г. Москва |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А41-46151/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Управления Росреестра по Московской области: Дудкина О.В., по доверенности от 27.12.2019;
от ООО "СЗ "Группа Компаний "СУ 22": Гавриков М.Ю., по доверенности от 05.12.2019 от Администрации Щелковского муниципального района: не явились, извещены;
от Администрации г.п. Свердловское: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 ноября 2019 года по делу N А41-46151/19 по заявлению ООО "СЗ "Группа Компаний "СУ 22" к Управлению Росреестра по Московской области, третьи лица: Администрация Щелковского муниципального района, Администрация г.п. Свердловское, о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЗ "Группа Компаний "СУ 22" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 27.02.2019 об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности заявителя на земельный участок КН 50:14:0030503:6256 и обязании Управления внести в ЕГРН запись о прекращении права собственности ООО "СЗ "Группа Компаний "СУ 22" на земельный участок КН 50:14:0030503:6256.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 ноября 2019 года по делу N А41-46151/19 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка КН 50:14:0030503:6256, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
На указанном земельном участке расположены подземные очистные сооружения ливневой канализации, КН 50:14:0030503:4814, принадлежащие Обществу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок КН 50:14:0030503:6256 в связи с отказом от своего права.
Решением Управления от 27.02.2019 отказано в государственной регистрации прекращения права собственности заявителя на земельный участок КН 50:14:0030503:6256 со ссылкой на то, что согласно данным ЕГРН на земельном участке расположен объект недвижимого имущества КН 50:14:0030503:4814, прекращение права собственности на земельный участок без прекращения права собственности в отношении расположенного на нем строения противоречит требованиям п. 5 ст. 1 ЗК РФ.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным и необоснованным, указывая, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
Частью 1 статьи 26 Закона о регистрации предусмотрены основания для приостановления государственного учета и (или) государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона о регистрации.
В соответствии со статьей 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 12 статьи 29 Закона о регистрации приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок установлены пунктом 2 статьи 53 Земельного кодекса, согласно которому отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона о регистрации государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли.
К указанному в части 1 настоящей статьи заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на эти земельный участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (часть 2 частью 1 статьи 56 Закона о регистрации).
При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права (часть 4 частью 1 статьи 56 Закона о регистрации).
В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 53 Земельного кодекса отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Как указано в пункту 1.1 статьи 19 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Таким образом, в данном случае при отказе общества от земельного участка, право собственности переходит к муниципальному образованию Свердловский, на территории которого он расположен.
В обоснование отказа в государственной регистрации прекращения права собственности в отношении объекта недвижимости - земельный участок с КН: 50:14:0030503:6256 Управление сослалось на наличие на указанном земельном участке объекта недвижимого имущества с КН 50:14:0030503:4814, принадлежащего обществу. По мнению Управления, прекращение права собственности на земельный участок без прекращения права собственности в отношении расположенного на нем строения противоречит требованиям п. 5 ст. 1 ЗК РФ.
Действительно, согласно принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленного подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса, пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса установлен запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу.
При этом под отчуждением понимается передача имущества, принадлежащего одному лицу, в собственность другого лица.
Таким образом, в силу закона следствием отказа юридического лица от права собственности на земельный участок является переход права собственности на него к публичному образованию, что фактически означает отчуждение земельного участка, которое не может осуществляться в отрыве от передачи прав на соответствующую недвижимость.
Вместе с тем, согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство включены в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (пункты 1, 2 Перечня).
Согласно статье 2 Закона Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется разрешения на строительство на территории Московской области" указано, что получение разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях строительства:
- объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 киловольт включительно;
- строительства, реконструкции водопроводных сетей с внутренним диаметром труб до 300 миллиметров включительно до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам водоснабжения объектов капитального строительства.
Кроме того, согласно введенному Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ пункту 1.1 статьи 39.ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Таким орбразом, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, которым установлен запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу в данном конкретном случае не применим к спорным отношениям, поскольку указанные объекты: водопровод, линии электропередач классом напряжения до 20 кВ, сооружения кабельной канализации, оформленные в частную собственность, являющиеся неотъемлемой частью жилой застройки и обеспечивающие его жизнедеятельность, по Закону Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-ОЗ и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, могут размещаться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков, и установления сервитутов, а на основании пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки не предоставляются в собственность или в аренду собственникам указанных объектов недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый отказ незаконным.
Довод апелляционной жалобы о введении запрета регистрационных действий в отношении спорного земельного участка апелляционным судом отклоняется, так как постановлением Щелковского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Московской области от 26.09.2019 указанный запрет снят (том 1 л.д. 101-119).
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 ноября 2019 года по делу N А41-46151/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46151/2019
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК"ГРУППА КОМПАНИЙ"СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 22"
Ответчик: УФС ГР кадастра и картографии по МО
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКИЙ ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Щелковского муниципального района, УФС ГР кадастра и картографии по МО