город Ростов-на-Дону |
|
12 марта 2020 г. |
дело N А32-34745/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Недра"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.12.2019 по делу N А32-34745/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Недра"
(ИНН 2305024680, ОГРН 1072305000778)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
(ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
о признании незаконным отказа и обязании заключить договор аренды,
принятое в составе судьи Кирий О.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Недра" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо) о признании отказа от 23.04.2019 незаконным и обязании заключить договор аренды лесного участка, расположенного в границах Горячеключевского лесничества, Ключевского участкового лесничества, кв. 78А, части выделов 10, 13, 14, 17, 18, 27, 29 с видом разрешенного использования - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2019 по делу N А32-34745/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Недра" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что форма заявления о предоставлении лесного участка в аренду размещена на официальном сайте Министерства, представлена в единственном варианте, содержит разъяснения по порядку заполнения (бланк). Заявителем заполнены все разделы заявления в соответствии с разъяснениями, представлены документы, перечень которых приведен в разделе "приложение" бланка заявления.
Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, следует, что никаких нарушений требований регламента по оформлению заявления и приложенных к нему документов не имелось.
Кроме того, в отношении наличия лицензии судом первой инстанции не учтено, что оформление и выдача лицензии не носит заявительный характер, а является обязанностью Министерства, в то время как приказ о предоставлении испрашиваемого участка заявителю Министерством был принят.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство рассмотрено судом и удовлетворено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента строительства Краснодарского края N 512 07.12.2011 обществу с ограниченной ответственностью "Недра" выдана лицензия КРД 80278 ТР от 14.12.2011 N 278 на право пользования недрами с целью разведки и добычи на Грищенковском месторождении.
В связи с чем, с целью осуществления деятельности по разведке и добыче песка в Грищенковском месторождении между Министерством природных ресурсов Краснодарского края и обществом с ограниченной ответственностью "Недра" заключен договор аренды от 11.09.2014 N 59/14 лесного участка, площадью 9,17 га, расположенный по адресу г. Горячий Ключ, Горячеключевское лесничество, Ключевское участковое лесничество, квартал 78А выдел 16, части выделов 10,13,14,17,18,27,29 сроком с 11.09.2013 по 05.12.2060.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2015 по делу N А32-37398/2015 выше указанный договор аренды расторгнут в связи с нарушением арендатором обязательств по своевременному внесению арендной платы.
18.03.2019 заявитель обратился к министерству с заявлением о предоставлении спорного лесного участка в аренду. С видом использования - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины, связанной с видом использования лесов - разведка и добыча песка на Грищенковском месторождении.
Письмом от 23.04.2019 N 202-06.3-10-12159/19 министерство отказало обществу в предоставлении в аренду спорного лесного участка.
Отказ министерства мотивирован следующим:
- заявление и приложенные к нему документы поданы заявителем с нарушением требований, установленных подпунктами 1.2 пункта 2.6 административного регламента, а именно: не приложен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени общества (требование подпункта 1 подпункта 2 пункта 2.6 административного регламента); в заявлении отсутствовали реквизиты банковского счета (требование подпункта 1 I пункта 1 пункта 2.6 административного регламента); в заявлении не указан кадастровый номер земельного (лесного) участка (требование подпункта 4 подпункта 1 пункта 2.6 административного регламента); отсутствовали реквизиты решения о предварительном согласовании представления лесного участка (требование подпункта 5 подпункта 1 пункта 2.6 административного регламента); отсутствовали обоснование цели, вида и срока использования лесных участков, вместо обоснования приведены нормы права, регламентирующие использования лесов для испрашиваемых целей (требование подпункта 3 подпункта 1 пункта 2.6 административного регламента).
- по данным лесохозяйственного регламента Горячеключевского лесничества, утвержденного приказом министерства от 01.02.2018 N 181 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств", лесные участки из состава земель лесного фонда Горячеключевского участкового лесничества в квартале 78А, выдел 16, части выделов 10, 13, 14, 17, 18, 27, 29, отнесены к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов - леса, расположенные в третьей зоне округов (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Размещение карьера в защитных лесах, категории: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов.
Не согласившись с отказом министерства, указанным в письме от 23.04.2019 N 202-06.3-10-12159/19 6, общество обратилась в суд с настоящим заявлением.
