г. Чита |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А19-20103/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2019 года по делу N А19- 20103/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СУАЛ - ПМ" (ОГРН 1023802255652, ИНН 3821008485) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406) о признании незаконным решения N048V13190000055 от 24.04.2019, на основании которого Фонд признал неправомерным уменьшение страховых взносов за 2015 и 2016 год в размере 2 127 231,07 руб., в связи с исключением из объекта обложения страховыми взносами выплат социального характера в виде дотаций на питание, оплаты путевок на санаторно-курортное лечение, материальной помощи в связи с выходом на пенсию, а также предложил Обществу отразить недоимку в размере 2 127 231,07 руб. и представить уточненный расчет по страховым взносам и корректирующие индивидуальные сведения на работников; о признании незаконными решений об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов N048F07190002370 и N048F07190002372 от 19.06.2019 на общую сумму 1 091 337,27 руб., третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области (ОГРН 1043801433873, ИНН 3810036667),
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СУАЛ - ПМ" (далее - ООО "СУАЛ - ПМ", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (далее - Управление Пенсионного фонда, Фонд) о признании незаконным решения N 048V13190000055 от 29.04.2019, на основании которого Фонд признал неправомерным уменьшение страховых взносов за 2015 и 2016 год в размере 2 127 231,07 руб., в связи с исключением из объекта обложения страховыми взносами выплат социального характера в виде дотаций на питание, оплаты путевок на санаторно-курортное лечение, материальной помощи в связи с выходом на пенсию, а также предложил Обществу отразить недоимку в размере 2 127 231,07 руб. и представить уточненный расчет по страховым взносам и корректирующие индивидуальные сведения на работников; признать незаконными решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов N 048F07190002370 и N 048F07190002372 от 19.06.2019, на общую сумму 1 091 337,27 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области N 048V13190000055 от 29.04.2019, N 048F07190002370 от 19.06.2019, N 048F07190002372 от 19.06.2019, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "СУАЛ-ПМ", как несоответствующие Федеральному закону N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с нормами действующего законодательства. Взысканы с заинтересованного лица в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2019 года по делу N А19- 20103/2019, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления Пенсионного фонда, спорные выплаты являются элементами оплаты труда и произведены в рамках трудовых отношений, следовательно, они подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов. Таким образом, оспариваемые решения, вынесенные в отношении общества, законны и обоснованы.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором заявитель с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.01.2020.
Лица, участвующие в деле, представителя в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество 09.11.2018 представило в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области уточненный расчет по страховым взносам за 2016 год, в соответствии с которым исключило из объекта обложения страховыми взносами за 2015- 2016 годы выплаты социального характера: дотации на питание, путевки на санаторно-курортное лечение, материальную помощь в связи с выходом на пенсию.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов за 2015-2016 годы составила 2 141 276,76 руб., в том числе: за 2015 год 829 664.30 руб., в т.ч.: на обязательное пенсионное страхование на 584 733,22 руб.; на обязательное медицинское страхование на 244 931,08 руб., за 2016 год 1 311 612,49 руб., в т.ч.: на обязательное пенсионное страхование на 966 579,80 руб.; на обязательное медицинское страхование 345 032,69 руб.
Во исполнение уточненного расчета Общество 07.12.2018 направило заявление на частичный возврат излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год, а также за 2016 год в размере 1 286 434,66 руб., в том числе: за 2015 год 829 664,30 руб., в т.ч.: на обязательное пенсионное страхование на 584 733,22 руб.; на обязательное медицинское страхование на 244 931,08 руб.. за 2016 год 456 770,36 руб., в т.ч.: на обязательное пенсионное страхование на 111 737,67 руб.; па обязательное медицинское страхование 345 032,69 руб.
Проверка обоснованности исключения выплат социального характера из базы для начисления страховых взносов была проведена Фондом в ходе повторной выездной проверки за период с 01.01.2015 по 31.12.2016. о чем составлен Акт выездной проверки N 048М10190000230 от 04.04.2019.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений общества, представленных на акт выездной проверки, Фонд вынес решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах N 048V13190000055 от 29.04.2019, на основании которого Фонд признал неправомерным занижение базы по страховым взносам и уменьшение страховых взносов на сумму 2 127 231,07 руб. за 2015-2016 гг., в связи с исключением из объекта обложения страховыми взносами выплат социального характера.
Фонд также предложил обществу отразить недоимку в размере 2 127 231,07 руб., представить уточненный расчет по страховым взносам и корректирующие индивидуальные сведения на работников.
В отношении направленных обществом заявлений на возврат излишне уплаченных страховых взносов Фонд принял: 1) решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов N 048F07190002369 и N 0481F07190002371 от 19.06.2019 на общую сумму 195 097.39 руб.; 2) решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов N 0481F07190002370 и N 0481F07190002372 от 19.06.2019 на общую сумму 1 091 337.27 руб.
Полагая, что решения Фонда противоречат законодательству и нарушают права и законные интересы плательщика страховых взносов, общество с ограниченной ответственностью "СУАЛ - ПМ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области о признании незаконным решения N 048V13190000055 от 29.04.2019, на основании которого Фонд признал неправомерным уменьшение страховых взносов за 2015 и 2016 год в размере 2 127 231,07 руб., в связи с исключением из объекта обложения страховыми взносами выплат социального характера в виде дотаций на питание, оплаты путевок на санаторно-курортное лечение, материальной помощи в связи с выходом на пенсию, а также предложил Обществу отразить недоимку в размере 2 127 231,07 руб. и представить уточненный расчет по страховым взносам и корректирующие индивидуальные сведения на работников; о признании незаконными решений об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов N 048F07190002370 и N 048F07190002372 от 19.06.2019, на общую сумму 1 091 337,27 руб.; об обязании принять решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере 12 863 735,03 руб.; об обязании направить принятое решение о возврате в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 19 по Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), 6 возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Процедура принятия Фондом оспариваемого решения проверена судом, признана соблюденной и заявителем не оспаривается.
