г. Санкт-Петербург |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А42-10414/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Куляевым С.Д.,
при участии:
лица, участвующие в деле: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1006/2020) Администрации МО городского поселения Кола Кольского р-на на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.11.2019 по делу N А42-10414/2019, принятое
по иску Администрации МО городского поселения Кола Кольского р-на
к ПАО "Мурманская ТЭЦ"
о взыскании,
установил:
администрация муниципального образования городское поселение Кола Кольского района (ОГРН 1025100588765, ИНН 5105020606; Мурманская обл., г.Кола, ул.Каменный остров, 5; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к публичному акционерному обществу "Мурманская ТЭЦ" (ОГРН 1055100064524, ИНН 5190141373; Мурманская область, г.Мурманск, ул.Шмидта, 14; далее - Общество) о взыскании 9 915 398 руб. 64 коп. убытков.
Решением от 27.11.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 27.11.2019, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просят отменить обжалуемый судебный акт.
В жалобе Администрация ссылается на то, что тепловые сети находятся в собственности Администрации и Общество самовольно, без заключения договора, без оплаты и приборов учета использовало в своих коммерческих целях тепловые сети, получая прибыль за счет бюджета.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с 02.09.2010 за муниципальным образованием г.п.Кола зарегистрировано право собственности на тепловые сети от павильона Южной котельной П-2/4А до центрального теплового пункта ст.Кола ул.Приморская д.2.
В 2017 году Общество через указанные сети осуществляло поставку тепловой энергии и горячей воды исполнителям и потребителям коммунальных услуг, в том числе населению городского поселения городского поселения Кола, до границы балансовой принадлежности своих сетей, что установлено вступившим в законную силу судебными актами по делу Арбитражного суда Мурманской области N А42-4143/2018.
Ссылаясь на то, что указанный участок тепловой сети муниципального образования использовался ответчиком для транспортировки тепловой энергии без заключения договора, в результате чего причинены убытки в размере потерь тепловой энергии, затрат муниципального бюджета на ремонт тепловой изоляции, Администрация в претензии от 22.11.2018 предложила возместить убытки. В связи с неисполнением требований претензии Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что тариф на услуги по передаче тепловой энергии по спорным тепловым сетям не установлен, в связи с чем требование возмещения затрат на ремонт этих сетей и тепловых потерь неправомерно.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (статья 1 Закона о теплоснабжении).
Законом о теплоснабжении в частности регламентированы условия и порядок осуществления деятельности по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем и передаче их потребителям, место исполнения обязательств субъектами этой деятельности, правила формирования регулируемой цены для расчетов между ними и потребителями, а также правила построения договорных отношений в пределах одной системы теплоснабжения.
Согласно Закону о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (часть 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении).
Исходя из изложенного доставка тепловой энергии, теплоносителя до потребителя с использованием тепловых сетей иных лиц в пределах одной системы теплоснабжения не признается неосновательным пользованием чужим имуществом (определение Верховного Суда Российской Федерации N 304-ЭС16-16267).
В данном случае под собственниками или иными законными владельцами тепловых сетей понимаются лица, которые не имеют статуса субъектов, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии. В данном случае таким собственником является муниципальное образование.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 08.08.2012, пункты 10.1, 58, 61.2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации N 20-э/2 от 06.08.2004).
В силу пункта 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, собственник или владелец тепловых сетей оплачивает потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии, включая аварийные потери тепловой энергии, возникшие в сетях в результате их ненадлежащего содержания.
Как следует из материалов дела, тепловые сети, расположенные и от павильона Южной котельной П-2/4А до центрального теплового пункта ст. Кола ул. Приморская д. 2., находятся в собственности муниципального образования город Мурманск, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая, что тепловые сети являются муниципальной собственностью и относятся к социально значимым объектам, обеспечивающим теплоснабжение, именно на муниципальном образовании лежит обязанность по осуществлению теплоснабжения, в том числе населения и решению вопросов теплоснабжения.
В ином случае освобождение муниципального образования от обязанности нести расходы, связанные с эксплуатацией указанного имущества, поставит в неблагоприятное положение ресурсоснабжающую организацию, которая, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы по потерям теплоэнергии в не принадлежащих ей сетях.
В силу части 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Тариф на услуги передачи тепловой энергии по тепловым сетям от павильона Южной котельной П-2/4А до центрального теплового пункта ст.Кола ул.Приморская д.2 Администрации не установлен, поэтому она не вправе требовать возмещения затрат на ремонт этого имущества, а также оплаты тепловых потерь, возникших в тепловых сетях муниципального образования.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении искового заявления.
Обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.2019 по делу N А42-10414/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10414/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ КОЛА КОЛЬСКОГО РАЙОНА
Ответчик: ПАО "МУРМАНСКАЯ ТЭЦ"