город Воронеж |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А14-10667/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 марта 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Протасова А.И.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Киреева Ю.С. - представитель по доверенности N 01-12/53743 от 31.12.2019, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины "Реабилитация": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.11.2019 по делу N А14-10667/2019 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) к бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины "Реабилитация" (ОГРН 1023602618016, ИНН 3666064813) о взыскании финансовых санкций за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в размере 131 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление, Фонд, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины "Реабилитация" (далее - учреждение здравоохранения, страхователь) о взыскании финансовых санкций за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в размере 131 500 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.11.2019 в удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Фонд обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что корректирующие формы индивидуальных сведений представлены страхователем с нарушением срока, в связи с чем первоначально представленные сведения являются недостоверными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины "Реабилитация" не явился, лицо, участвующее в деле, извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителя стороны.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 27.02.2020 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 05.03.2020.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя лица, участвующего в деле, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Фонда.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка страхователя за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование.
Итоги проверки отражены в акте N 23 от 02.03.2018.
По результатам рассмотрения материалов проведенной проверки Управлением вынесено решение N 23 от 04.04.2018, которым учреждение здравоохранения привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" N 212-ФЗ от 24.07.2009 в виде штрафа в размере 201 руб. 03 коп. Кроме того, указанным решением учреждению здравоохранения предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1 005 руб. 15 коп., пени в размере 134 руб. 90 коп., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, а также представить в срок, не позднее месяца, следующего за отчетным периодом, в котором вступит в силу решение, корректирующие формы индивидуальных сведений за отчетные периоды 1 квартал 2015 года, полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года, 1 квартал 2016 года, полугодие 2016 года, 9 месяцев 2016 года на застрахованных лиц, в отношении которых страхователем была занижена база для начисления страховых взносов. Правомерность указанного решения Управления Пенсионного фонда N 23 от 04.04.2018 в судебном порядке не оспаривалась. Уведомлением от 04.04.2018 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Управления, учреждение здравоохранения было уведомлено о необходимости устранения выявленных расхождений в срок не позднее месяца, следующего за отчетным периодом, в котором вступит в силу решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 23 от 04.04.2018.
Учитывая, что корректирующие формы индивидуальных сведений за вышеуказанные периоды учреждением здравоохранения были представлены с нарушением указанного в уведомлении срока, представленные первоначально сведения персонифицированного учета за указанные отчетные периоды были признаны Управлением Пенсионного фонда недостоверными.
В соответствии с указанными обстоятельствами Управлением Пенсионного фонда был составлен акт N 80 от 27.09.2018 и принято решение N 80 от 07.11.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N27- ФЗ, в виде штрафа в сумме 131 500 руб.
На основании указанного решения в адрес учреждения здравоохранения было выставлено требование об уплате финансовых санкций N 80/17 от 12.12.2018, в соответствии с которым ответчику было предложено уплатить финансовые санкции в срок до 09.01.2019.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 213, частью 4 статьи 215 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии частью 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О форме документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению"
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей с 01.01.2017) предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в виде финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, из изложенных правовых норм следует, что страхователь обязан представлять органам Пенсионного фонда достоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, соответствующие данным имеющихся у него документов и данным его учета.
Вместе с тем, согласно правовым позициям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7828/12 от 02.10.2012 и N 17744/12 от 14.05.2013, применительно к производимым им выплатам и суммам исчисленных с них страховых взносов страхователь обязан представить лишь сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически исчисленных с сумм произведенных выплат.
Обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Как следует из материалов дела, на плательщика страховых взносов Управлением Пенсионного фонда возлагалась обязанность по представлению корректирующих сведений за отчетные периоды 1 квартал 2015 года, полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года, 1 квартал 2016 года, полугодие 2016 года, 9 месяцев 2016 года о застрахованных лицах в связи с доначислением страховых взносов по результатам проведенной выездной проверки (на основании решения Управления Пенсионного фонда N 23 от 04.04.2018).
Вместе с тем, действующим законодательством на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность по представлению сведений о выплатах, включенных страхователем в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, исчисленных с данных выплат. Таким образом, не представление страхователем корректирующих индивидуальных сведений по суммам страховых взносов, доначисленных органом контроля, не образует правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции также правомерно отметил, что сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что у Пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде 131 500 руб. штрафа решением N 80 от 07.11.2018.
Довод апелляционной жалобы о том, что корректирующие формы индивидуальных сведений представлены страхователем 07.09.2018, то есть с нарушением срока, подлежит отклонению по вышеизложенным обстоятельствам.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения в обжалуемой части.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.11.2019 по настоящему делу следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.11.2019 по делу N А14-10667/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10667/2019
Истец: УПФР в г. Воронеже Воронежской области
Ответчик: БУЗ ВО "Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины "Реабилитация"
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2115/20
13.03.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-255/20
25.11.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-10667/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-10667/19