город Самара |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А65-29985/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузнецова С.А., рассмотрев апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2020 (судья Мубаракшина Э.Г.) по делу N А65-29985/2019 в порядке упрощенного производства по иску публичного акционерного общества "Ростелеком" к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан" о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан" (далее - ответчик) о взыскании 113 618 рублей 79 копеек долга.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2020 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2020 отменить, принять новый судебный акт, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.09.2017 между ОАО "Ростелеком" и Федеральным государственным казенным учреждением "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан" (ОГРН 1121690051988, ИНН 1655248519) был заключен договор N 812995 (л/с 316000012995) об оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной телефонной связи, со сроком действия по 31.12.2017 года.
Согласно Контракту, ПАО "Ростелеком" (Исполнитель по Контракту) обязуется оказывать услуги Учреждению ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан" (Заказчик по Контракту) (Получатель услуг) в соответствии с Приложением к Контракту, соответствующие качеству, объему и иным требованиям, установленным Контрактом, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные Услуги в соответствии с условиями Контракта.
Согласно пункту 7 Договора, срок действия договора N 812995 от 18.09.2017 был установлен до 31.12.2017.
По окончании срока действия Контракта на следующие периоды 2018-2019 года новый договор заключен не был, процедура заключения государственного контракта, предусмотренная Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ответчиком не проводилась.
Несмотря на окончание срока действия государственного контракта, ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан", истец продолжил оказывать ответчику услуги доступа к сети местной, внутризоновой, междугородной телефонной связи с начислением стоимости оказанных услуг.
При этом, письменных уведомлений от ответчика о необходимости прекратить и (или) приостановить оказание услуг связи в спорный период в связи с отсутствием такой необходимости, в адрес истца не поступало.
За период с 01.02.2019 по 30.06.2019 оплата за потребленные услуги связи Учреждением ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан" не производилась, и на лицевом счете 316000012995 образовалась сумма задолженности в размере 113 618 рублей 79 копеек.
В подтверждение факта оказания услуг истцом в материалы дела представлены счета на оплату, счета-фактуры, а также представлены расшифровки оказанных услуг, акты выполненных работ за спорный период с 01.02.2019 по 30.06.2019.
Направленная в адрес ответчика претензия с требованием об оплате образовавшейся задолженности за оказанные услуги связи, оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно положениям статьи 781 Гражданского кодекса российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Частью 2 статьи 54 Федерального закона от 7.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Согласно статье 4, статье 21 Федерального закона Российской Федерации "О связи" от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ (далее - Закон о связи) отношения в области связи регулируются также правовыми актами Президента РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с частью 4 статьи 51.1. Закона о связи, части 1 Указа Президента РФ N 1173 от 23.11.1995 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение оказания услуг связи воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, являются действиями, нарушающими безопасность государства. Такое прекращение возможно только с письменного согласия соответствующего учреждения или предприятия.
В силу пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении, передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск МВД России, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, названных в пункте 4 настоящего Указа, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Названным Указом предусмотрено преобразование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации вне правопреемства в порядке, урегулированном нормами гражданского законодательства, на уровне лиц, передаваемых Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан" относятся к объектам, обеспечивающим безопасность государства, в связи с чем, является недопустимым ограничение или прекращение оказания им услуг связи без волеизъявления последних об отказе от получения этих услуг. Ограничение (прекращение) оказания услуг связи относится к действиям, нарушающим безопасность государства, и противоречит названным правовым нормам.
Закупка услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в силу положений Бюджетного кодекса РФ осуществляются государственным (муниципальным) заказчиком, поэтому обязанность заключить контракт с соблюдением установленных законодательством процедур в первую очередь возлагается именно на Заказчика, который будет оплачивать эти услуги за счет бюджетных средств. Во взыскании стоимости услуг в пользу общества, добросовестно продолжившего исполнять свою обязанность после окончания сроков ранее действовавших контрактов, не может быть отказано (статья 1 ГК РФ).
К рассматриваемому случаю применимо постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ N 1838/13 от 25.06.2013, из которого следует, что при невозможности прекратить оказание услуг, отсутствие контракта, обусловленное нарушениями со стороны ответчика, не может служить основанием к отказу во взыскании с него спорной суммы.
Согласно части 2 статьи 54 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства РФ от 25.06.2009 N 532 "Об утверждении Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации" ПАО "Ростелеком", как оператором связи, используется сертифицированная автоматизированная система расчетов "Старт", предназначенная для автоматизации расчётов с абонентами.
Из пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" следует, что в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду то обстоятельство, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонента оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
В подтверждение пользования ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан" в спорный период услугами связи истцом представлены: расшифровки услуг, а также счета, счета-фактуры за период с февраля 2019 года по июнь 2019 года.
По правилам пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ, Кодекс) лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
Таким образом, по требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, истец должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
Факт исполнения истцом своих обязательств подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Заявленные доводы ответчика об отсутствии заключенного контракта на спорную сумму и за спорный период времени, об истечении срока действия ранее заключенного контракта признаны судом первой инстанции несостоятельными по следующим основаниям.
В силу пункта 23 Обзора судебной практики Утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд не может быть отказано при истечении срока действия государственного (муниципального) контракта или превышении его максимальной цены в случаях, когда из существа обязательства следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение после истечения срока действия государственного (муниципального) контракта или при превышении его максимальной цены.
У ПАО "Ростелеком", фактически отсутствовала правовая возможность по прекращению предоставлению услуг связи после окончания срока действия Договора N 812995 (л/с 316000012995) от 18.09.2017, поскольку в силу пункта 4 статьи 51.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.
Также особенности оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка определяет Указ Президента РФ от 23.11.1995 N1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства", в соответствии с которым организация, предоставляющая услуги связи, не вправе ограничить или прекратить оказание услуг связи воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Таким образом, приостановление или прекращение оказания услуг связи для нужд государственных органов не зависит от волеизъявления исполнителя, а обусловлено наличием письменного согласия государственного заказчика таких услуг. Ответчик с заявлением о прекращении оказания услуг после окончания срока оказания таких услуг, установленного в контракте, к истцу не обращался, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 1, 309, 310, 779, 781, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 51.1, 54 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2020 по делу N А65-29985/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья С.А. Кузнецов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29985/2019
Истец: ПАО "Ростелеком", г.Нижний Новгород
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан"