г. Тула |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А09-4108/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Мегаполис плюс" - Фатеевой М.Г. (доверенность от 20.01.2019), ответчика - государственной жилищной инспекции Брянской области - Михалдыкиной С.В (доверенность от 10.03.2020 N 8), третьего лица - Сухановой Татьяны Анатольевны - Суханова А.М. (доверенность от 08.05.2018 N 32АП1390366), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Мегаполис плюс" на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.11.2019 по делу N А09-4108/2019 (судья Копыт Ю.Д.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Мегаполис плюс" (г. Брянск, ОГРН 1133256006476, ИНН 3257004059) (далее - ООО УК "Мегаполис плюс", общество, заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным предписания государственной жилищной инспекции Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202743937, ИНН 3201005325) (далее - ГЖИ Брянской области, инспекция, ответчик) от 28.02.2019 N 84.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Суханова Татьяна Анатольевна (г. Брянск).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.11.2019 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО УК "Мегаполис плюс" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции указывает на то, что в акте от 18.12.2018 N 681 не указана методика измерения температуры в помещениях, а также какими термометрами производились замеры температуры воздуха на межквартирных лестничных площадках; не указаны погрешность измерительного прибора (термометр контактный цифровой ТК-5.04 с зондом ЗВ 150), а также срок очередной поверки. Со ссылкой на таблицу N 8 ГОСТ 30494-2011 "Требования к измерительным приборам" полагает, что прибор (термометр контактный цифровой ТК-5.04 с зондом ЗВ 150) не отвечает требованиям действующего законодательства и не может быть использован при измерении температуры воздуха на лестничных клетках.
В отзывах на апелляционную жалобу ГЖИ Брянской области и Суханова Т.А., опровергая доводы жалобы, просят в ее удовлетворении отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО УК "Мегаполюс плюс" осуществляет управление многоквартирным домом N 7А по ул. Луначарского в г. Брянске, оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества указанного дома, является исполнителем по предоставлению жилищных и коммунальных услуг собственникам дома на основании договора на управление многоквартирным домом и лицензии от 30.04.2015 N 88.
В ГЖИ Брянской области поступило обращение жителя, проживающего по адресу: Брянская область, г. Брянск, улица Луначарского, д.7А, касающееся ненадлежащего обеспечения обществом работ по содержанию общего имущества указанного дома, в части нарушения жилищного законодательства.
ГЖИ Брянской области в рамках требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании распоряжения начальника инспекции от 02.02.2018 N 36, проведена внеплановая документарная выездная проверка данного обращения, в ходе которой установлено, что на первых этажах двух подъездов перед лифтами имеются радиаторы отопления, которые должны прогреваться полностью.
Произведены инструментальные замеры температуры воздуха на лестничных клетках, на площадках около лифтов и квартир.
Температура наружного воздуха - 10°С.
Температура воздуха в подъездах около лифтов и квартир с 1 по 17 этаж составила от + 13 °С, + 11 °С, + 7 °С, + 5 °С.
На лестничных клетках от + 13 °С, + 11 °С, + 7 °С, + 5 °С, что не соответствует нормативным требованиям, установленным "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные.
Допустимая температура воздуха в вестибюлях и на лестничных клетках согласно СанПин 2.1.2.2645-10 - от + 14 °С до + 20 °С.
По результатам проверки должностным лицом инспекции составлен акт от 13.02.2018 N 36 и обществу выдано предписание от 13.02.2018 N 17, обязывающее устранить выявленные нарушения, в том числе (пункты 3 и 4) обеспечить нормативную температуру воздуха на лестничных клетках, на площадках около лифтов и квартир 1 и 2 подъездов; выполнить инструментальные замеры температуры воздуха на лестничных клетках, на площадках около лифтов и квартир 1 и 2 подъездов, копию акта предоставить в государственную жилищную инспекцию Брянской области.
Срок выполнения указанных выше мероприятий был установлен до 13.03.2018.
Также по результатам проверки должностным лицом инспекции в отношении ООО УК "Мегаполис плюс" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Мировым судом Советского судебного района г. Брянска вынесено постановление от 15.03.2018 N 5-188/2018 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Обществу назначено административное наказание в виде предупреждения.
На основании ходатайства ООО УК "Мегаполис плюс" решением начальника инспекции срок исполнения пунктов 3 и 4 вышеуказанного предписания был продлен до 01.11.2018.
Информация об исполнении пунктов 3 и 4 предписания в жилищную инспекцию до 01.11.2018 не была представлена - не представлен акт с замерами температуры воздуха в двух подъездах за подписью заявителя и конкретные выполненные мероприятия.
На основании распоряжения инспекции от 17.12.2018 N 681 проведена выездная внеплановая проверка исполнения пунктов 3 и 4 предписания выданного предписания.
Проверкой было установлено следующее: при температуре наружного воздуха - 7 °С температура воздуха в местах общего пользования в подъездах N 1 и N 2 составила от + 6 °С до + 19 °С, что не соответствует нормативным требованиям, установленным "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (в вестибюлях и на лестничных клетках допустимая температура воздуха от + 14 °С до + 20 °С).
По итогам проверки составлен акт от 18.12.2018 N 681.
Другие мероприятия, указанные в предписании, исполнены обществом, что подтверждается актом проверки от 13.04.2018 N 186.
