г. Киров |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А29-10509/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройбаза"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2019 по делу N А29-10509/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Стройбаза" (ИНН 1101065398, ОГРН 1071101009000)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1041100422560)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (ИНН 1101301856, ОГРН 1061101039779)
о признании действий незаконными, об обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройбаза" (далее - ООО "Стройбаза", истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", ответчик) о признании действий ПАО "Т Плюс" по выставлению счета-фактуры N 790/2747/25716 от 31.10.2018 незаконными, об обязании ПАО "Т Плюс" выставить корректировочный счет-фактуру к счету-фактуре N 790/2747/25716 от 31.10.2018 с учетом акта передачи потребителем показаний приборов учета от 26.10.2018.
Определением суда от 29.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - третье лицо, АО "КЭК").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Стройбаза" с принятым решением не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2019 по делу N А29-10509/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, решение суда является незаконным и необоснованным. Истец в апелляционной жалобе указывает, что на объектах, принадлежащих ООО "Стройбаза", был установлен новый вычислитель количества теплоты СТД заводской номер 5808. Данный тепловычислитель обеспечивает измерения тепловой энергии по 2 индивидуальным тепловым пунктам. К первому каналу измерений вышеуказанного тепловычислителя подключен объект по адресу: м. Дырнос, 5/4 мастерские; ко второму каналу измерений объект по адресу м. Дырнос, 5/1, административное здание. Суд при вынесении решения не учел и не дал правовой оценки тому, что 17 августа 2018 года ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Коми" выдало свидетельство о поверке прибора учета с заводским номером 5808, которое действительно до 16 августа 2022 года. А также, что 25 сентября 2019 года истец получил паспорт готовности к отопительному сезону, подписанный руководителем администрации МО ГО "Сыктывкар". Заявитель указывает, что истцом 22 октября 2018 года была представлена копия акта передачи потребителем показаний нового прибора учета за период с 26.09.2018 по 22.10.2018, который принят и подписан ответчиком без замечаний.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, просит оставить решение суда - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "КЭК" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29 января 2020 года и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30 января 2020 года в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец и ответчик заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.05.2011 ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" (теплоснабжающая организация, правопредшественник ответчика) и ООО "Стройбаза" (потребитель) заключили договор теплоснабжения N 2747 (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) (далее - Договор), согласно пункту 1.1 которого теплоснабжающая организация обязуется подавать тепловую энергию в горячей воде, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и (или) теплоносителя.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Договора теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 2 к договору), в количестве и режиме, предусмотренном Приложением N 1, и с качеством в соответствии с условиями Договора. Сведения об объектах потребителя и субабонентов приведены в Приложении N3 к Договору.
Порядок учета потребленной тепловой энергии (мощности) и теплоносителя согласован сторонами в разделе 3 Договора.
Точки поставки потребителя должны быть оборудованы приборами учета тепловой энергии, теплоносителя, допущенными к эксплуатации в соответствии с правилами учета тепловой энергии и теплоносителя. Использование приборов учета, исключенных из реестра измерений, не допускается. Потребитель несет ответственность за сохранность и техническое состояние приборов учета. Ремонт и замена приборов учета потребителя производится за счет потребителя. Установка (перестановка), замена и снятие приборов учета производится только в присутствии представителя теплоснабжающей организации (пункт 3.1 Договора).
В силу пункта 3.2 Договора учет количества потребленной тепловой энергии теплоносителя, контроль договорных величин потребления тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по допущенным в эксплуатацию представителем теплоснабжающей организацией коммерческим приборам учета потребителя.
При отсутствии у потребителя приборов учета, а также в случае выхода их из строя, либо при непредоставлении потребителем данных о потреблении в установленные сроки, количество тепловой энергии, потребленной потребителем, определяется теплоснабжающей организации расчетным способом (пункт 3.3 Договора).
Согласно пункту 3.4 Договора при установке приборов учета не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, количество учтенной ими энергии увеличивается (в случае установки приборов учета на сетях потребителя после границы балансовой принадлежности сторон) или уменьшается (в случае установки приборов учета на сетях теплоснабжающей организации до границы балансовой принадлежности сторон) на величину тепловых потерь и утечек в сети от границы балансовой принадлежности сторон до места установки приборов учета, определенную расчетным методом.
Договор действует с 16.05.2011 по 15.05.2012 включительно. Договор считается продленным на тот же срок на тех же условиях, если не менее, чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении, изменении Договора или о заключении нового договора (пункты 7.1, 7.4 Договора).
В приложении N 5 к Договору приведен перечень коммерческих расчетных приборов узла учета тепловой энергии и место их установки, в том числе объект "Административный корпус", Дырнос, 5/1, прибор учета "Вычислитель ВТД-В", заводской номер 5808.
17.08.2018 ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Коми" выдало свидетельство о поверке прибора учета, которое действительно до 16 августа 2022 года.
26.10.2018 представителем АО "КЭК" был составлен акт передачи потребителем показаний приборов учета, тепловычислитель N 5808, в соответствии с которым ООО "Стройбаза" потратило тепловой энергии за октябрь 2018 года 10,24 Гкал, по теплоносителю 0,17 м. куб.
13.11.2018 ПАО "Т Плюс" выставило ООО "Стройбаза" счет-фактуру N 790/2747/25716 от 31.10.2018, согласно которой расхождения в показании прибора учета и составленному акту составили по тепловой энергии - 30,016 Гкал, по теплоносителю - 2,947 м. куб. на сумму 70 353 рубля 57 копеек.