Как следует из содержания оспариваемого решения N 048V13190000055 от 29.04.2019, Управлением Пенсионного фонда по результатам проведенной повторной проверки сделан вывод о нарушениях, допущенных страхователем при исчислении страховых взносов за 2015-2016 год, в виде исключения из облагаемой базы следующих выплат, не поименованных в законодательном перечне исключаемых из облагаемой базы: материальной помощи при увольнении работника, компенсация или оплата стоимости путевок в оздоровительные учреждения, дотация на питание. При этом, Фонд исходил из того, что данные выплаты производятся в рамках трудовых отношений; не поименованы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Иных оснований для доначисления страховых взносов по данным эпизодам Фондом в оспариваемых решениях не приведено.
Отклоняя указанную позицию Управления Пенсионного фонда, апелляционный суд поддерживает правильные выводы суда первой инстанции о недоказанности правомерности принятого им решения, который обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявитель является плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего 7 Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Следовательно, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 названного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
С учетом изложенного, доводы Фонда (со ссылкой на положения статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) о том, что все выплаты в пользу работника, производимые работодателем на основании внутренних положений организации, подлежат обложению страховым взносами, являются ошибочным, основанным на неверном толковании вышеуказанных норм права.
Как правильно установлено судом первой инстанции, между работодателем - обществом с ограниченной ответственностью "СУАЛ - ПМ" и его работниками заключен коллективный договор на 2014-2016 годы.
Также, между работодателем - обществом с ограниченной ответственностью "СУАЛ - ПМ" и его работниками заключен коллективный договор на 2015-2016 годы.
Разделом 2 указанных коллективных договоров предусмотрена обязанность работодателя: лицам, увольняющимся с предприятия в связи с уходом на пенсию при достижении пенсионного возраста, в том числе, льготного, в связи с получением работником инвалидности, производить выплату единовременной материальной помощи в зависимости от общего стажа работы на предприятии (пункт 2.1.7 коллективных договоров); предоставлять льготные путевки санаторно-курортного лечения для обеспечения возможности полноценного отдыха и оздоровления работников и их детей в возрасте до 15 лет согласно бюджету социальной программы и выделенным средствам из Федерального бюджета (в соответствии с утвержденным положением) (пункт 2.1.11 коллективных договоров); с целью повышения социальной защищенности и для обеспечения работников качественным питанием работодатель вправе предоставлять работникам дотацию на питание.
Основанием для предоставления дотации является локальный нормативный акт, определяющий порядок предоставления и размер дотации на питание (пункт 2.1.17 договора на 2014-2016 годы; пункт 2.1.14 договора на 2015-2016 годы).
Обществом с ограниченной ответственностью "СУАЛ - ПМ" 30.12.2014 утверждено Положение о порядке безналичного расчета в покупке питания по дотации на питание работникам ООО "СУАЛ-ПМ".
В соответствии с пунктом 2.1 положения дотация на питание предоставляется всем работникам предприятия, работающим по трудовому договору, в сумме 90 руб. в каждую рабочую смену за полностью отработанную смену. В дни, когда работник находился в командировке, на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, дотация не предоставляется.
Обществом с ограниченной ответственностью "СУАЛ - ПМ" 17.12.2013 утверждено Положение о порядке выдачи путевок на оздоровление работникам ООО "СУАЛ-ПМ" и членам их семей.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, между обществом и его работниками заключен коллективный договор в целях создания системы социально-трудовых отношений, которая бы способствовала стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, установлению социально-трудовых прав и гарантий, реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон.
С учетом вышеприведенных норм и содержания положений коллективных договоров, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорные выплаты не являются стимулирующими или компенсирующими выплатами, имеют социальный характер, не обусловленный выполнением трудовых функций. Выплаты производятся вне зависимости от результатов работы, не зависят от квалификации работников, сложности и качества выполнения самой работы; не являются вознаграждением за труд.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012.
Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц, поэтому выплаты социального характера, не относящие к оплате труда и не предусмотренные трудовым договором, не подлежат обложению страховыми взносами, и положения указанных статей на них не распространяются.
Между тем, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Таким образом, выплачиваемое работнику выходное пособие, предусмотренное коллективным договором, в качестве дополнительной гарантии и компенсации при увольнении, является компенсационной выплатой при увольнении, установленной законодательством Российской Федерации.
Выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Таким образом, поскольку выплаченные обществом своим сотрудникам указанные суммы признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области N 048V13190000055 от 29.04.2019, N 048F07190002370 от 19.06.2019, N 048F07190002372 от 19.06.2019, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "СУАЛ-ПМ", не соответствуют Федеральному закону N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в связи с чем, подлежат признанию недействительными.
Апелляционному суду сторонами приведены доводы аналогичные доводам, заявленным суду первой инстанции. Судом первой инстанции всем доводам дана надлежащая оценка. Суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, ссылки на которые приведены в решении суда.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2019 года по делу N А19- 20103/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20103/2019
Истец: ООО "СУАЛ-ПМ"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области