Возражая против отказа министерства по основаниям подачи обществом заявления с нарушением требований, установленных административным регламентом, заявитель указал на то, что к заявлению о предоставлении лесного участка в аренду от 02.04.2019 заявителем приложены следующие документы: копия доверенности представителя; копия выписки из ЕГРЮЛ; карточка предприятия, копия свидетельства о постановке на учет ИФГ лицензии на право пользования недрами или иных видов работ. При этом требование об указании кадастрового номера лесного участка не обосновано, поскольку межевание лесных земель проведено не было, о чем свидетельствует и отсутствие кадастрового номера участка в лесотехническом регламенте. Заявитель подавал заявление в связи с тем, что ранее выиграл аукцион, был принят приказ о предоставлении участка в аренду обществу, следовательно, каких-либо новых разрешений или согласований не требовалось, поскольку приказ от 2011 отменен или оспорен не был. В самом тексте заявления указано обоснование цели, вида и срока использования лесных участков: п. 20 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 2 ст. 43 ЛК РФ ст. 25. 43 ЛК РФ.
Таким образом, заявитель сослался на соблюдение им всех необходимых требований к оформлению заявления и его содержанию.
В отношении оспариваемого отказа в части запрета размещения карьера в зоне защитных лесов, заявитель указал на то, что согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.07.2011 N 771 "Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Горячий Ключ в Краснодарском крае", испрашиваемый квартал 78А выдел 16, части выделов 10, 13, 14, 17, 18, 27, 29 в установленные охранные зоны не попадает. Лесохозяйственным регламентом Горячеключевского лесничества допускается использование лесных участков в границах квартала 78А Ключевского участкового лесничества для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
На основании приказа Департамента строительства Краснодарского края N 512 07.12.2011 обществу с ограниченной ответственностью "Недра" выдана лицензия КРД 80278 ТР от 14.12.2011 N 278 на право пользования недрами с целью разведки и добычи на Грищенковском месторождении.
В связи с чем, с целью осуществления деятельности по разведке и добыче песка в Грищенковском месторождении между Министерством природных ресурсов Краснодарского края и обществом с ограниченной ответственностью "Недра" заключен договор аренды от 11.09.2014 N 59/14 лесного участка, площадью 9,17 га, расположенный по адресу г. Горячий Ключ, Горячеключевское лесничество, Ключевское участковое лесничество, квартал 78А выдел 16, части выделов 10,13,14,17,18,27,29 сроком с 11.09.2013 по 05.12.2060.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2015 по делу N А32-37398/2015 выше указанный договор аренды расторгнут в связи с нарушением арендатором обязательств по своевременному внесению арендной платы.
18.03.2019 заявитель обратился к министерству с заявлением о предоставлении спорного лесного участка в аренду. С видом использования - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины, связанной с видом использования лесов - разведка и добыча песка на Грищенковском месторождении.
Письмом от 23.04.2019 N 202-06.3-10-12159/19 министерство отказало обществу в предоставлении в аренду спорного лесного участка.
Отказ министерства мотивирован следующим:
- заявление и приложенные к нему документы поданы заявителем с нарушением требований, установленных подпунктами 1.2 пункта 2.6 административного регламента, а именно: не приложен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени общества (требование подпункта 1 подпункта 2 пункта 2.6 административного регламента); в заявлении отсутствовали реквизиты банковского счета (требование подпункта 1 I пункта 1 пункта 2.6 административного регламента); в заявлении не указан кадастровый номер земельного (лесного) участка (требование подпункта 4 подпункта 1 пункта 2.6 административного регламента); отсутствовали реквизиты решения о предварительном согласовании представления лесного участка (требование подпункта 5 подпункта 1 пункта 2.6 административного регламента); отсутствовали обоснование цели, вида и срока использования лесных участков, вместо обоснования приведены нормы права, регламентирующие использования лесов для испрашиваемых целей (требование подпункта 3 подпункта 1 пункта 2.6 административного регламента).
- по данным лесохозяйственного регламента Горячеключевского лесничества, утвержденного приказом министерства от 01.02.2018 N 181 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств", лесные участки из состава земель лесного фонда Горячеключевского участкового лесничества в квартале 78А, выдел 16, части выделов 10, 13, 14, 17, 18, 27, 29, отнесены к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов - леса, расположенные в третьей зоне округов (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Размещение карьера в защитных лесах, категории: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов.
Не согласившись с отказом министерства, указанным в письме от 23.04.2019 N 202-06.3-10-12159/19 6, общество обратилась в суд с настоящим заявлением.
Возражая против отказа министерства по основаниям подачи обществом заявления с нарушением требований, установленных административным регламентом, заявитель указал на то, что к заявлению о предоставлении лесного участка в аренду от 02.04.2019 г. заявителем приложены следующие документы: копия доверенности представителя; копия выписки из ЕГРЮЛ; карточка предприятия, копия свидетельства о постановке на учет ИФГ лицензии на право пользования недрами или иных видов работ. При этом требование об указании кадастрового номера лесного участка не обосновано, поскольку межевание лесных земель проведено не было, о чем свидетельствует и отсутствие кадастрового номера участка в лесотехническом регламенте. Заявитель подавал заявление в связи с тем, что ранее выиграл аукцион, был принят приказ о предоставлении участка в аренду обществу, следовательно, каких-либо новых разрешений или согласований не требовалось, поскольку приказ от 2011 г. отменен или оспорен не был. В самом тексте заявления указано обоснование цели, вида и срока использования лесных участков: п. 20 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 2 ст. 43 ЛК РФ ст. 25. 43 ЛК РФ.