19.11.2018 ООО "Стройбаза" направило в адрес ПАО "Т плюс" претензию с просьбой переделать счет-фактуру по показаниям акта передачи показаний приборов учета от 26.10.2018.
Ответа на претензию от ответчика не последовало.
20.03.2019 истец получил от ответчика предупреждение о возможности введения ограничения подачи тепловой энергии в случае неуплаты задолженности в размере 70 672 рубля 80 копеек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательств должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Из пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом в спорный период тепловой энергии на объект ответчика подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на объектах, принадлежащих ООО "Стройбаза", установлен вычислитель количества теплоты СТД, заводской номер 5808. Данный тепловычислитель обеспечивает измерения тепловой энергии по 2 индивидуальным тепловым пунктам. К первому каналу измерений вышеуказанного тепловычислителя подключен объект по адресу: м. Дырнос, 5/4 мастерские; к второму каналу измерений объект по адресу м. Дырнос, 5/1, административное здание.
Ответчик пояснил, что с 05.09.2018 прибор учета, фиксирующий потребление тепловых ресурсов объектов, расположенных в м. Дырнос, 5/1, м. Дырнос, 5/4 считается вышедшим из строя, что отражено в актах передачи потребителем показаний приборов учета за сентябрь, октябрь 2018 года (т. 2, л.д. 66-69), в связи с чем количество поставленной тепловой энергии произведено ПАО "Т Плюс" расчетным методом.
Заявитель, ссылаясь на то, что 17 августа 2018 года ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Коми" выдало свидетельство о поверке прибора учета с заводским номером 5808, которое действительно до 16 августа 2022 года, не согласен с порядком определения ответчиком объема поставленного ресурса.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) коммерческий учет теплоносителя представляет собой установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов (часть 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
Пункт 75 Правил N 1034 содержит перечень случаев, на основании которых узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя. К таким случаям отнесены:
а) отсутствие результатов измерений;
б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета;
в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей;
г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета;
д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета;
е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков);
ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Согласно подпункту "е" пункта 75 Правил N 1034 узел учета считается вышедшим из строя в случае истечения срока поверки любого из приборов (датчиков).
Из положений пункта 83 Правил N 1034 следует, что в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.
В пункте 114 Правил N 1034 установлено, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил N 1034, под неисправностью средств измерений узла учета понимается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).
Согласно пункту 14 Правил N 1034 используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
По истечении установленного срока поверки прибора учета, его показания об объеме потребляемой энергии не могут считаться достоверными. Такой прибор приравнивается законодателем к неисправному средству измерения, а, значит, его показания не могут быть приняты к коммерческому учету. Поэтому расчет объемов отпущенной тепловой энергии в таких случаях должен производиться в силу прямого указания законодателя с применением расчетного метода.
Согласно свидетельству о поверке, поверка тепловычислителя, счетчика действительна до 04.09.2018 (т. 2, л.д. 63).
Действительно, как указывает заявитель, 17.08.2018 ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Коми" выдало свидетельство о поверке прибора учета, которое действительно до 16 августа 2022 года.
Вместе с тем в силу пункта 3 Правил N 1034 "ввод в эксплуатацию узла учета" - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Согласно пункту 58 Правил N 1034 узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.
Таким образом, с момента подписания акта прибор учета является допущенным в эксплуатацию в качестве коммерческого и расчеты должны осуществляться с учетом его показаний.
Порядок установки узлов учета тепловой энергии и их принятия в эксплуатацию, требования, предъявляемые к узлам учета, правильность их установки также определены в Правилах N 1034.
В силу пунктов 62, 63 Правил N 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией, создаваемой владельцем узла учета, в составе: представителя теплоснабжающей организации, представителя потребителя и представителя организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 1034 для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:
а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
При этом, согласно пункту 65 Правил N 1034 документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
Пунктом 66 Правил N 1034 установлен порядок приемки узла учета тепловой энерги в эксплуатацию, при котором в частности проверяется соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам.
При отсутствии замечаний к узлу учета он согласно пунктам 67, 68, 69 Правил N 1034 вводится в эксплуатацию (о чем составляется соответствующий акт) и пломбируется.
Из материалов дела следует, что лишь 13 ноября 2018 года ООО "Стройбаза" обратилось к ответчику с заявкой на опломбировку преобразователя расхода, преобразователя температуры, тепловычислителя, установленных после поверки (т. 2, л.д. 116).
С данной заявкой в ПАО "Т Плюс" были представлены копии свидетельств о поверке, на которые ссылается заявитель.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств направления в адрес ответчика документов о поверке приборов учета ранее 13.11.2018.
В соответствии с актами проверки узла учета тепловой энергии у потребителя (т. 2, л.д. 64-67) узел учета истца был допущен в эксплуатацию с 04.02.2019.
Учитывая изложенное, оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в спорный период у ПАО "Т Плюс" отсутствовала обязанность расчета объема поставленных тепловых ресурсов по прибору учета, в связи с чем правомерно отказал истцу в удовлетворении требований.
Само по себе несогласие заявителя с выраженной арбитражным судом оценкой представленным доказательствам и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может считаться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2019 по делу N А29-10509/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройбаза" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10509/2019
Истец: ООО Стройбаза
Ответчик: ПАО Т Плюс
Третье лицо: АО Коми энергосбытовая компания