г. Челябинск |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А07-9571/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Баканова В.В., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2019 года по делу N А07-9571/2019
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление-66" - Алексеев Д.А. (паспорт, доверенность б/н от 16.05.2019, диплом),
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление-66" (далее-истец, ООО "ЖЭУ-66") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Управлению Капитального строительства Администрации городского округа города Уфа Республика Башкортостан (далее - УКС Администрации ГО Г. УФА РБ) о взыскании 1 382 379 руб. 20 коп. суммы задолженности за услуги по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Уфа, ул. Геологов, д. 34.
Определением от 12 декабря 2019 года произведена замена ненадлежащего ответчика УКС Администрации ГО Г. УФА РБ на надлежащего - Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - ответчик, Администрация, податель жалобы), к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено УКС Администрации ГО Г. УФА РБ.
Определением от 12 декабря 2019 к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, спора привлечено Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (г. Уфа, проспект Октября, д.120).
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнял исковые требования и в окончательном варианте просит взыскать с ответчика 1 844 658 руб. суммы задолженности за услуги по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Уфа, ул. Геологов, д. 34.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что истцом не были представлены документы согласно постановлению Администрации городского округа город Уфа РБ от 17.04.2019 N 545 (пункт 3.2.1) вне судебного порядка для заключения соглашения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2015-2019 годы, утвержденной постановлением Правительства РБ от 31.03.2015 года N 99, между Управлением капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и МУП "Службы заказчика и технического надзора" городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключен муниципальный контракт N 84 от 23.12.2015 г.
Согласно п.1.1 предметом муниципального контракта является строительство "под ключ" жилого дома в микрорайоне "Кузнецовский Затон" в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в целях реализации Республиканской Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно п.1.3 контракта работы, предусмотренные п.1.2, включают в себя строительство жилого дома "под ключ", обеспечивают сооружение Объекта, подготовленного к эксплуатации, в т.ч. выполнение поставки оборудования, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, монтируемое оборудование должно быть новым, не бывшим в употреблении, не прошедшим ремонт.
В соответствии с п.7.2 муниципального контракта передача результатов работ, поставленного оборудования оформляется соответствующими промежуточными актами о приемке выполненных работ, перечнем смонтированного оборудования.
МУП "СЗиТН" выполнил свои обязательства и передал построенный по муниципальному контракту жилой дом, которому присвоен адрес: г. Уфа, ул. Геологов, д.34.
Ответчик принял квартиры, построенные по муниципального контракту N 84 от 23.12.2015 г. и оформил право собственности на квартиры, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Геологов, д.34, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, а также актом приемки объекта капитального строительства к муниципальному контракту N 84 от 30.11.2016 г.
01 декабря 2016 г. между МУП "Службы заказчика и технического надзора" городского округа город Уфа Республики Башкортостан и ООО "ЖЭУ-66" заключен договор управления многоквартирного дома по адресу: г. Уфа, ул. Геологов, д.34.
В соответствии с п.2.1 Договора управления ООО "ЖЭУ-66" обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилого дома по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Геологов, д.34, а также предоставлять коммунальные услуги жильцам дома, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом включает в себя: обеспечение целостности и сохранности многоквартирного дома, надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, предоставление коммунальных услуг жильцам, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления.
В соответствии с п.3.1.1 и 3.1.2 договора управления ООО "ЖЭУ-66" обязалось осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома и оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.4.1 содержание многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг производится за счет средств, поступающих от жильцов многоквартирного дома.
В соответствии с п.4.2 плата за содержание многоквартирного дома включает в себя плату за работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.4.4 размер платы за содержание и ремонт многоквартирного дома и за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти РБ в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Часть квартир в многоквартирном доме передана гражданам по договорам социального найма (квартиры N 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 22, 23, 25, 26, 28, 30, 43, 48, 55, 61, 64, 58, 62, 68, 69).
Остальные квартиры не заселены. Право собственности на все квартиры в многоквартирном доме зарегистрировано за Администрацией ГО г. Уфа. 01.12.2016 г.
Оплата по договору управления многоквартирным домом не производилась и по расчету истца сумма задолженности составляет 1 844 658 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик не представил и материалами дела не подтверждается надлежащее исполнение обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилые помещения в многоквартирных домах, по которым истцом заявлены требования, находятся в муниципальной собственности, что сторонами не оспаривается.
Также сторонами не оспаривается факт оказания истцом жилищно-коммунальных услуг в отношении помещений, расположенных в многоквартирном доме по д.34 ул. Геологов, в г. Уфа.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика за фактически оказанные жилищно-коммунальные услуги составляет 1 844 658 руб.
Ответчик заявленную истцом сумму долга не оспорил.
Поскольку доказательств оплаты оказанных услуг, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено, исковые требования о взыскании с Администрация ГО г. Уфа РБ задолженности в размере 1 844 658 руб. удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Ссылки подателя жалобы на несоблюдение истцом порядка, установленного постановлением Администрации городского округа город Уфа РБ от 17.04.2019 N 545, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Как усматривается из материалов дела, спорная задолженность сформировалась за период с 16.01.2017 по 31.07.2019, в то время как постановление Администрации городского округа город Уфа РБ от N 545 издано 17.04.2019.
Исковое заявление подано в суд первой инстанции 28.03.2019, следовательно, на момент обращения истца за защитой нарушенного права названное постановление не было принято, в связи с чем у истца отсутствовала обязанность по соблюдению его положений.
Кроме того, сам по себе факт несоблюдения истцом требований постановления от 17.04.2019 N 545 не является основанием для освобождения ответчика от обязательств по оплате задолженности.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2019 года по делу N А07-9571/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9571/2019
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ-66"
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа РБ, УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Администрация ГО г.Уфа РБ, УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Финуправление ГО г. Уфа
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9101/20
09.11.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11845/20
12.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1636/20
12.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-9571/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-9571/19