город Ростов-на-Дону |
|
13 марта 2020 г. |
дело N А32-40765/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиновой Е.В.,
при участии:
от заявителя: извещен, не явился;
от заинтересованного лица: извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СВАМ Групп"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2019 по делу N А32-40765/2019 по заявлению ООО "СВАМ Групп" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СВАМ Групп" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу от 13.08.2019 N 07-10-19/810, освободив ООО "СВАМ Групп" от административной ответственности за малозначительностью правонарушения.
Решением суда от 20.12.2019 в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "СВАМ Групп", г. Москва (ОГРН: 5147746474519, ИНН: 9715009872) отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором управление просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
06.03.2020 от общества в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы судом рассмотрено и отклонено по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из содержания данной нормы следует, что полномочие суда по вопросу удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства относится к числу дискреционных и зависит от наличия обстоятельств, препятствующих участию стороны в судебном заседании, которые суд оценит в качестве уважительных причин неявки, а также обстоятельств, связанных с необходимостью предоставления доказательств, совершения иных процессуальных действий, способных повлиять на разрешение спора. Кроме того, даже в случае наличия уважительных причин неявки в судебное заседание лица, извещенного о времени и месте его проведения, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Рассмотрев ходатайство об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что приведенное заявителем обстоятельство не является препятствием для рассмотрения настоящего спора по существу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам контрольных мероприятий, проведенных без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в отношении ООО "СВАМ ГРУПП" (ИНН 9715009872 КПП 230445001), установлено, что ООО "СВАМ ГРУПП" (ИНН 9715009872 КПП 230445001) при осуществлении деятельности по оптовой продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, допущены факты нарушения установленного порядка учета объемов оборота алкогольной продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), а именно:
-в нарушение п. 5.1.1 порядка заполнения и сроков представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) Приказа Росалкогольрегулирования N 149 от 21.05.2014 "Об утверждении форм заявок о фиксации в Единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - Приложение N 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149) ООО "СВАМ ГРУПП" (ИНН 9715009872 КПП 230445001) допущены факты нарушения установленного порядка учета объемов оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, а именно: зафиксированы поставки алкогольной продукции, не соответствующие данным первичного учета в части отражения даты отгрузки алкогольной продукции:
Идентификатор накладной |
Номер накладной |
Дата накладной |
Дата фиксации накладной |
Дата отгрузки в ЕГАИС |
Дата отгрузки в первичных документах |
TTN-0300393100 |
1387 |
22.06.2019 |
25.06.2019 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
TTN-0300395084 |
1386 |
22.06.2019 |
25.06.2019 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
TTN-0300335221 |
1354 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
TTN-0300335222 |
1356 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
TTN-0300335234 |
1357 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
TTN-0300335238 |
1358 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
TTN-0300335951 |
1359 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
TTN-0300335977 |
1360 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
TTN-0300335992 |
1361 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
TTN-0300337545 |
1362 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
24.06.2019 |
25.06.2019 |
TTN-0301127284 |
1373 |
25.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301118665 |
1388 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301118666 |
1389 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301119236 |
1391 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301119242 |
1393 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301119801 |
1395 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301119805 |
1414 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301119810 |
1418 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301119816 |
1422 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301119821 |
1423 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301127287 |
1394 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301132031 |
1392 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301132491 |
1396 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
TTN-0301133609 |
1390 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
26.06.2019 |
27.06.2019 |
ООО "СВАМ ГРУПП" (ИНН 9715009872 КПП 230445001), представлены объяснения от 06.07.2019 (вх.N 12495 от 10.07.2019) с приложением первичных документов, согласно которым фактическая отгрузка товара со склада и фиксация в системе ЕГАИС производится в один и тот же день, однако иногда возникают проблемы при выгрузке ТТН в ЕГАИС. Данные проблемы связаны с регулярными перебоями электроснабжения, что приводит к нестабильной работе технических средств фиксации и передачи информации. Таким образом, в момент аварийного отключения энергоснабжения, дата фиксации товара по накладным, указанным в определении, перенесена следующий день, но сопроводительные ТТН были выписаны до момента отключения электроэнергии. Фактическая отгрузка товара со склада организации осуществлена после фиксации в ЕГАИС, что подтверждается подписью покупателя с указанием даты на ТН. Дата фактической отгрузки накладных соответствует дате фиксации документов в ЕГАИС.
Из представленных обществом первичных документов от 06.07.2019 (вх.N 12495 от 10.07.2019) следует, что даты отгрузки по указанным накладным совпадают с датами фиксации ТТН в ЕГАИС, что подтверждается подписью должностного лица и Общества.
Вместе с тем, установлено несоответствие сведений фактической о дате отгрузке продукции, сведениям о дате отгрузке продукции, зафиксированной в ЕГАИС.
При этом, в соответствии с п. 5.1.1 приказа Росалкогольрегулирования N 149, до создания заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) заполняются признаки сведений об отгрузке.
Так, в полях N 5 "Дата отпуска груза", N 6 "Номер документа" и 7 "Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки, номер и серия товарно-транспортной накладной.
В соответствии с Руководством пользователя Master UTM Pro, а именно п. 2.5 "Создание документа сведения об отгрузке" при заполнении формы "Сведения об отгрузке", открывается форма, которую необходимо заполнить.