Таким образом, заявитель сослался на соблюдение им всех необходимых требований к оформлению заявления и его содержанию.
В отношении оспариваемого отказа в части запрета размещения карьера в зоне защитных лесов, заявитель указал на то, что согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.07.2011 N 771 "Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Горячий Ключ в Краснодарском крае", испрашиваемый квартал 78А выдел 16, части выделов 10, 13, 14, 17, 18, 27, 29 в установленные охранные зоны не попадает. Лесохозяйственным регламентом Горячеключевского лесничества допускается использование лесных участков в границах квартала 78А Ключевского участкового лесничества для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пп. 20 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно статье 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Статьей 7 ЛК РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов может быть выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи (часть 2 статьи 43 ЛК РФ). Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 43 - 45 данного ЛК РФ (пункт 1 части 3 статьи 73.1).
Пунктом 12 "Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утвержденного Приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445, определено, что в случае, если испрашиваемый лесной участок предстоит образовать или границы лесного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществляется предварительное согласование предоставления лесного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 1 пункта 2.6 регламента N 1018 для получения государственной услуги заявителю необходимо подать заявление в министерство, отправив его по почте, факсимильной связью, лично или через законного представителя при посещении министерства, посредством МФЦ, Единого портала, Регионального портала (без использования электронных носителей), иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявление о предоставлении лесного участка в аренду без проведения торгов (за исключением предоставления в аренду лесного участка на срок не более 1 года для выполнения изыскательских работ и обращений арендаторов находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнивших договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров) в соответствии с приложением N 1 к регламенту, которое должно содержать обоснование цели, вида (видов) и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.
Основанием для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка (за исключением предоставления в аренду лесного участка на срок не более 1 года для выполнения изыскательских работ) является подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных подпунктами 1, 2 пункта 2.6 регламента N 1018 (подпункт 1 пункта 2.10).
Из абзацев четвертого и пятнадцатого статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что недра как компоненты природной среды являются природными ресурсами, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. В границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, недра являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (абзац первый преамбулы и часть 1 статьи 1.2 Закона о недрах).
Частью 3 статьи 8 Закона о недрах предусмотрено, что пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
Согласно абзацу первому преамбулы и пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определяющим признаком территорий как особо охраняемых является режим их особой охраны. Данные территории различаются по категориям исходя из особенностей их режима.
Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения (пункт 5 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Статьей 6 Закона о недрах установлено, что недра предоставляются для следующих видов пользования: 1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы но прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; 2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд; 4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); 6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу пункта 6.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 г. N 3314-1 (далее - положение N 3314-1), лицензии установленного образца выдаются в соответствии с видами пользования недрами для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
Лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых (пункт 6.2 положения N 3314-1).
Лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии (пункт 6.3 положения N 3314-1).
Допускается предоставление лицензии на право добычи полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на право геологического изучения недр, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых (пункт 6.4 положения N 3314-1).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 73.1, статье 43, статье 25 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов лишь при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Таким образом, земельный участок, необходимый для использования участка недр, должен использоваться в соответствии с целевым назначением, указанным в лицензии на пользование недрами.
Как установлено ранее, общество с ограниченной ответственностью "Недра" обратилось в министерство с заявлением о предоставлении спорного лесного участка в аренду с видом использования лесов - "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, заготовка древесины, связанная с видом использования лесов".
Работы по геологическому изучению недр и разработке полезных ископаемых являются лицензируемыми.
При этом общество не представило лицензию, дающую право на выполнение данных работ. На момент обращения с соответствующим заявлением в Министерство ООО "Недра" не являлось недропользователем, в связи с чем, не имело права обращения за предоставлением земельного участка на основании указанных выше норм закона без торгов.
Более того, доводы Министерства о нарушении Административного регламента при подаче заявления обществом в полной мере не опровергнуты, также как не опровергнуты доводы о полномочиях Министерства в порядке п. 9 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации по установлению лесохозяйственных регламентов.
При этом, наличие нарушений обществом Административного регламента при подаче заявления и отнесения испрашиваемого земельного участка к защитным лесам, не влияют на отсутствие у общества статуса недропользователя и не могут повлиять на правовые выводы суда об отсутствии оснований для предоставления обществу испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, оснований считать отказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края в предоставлении испрашиваемого земельного участка ООО "Недра" незаконным у суда не имеется.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2019 по делу N А32-34745/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34745/2019
Истец: ООО "Недра"
Ответчик: Министерство природных ресурсов КК, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