019 по делу N А40-214542/2019, принятое судьей Блинниковой И.А. (120-1709)
по заявлению: ГУП "Московский метрополитен"
к Мосгосстройнадзору
о признании незаконным предписания,
в присутствии:
от заявителя: |
Антцибир О.В. по дов. от 01.10.2018; |
от заинтересованного лица: |
Корунова А.А. по дов. от 09.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2019, принятым по настоящему делу, заявление ГУП "Московский метрополитен" о признании незаконным предписания Мосгосстройнадзора от 28.05.2019 N 3752/19 об устранении выявленных нарушений при строительстве объекта капитального строительства, оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судом решением, Предприятие обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме.
В судебном заседании представитель Мосгосстройнадзора письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 28.05.2019 должностным лицом Мосгосстройнадзора в отношении Предприятия было вынесено предписание об устранении выявленных правонарушений N 3752/19.
Полагая, что вышеуказанное предписание вынесено незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200, 201 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Комитетом на основании Положения о Комитете государственного строительного надзора города Москвы, утвержденного постановления Правительства Москвы от 16 июня 2011 года N 272-ПП, Соглашения между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части своих полномочий в области государственного строительного надзора и иных видов государственного контроля (надзора) при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации, выводе из эксплуатации и ликвидации объектов Московского метрополитена, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2193-р, осуществляется федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности при строительстве, реконструкции, эксплуатации, выводе из эксплуатации и ликвидации на объектах Московского метрополитена.
Судом установлено, что в период с 15 по 23 мая 2019 года Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгосстройнадзор) проведена проверка объекта капитального строительства - Северо-Восточный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) ст. "Нижняя Масловка" - ст. "Авиамоторная". Этап 1.1.2. Участок линии от камеры съездов на площадке 5.2 до площадки 18, расположенного по адресу: ЦАО, район Басманный; ВАО, районы Сокольники, Преображенское, Соколиная гора.
Строительство ведется на основании разрешения на строительство N 77-107000-018182-Ю19 от 28.03.2019, сроком действия до 11.01.2022. Проектная документация прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение Мосгосэкспертизы от 08.02.2019 N 835/19/МГЭ/18789-2/2.
Произведен осмотр территории строительной площадки N 6 и прилегающей территории строительной площадке, бытового городка. Проведены исследования и испытания ограждающих конструкций котлована совместно с ГБУ "ЦЭИИС" (пл. N6 ст. "Электрозаводская").
Кроме того, рассмотрена проектная документация размещенная в Информационной теме обеспечения градостроительной деятельности города Москвы по адресу: ул. Можайский Вал, д. 9.
В ходе проверки, были выявлены нарушения части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), обязательных требований рабочей документации ТП-11-ОС23, а также п.п. а,б,г, п. 6 "Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства_", утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, п. 6.1.6, п. 6.3.2 СНиП 12-03-2001, п. 5.1.2, п. 5.2.3 СНиП 12-04-2002, п. 6.1.3 СНиП 12-01-2004, а именно: ГУП "Московский метрополитен" ненадлежащим образом осуществляет строительный контроль на объекте, что подтверждается отсутствием записей в общем журнале работ.
Данные нарушения зафиксированы актом проверки от 28.05.2019 N 3752/19 и фотоматериалами.
В соответствии с п. 4.7 статьи 2 указанного Соглашения в пределах, передаваемых настоящим Соглашением полномочий, Комитету переданы полномочия в том числе, по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях по объектам Московского метрополитена.
Протокол об административном правонарушении составлен 29.05.2019 в присутствии представителя ГУП "Московский метрополитен" Анцибир О.В., полномочия которой подтверждены доверенностью от 01.10.2018 N НЮ-09/636.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах.
Действия Общества посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, содержит риск возникновения аварий на опасных производственных объектах. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Согласно Свидетельству о регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов Государственное унитарное предприятие "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" зарегистрировано в качестве эксплуатирующей организации в соответствии с Федеральным законом от 21.06.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Полномочия государственного органа на выдачу предписания следуют из норм ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предписание от 28.05.2019 N 3752/19 выдано по факту выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований действующего законодательства.
Судом установлено, что ГУП "Московский метрополитен" является Инвестором-Застройщиком на основании контракта N 9555-м от 27.09.2013.
В соответствии с п. 7.2.5 Контракта, в обязанности Инвестора-Застройщика входит осуществление строительного контроля, который включает проведение следующих контрольных мероприятий: - проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения Заказчиком-генподрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; - проверка выполнения Заказчиком-генподрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов; - проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения Заказчиком-генподрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов и достоверности документирования его результатов; - совместно с Заказчиком-генподрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта, участков сетей инженерно-технического обеспечения; - иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным Контрактам.
В соответствии с ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
В соответствии с п. 3 "Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, строительный контроль проводится застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
В соответствии с п. 6 Положения строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
С учетом изложенного, заявитель обязан осуществлять строительный контроль на объекте, следовательно, является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Ссылки заявителя на пункты Контракта (п.п. 2.1, 2.2, 1.25, 8.2.29), которыми Заказчик-генподрядчик (АО "Мосинжпроект") наделяется обязанностью проводить строительный контроль за соблюдением последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительного объекта, соблюдением установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции, не могут освободить заявителя от публично-правовой обязанности осуществлять строительный контроль, кроме того опровергается положениями Контракта.
Соответствующие доводы жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требований о совершении конкретных действий оспариваемое предписание не содержит, в связи с чем выданное предписание не исполнимо, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Оспариваемым предписанием уполномоченный орган государственной власти указывает на необходимость устранения в установленный срок определенных нарушений требований и нормативов по осуществлению строительного контроля на объекте, которые приведены в предписании со ссылками на конкретные нормы права.
Определение более конкретных мер по исполнению оспариваемого предписания является волеизъявлением метрополитена, заявитель как профессиональный хозяйствующий субъект самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка заявителя на судебную практику подлежит отклонению, поскольку указанные в апелляционной жалобе судебные акты, приняты с учетом обстоятельств конкретных дел и не имеют преюдициального значения для рассматриваемого спора.
Таким образом, оспариваемое ГУП "Московский метрополитен" предписание является законным и обоснованным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они должным образом не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции следует признать законным, а в удовлетворении апелляционной жалобы Предприятия надлежит отказать. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2019 по делу N А40-214542/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-214542/2019
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