Мировым судом Советского судебного района г. Брянска вынесено постановление от 22.01.2019 N 5-74/2019 о признании ООО УК "Мегаполис плюс" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение выданного предписания.
Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа.
На основании акта проверки должностным лицом инспекции ОО УК "Мегаполис плюс" выдано предписание от 28.02.2019 N 84, в котором предписано в многоквартирном доме N 7А по ул. Луначарского в г. Брянске:
- обеспечить нормативную температуру воздуха на лестничных клетках, на площадках около лифтов и квартир 1 и 2 подъездах согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ГОСТ 304494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", Сан ПиН 2.1.2.2645-10;
- выполнить инструментальные замеры воздуха на лестничных клетках, на площадках около лифтов и квартир, копию акта предоставить в ГЖИ Брянской области;
- информацию об исполнении настоящего предписания представить в ГЖИ Брянской области.
Полагая, что данное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, ООО УК "Мегаполис плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", определено, что к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В целях реализации статьи 162 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены "Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила).
В соответствии с положениями указанных Правил управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (пункт 3 Правил).
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, выполнение минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и подлежит лицензионному контролю со стороны органов государственного жилищного надзора.
Статьей 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пункту 15 раздела VI приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов температура воздуха в жилых помещениях должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия".
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 544-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 51617-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования" взамен ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия".
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.07.2012 N 191-ст введен в действие с 01.01.2013 ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" взамен ГОСТ 30494-96 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях".
В СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (с изменениями на 27.12.2010) (утверждены главным государственным санитарным врачом Российской Федерации постановлением от 10.06.2010 N 64) указаны гигиенические требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений:
4.1. Системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений.
Допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в приложении 2 к настоящим санитарным правилам.
4.2. Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях в течение всего отопительного периода, не создавать запахи, не загрязнять воздух помещений вредными веществами, выделяемыми в процессе эксплуатации, не создавать дополнительного шума, должны быть доступными для текущего ремонта и обслуживания.
Согласно пункту 3.2.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках; лестничные клетки: помещения должны регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее + 16 °С.
Судом установлено и следует из материалов дела, что по результатам проведенной сотрудником ГЖИ Брянской области внеплановой проверки по исполнению предписания от 13.02.2018 N 17 нарушения температурного режима устранены не были.
В частности, установлено, что при температуре наружного воздуха - 7 °С температура воздуха в местах общего пользования в подъездах N 1 и N 2 составила от + 6 °С до + 19 °С.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у инспекции достаточных правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя, продублированный в апелляционной жалобе, о том, что в соответствии со статьей 6.3.3 СНиП 41-01-2003 "Отопление и кондиционирование" не предусматривается необходимость отапливать незадымляемые лестничные клетки типа Н1.
Вместе с тем, в статье 6.3.3 данных норм и правил предусмотрено, что допускается не отапливать данные лестничные клетки, при этом должна быть обеспечена нормируемая температура (пункт 6.3.1, вышеуказанных СНиПов).
Нормируемая температура обозначена в пункте 4.4. таблица N 1 ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях".
В межквартирных коридорах температура воздуха должна быть не ниже + 16, в других местах общего пользования не ниже + 14, по результатам проверки температурный режим не соответствовал указанным параметрам, что подтверждается актом проверки от 18.12.2018.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно учтено, что мировым судом Советского судебного района г. Брянска вынесено постановление от 15.03.2018 N 5-188/2018 о признании ООО УК "Мегаполис плюс" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Также мировым судом Советского судебного района г. Брянска вынесено постановление от 22.01.2019 N 5-74/2019 о признании ООО УК "Мегаполис плюс" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ, за ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания от 13.02.2018 N 17 с назначением административного наказания в виде административного штрафа.
Довод апелляционной жалобы о том, что в акте проверки от 18.12.2018 N 681 не указано, какими термометрами производились замеры воздуха на межквартирных лестничных площадках, судебной коллегией отклоняется как противоречащий содержанию акта проверки от 18.12.2018 N 681, в котором отражено, что замеры производились контактным термометром ТК-5.06, поверенным 31.07.2018. Доказательств того, что именно указанный прибор не соответствует требованиям действующего законодательства обществом в материалы дела не представлено.
При этом суд апелляционной инстанции также учитывает, что при проведении проверки присутствовал главный инженер общества Прохоров Д.Н., что зафиксировано в акте от 18.12.2018 N 681. Каких-либо возражений на указанный акт обществом представлено не было.
Ссылку в апелляционной жалобе на неисполнимость оспариваемого предписания судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку предписание от 28.02.2019 N 84 содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений. Содержащиеся в предписании формулировки исключают возможность двоякого толкования, по сути, являются понятными и исполнимыми.
Фактические действия, определяющие характер и способ исполнения предписания относятся к правомочиям самого заявителя, осуществляемым им по его собственному усмотрению.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отказал обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Мегаполис плюс" в удовлетворении заявленного требования.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Мегаполис плюс" по платежному поручению от 09.12.2019 N 1098 уплатило государственную пошлину в сумме 3 000 рублей, то на основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 27.11.2019 по делу N А09-4108/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Мегаполис плюс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Мегаполис плюс" (г. Брянск, ОГРН 1133256006476, ИНН 3257004059) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платёжному поручению от 09.12.2019 N 1098.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4108/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МЕГАПОЛИС ПЛЮС"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Брянской области
Третье лицо: Суханова Т.А.