город Ростов-на-Дону |
|
12 марта 2020 г. |
дело N А32-42334/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Емельянова Д.В., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная развлекательная компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.12.2019 по делу N А32-42334/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южная развлекательная компания" (ИНН 2339018050, ОГРН 1082339000996)
к Администрации Джубгского городского поселения Туапсинский район
(ИНН 2365004520, ОГРН 1052313100014),
при участии третьих лиц: Администрация Краснодарского края (ИНН 2308038402,
ОГРН 1022301224549), Администрации муниципального образования Туапсинский район (ИНН 2355006983, ОГРН 1032330758910)
о признании незаконным бездействия; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южная развлекательная компания" (далее - заявитель, ООО "ЮРК", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации Джубгского городского поселения Туапсинский район (далее - администрация) о признании незаконным бездействия Администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в непредоставлении в аренду земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта, согласованного протоколом о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций от 15.02.2019 г. "Порт Марина для парусных и моторных маломерных морских судов (первая очередь)" между Администрацией Краснодарского края, Администрацией муниципального образования Туапсинский район и обществом с ограниченной ответственностью "Южная развлекательная компания", согласно схеме, приложенной к обращению зарегистрированному администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района 13.03.2019 N 900; об обязании Администрацию Джубгского городского поселения Туапсинского района без проведения торгов, запроса дополнительной документации и сведений сформировать земельный участок и заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Южная развлекательная компания" договор аренды на 49 лет земельного участка для капитального строительства объектов спорта (5.1), развлечения (4.8), гостиничного обслуживания (4.7),общественного питания (4.6) и магазинов (4.4), сформированного согласно представленной в суд схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 22377 кв.м в границах согласно направленной через филиал ГАУ "МФЦ" в Туапсинском районе в заявлении от 27.08.2019 г. N 27082019-21110979-145 схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (уточненные требования, принятые судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Краснодарского края и Администрации муниципального образования Туапсинский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2019 в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано тем, что в нарушение требований законодательства Российской Федерации и Краснодарского края заявленные требования, а также признание уточненных требований ответчиком фактически направлены на получение земельного участка в обход установленной законом процедуры.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заинтересованные и третьи лица, являясь публичными органами власти, не предприняли предусмотренных законом мер, связанных с реализацией заключенного инвестиционного соглашения, что с учётом обращений истца, направленных на его реализацию, бесспорно свидетельствует о бездействии заинтересованных и третьих лиц в части как утверждения данного проекта в качестве масштабного, так и в части предоставления спорного земельного участка. Обжалуемым решением нарушены права и законные интересы заявителя, связанные с рассмотрением его обращений и предоставлением земельного участка в аренду для реализации инвестиционного проекта.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителем, Администрацией Краснодарского края и Администрацией муниципального образования Туапсинский район подписан протокол от 15.02.2019 о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций на территории Краснодарского края, в соответствии с которым на заявителя возложено обязательство реализовать проект "Порт Марина для парусных и моторных маломерных морских судов (первая очередь)" на территории муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края в пгт. Джубга.
Администрация Краснодарского края и Администрация муниципального образования Туапсинский район заявили о намерениях содействовать в реализации данного проекта в рамках своей компетенции.
Согласованным всеми сторонами планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации инвестиционного проекта к протоколу о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций от 15.02.2019 "Порт Марина для парусных и моторных маломерных морских судов (первая очередь)" предусмотрена обязанность заявителя реализовать мероприятия по подбору и приобретению прав на земельный участок до июня 2020.
Протоколом от 15.02.2019 предусмотрена обязанность заявителя до 01.11.2022 закончить проектирование и приступить к строительству объектов.
В связи с этим заявитель обратился к главе Администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района с заявлением о предоставлении земельного участка в границах, необходимых для размещения всех предусмотренных инвестиционным проектом зданий, строений, сооружений. Обращение принято и зарегистрировано Администрацией Джубгского городского поселения 13.03.2019 N 900, что подтверждено соответствующим штампом.
Однако ответ на указанное обращение от администрации в адрес общества не поступил, земельный участок не предоставлен.
Кроме того, через ГАУ КК "МФЦ" в Туапсинском районе в администрацию Джубгского городского поселения Туапсинского района обществом подано заявление от 27.08.2019 N 27082019-21110979-145 об утверждении схемы расположения земельного участка, которое также не рассмотрено.
Заявитель полагая, что Администрация Джубгского городского поселения своим бездействием по не предоставлению заявителю земельного участка в аренду нарушает права общества с ограниченной ответственностью "Южная развлекательная компания" обратился в суд с настоящим заявлением.
Администрация Краснодарского края, возражая против заявленных требований указала, что настоящее заявление общества и признание Администрацией Джубгского городского поселения заявления направлены на получение спорного земельного участка в обход установленной законом процедуры, что нарушает требования действующего законодательства.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для отмены решения суда об отказе в удовлетворении заявления общества ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Законом Краснодарского края от 4 марта 2015 г. N 3123-КЗ "О предоставлении юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения" (далее - Закон N 3123-КЗ) установлены критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
В соответствии со статьей 3.1 Закона N 3123-КЗ порядок принятия решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта, объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения критериям, при соблюдении которых допускается предоставление земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, утверждается нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Порядок принятия решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта, объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения критериям, установленным Законом Краснодарского края от 4 марта 2015 г. N 3123-КЗ, при соблюдении которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов (далее - Порядок) утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 июня 2015 г. N 522.
В соответствии с Порядком департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим рассмотрение заявлений и документов юридических лиц на соответствие масштабных инвестиционных проектов, для размещения которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, критериям, установленным Законом N 3123-КЗ, по пунктам "а", "б" и "е" статьи 1 Закона N 3123-КЗ.
Решение о соответствии объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов, для размещения которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, критериям, установленным Законом N 3123-КЗ, оформляется в виде распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Суд первой инстанции установил, что ООО "Южная развлекательная компания" обратилось с заявлением не в соответствующий уполномоченный орган, а в Администрацию Джубгского городского поселения, не уполномоченную на рассмотрение подобного рода заявления.
В департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края общество в установленном порядке до обращения в суд с настоящим заявлением не обращалось, решение о соответствии (несоответствии) масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным статьей 1 Закона N 3123-КЗ, не принималось.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что в нарушение требований законодательства Российской Федерации и Краснодарского края заявленные требования, а также признание уточненных требований ответчиком фактически направлены на получение земельного участка в обход установленной законом процедуры.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не обращался с заявлением в уполномоченный орган по рассмотрению указанных заявлений.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что Администрация Джубгского городского поселения имеет полномочия по заключению договора аренды испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с Порядком департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим рассмотрение заявлений и документов юридических лиц на соответствие масштабных инвестиционных проектов, для размещения которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, критериям, установленным Законом N 3123-КЗ, по пунктам "а", "б" и "е" статьи 1 Закона N 3123-КЗ.
Суд первой инстанции установил, что ООО "Южная развлекательная компания" не обращалась с заявлением в департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2019 по делу N А32-42334/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42334/2019
Истец: ООО "Южная развлекательная компания"
Ответчик: Администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района
Третье лицо: Администрация Краснодарского края, Администрация муниципального образования Туапсинский район