Полями, обязательными для заполнения, являются, в том числе:
- Дата отгрузки - поле редактируемое, автоматически подставляется текущая дата, когда был сформирован документ, укажите дату согласно первичной учетной документации.
Кроме того, ООО "СВАМ ГРУПП" (ИНН 9715009872 КПП 230445001) допущены факты нарушения установленного порядка учета в ЕГАИС объемов оборота алкогольной продукции, в части отражения сведений о грузополучателе алкогольной продукции, а именно:
N ТТН |
Дата ТТН |
Данные первичного учета (грузополучатель в ТТН) |
Сведения, зафиксированные в ЕГАИС (грузополучатель) |
||
|
|
Адрес |
КПП |
Адрес |
КПП |
1387 |
22.06.2019 |
Краснодарский кр. г.Геленджик, ул. Революционная, д. 37 |
230401001 |
Краснодарский кр. г. Геленджик, ул. Революционная |
230445008 |
1359 |
24.06.2019 |
Краснодарский кр. г.Геленджик, ул. Луначарского, д. 133 |
|
Краснодарский кр. г.Геленджик, ул. Мира,38 |
|
1392 |
26.06.2019 |
Краснодарский кр. г.Геленджик, ул. Герцена, д. 24 |
|
Краснодарский кр. г.Геленджик, ул. Шишкиан, д. 3 |
|
1373 |
25.06.2019 |
Краснодарский кр. г.Новороссийск, пр. Ленина, д. 1 |
231501001 |
Краснодарский кр. г.Новороссийск, Ул. Лейтенанта Шмидта/ул.Исаева |
231545001 |
1390 |
26.06.2019 |
Краснодарский кр. г.Геленджик, ул. Луначарского, д. 133 А |
|
Республика Крым, г. Керчь, ул. Вокзальное шоссе,33 кв. 46 |
|
1357 |
24.06.2019 |
Краснодарский кр. г.Геленджик, ул. Луначарского, д. 128 (Черноморец) |
|
Краснодарский кр. г.Геленджик, ул. Мира, 38 (бар-Фламинго) |
|
1396 |
26.06.2019 |
Краснодарский кр. г.Геленджик, ул. Луначарского, д. 133 (Приветливый берег) |
|
Краснодарский кр. г.Геленджик, ул. Мира, 38 (бар-Фламинго) |
|
1393 |
26.06.2019 |
Краснодарский кр. г.Геленджик, ул. Луначарского, д. 4 |
|
г. Краснодар, Бульвар Клары Лучко, 10,130 |
|
1394 |
26.06.2019 |
Краснодарский кр. г.Геленджик, с.Дивноморское, ул. Набережная (кафе "Пунто") |
230401001 |
Краснодарский кр. г.Геленджик, с.Дивноморское, ул. Набережная (кафе "Хуторок") |
230445001 |
1386 |
22.06.2019 |
|
230401001 |
|
230445002 |
1389 |
26.06.2019 |
|
230401001 |
|
230445010 |
1388 |
26.06.2019 |
|
230401001 |
|
230445010 |
1361 |
24.06.2019 |
|
230401001 |
|
230445006 |
1360 |
24.06.2019 |
|
230401001 |
|
230445010 |
1395 |
26.06.2019 |
|
230401001 |
|
230445002 |
1422 |
26.06.2019 |
|
230801001 |
|
236545008 |
1362 |
24.06.2019 |
|
230401001 |
|
230445003 |
1418 |
26.06.2019 |
|
230801001 |
|
236545002 |
Однако, в соответствии с п. 5.1.1 приказа Росалкогольрегулирования N 149, до создания заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) заполняются признаки сведений об отгрузке.
Усмотрев в действиях общества наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 08.08.2019 N 07-10-19/810.
13.08.2019 заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Фомиченко О.Н. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 07-10-19/810, которым ООО "СВАМ ГРУПП" назначено административное наказание по статье 14.19 Кодекса в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Полагая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу от 13.08.2019 N 07-10-19/810, освободив ООО "СВАМ Групп" от административной ответственности за малозначительностью правонарушения.
Придя к выводу об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по порядку учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности с нарушением порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены Постановлением Правительства РФ N 1459 от 29.12.2015 года "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление Правительства N 1459) В соответствии с пп 20, 21 пункта 6 Правил единая информационная система содержит следующую информацию: номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе; номера, даты и время получения подтверждений фиксации информации об организации (сельскохозяйственном товаропроизводителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе.
При выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В соответствии с п. 24 Правил в случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя заявление с уточненными данными Порядок и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о продукции, об объеме производства и оборота продукции утверждены Приказом Росалкогольрегулирования N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в Единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - Приказ Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149).
В соответствии с абз. 1 п. 5.1.1. Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
Так, в полях N 5 "Дата отпуска груза", N 6 "Номер документа" и 7 "Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки, номер и серия товарно-транспортной накладной.
В полях "10. Грузополучатель, краткое наименование" и "11. ИНН и КПП" указываются краткое наименование организации (ее обособленного подразделения), осуществляющей закупку (получение) продукции, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет (ее обособленного подразделения), которые зафиксированы в ЕГАИС, - выбираются оператором организации - поставщика продукции из справочников российских организаций и грузополучателей розничной продажи.
Таким образом, было установлено, что ООО "СВАМ ГРУПП" нарушены положения статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, Постановления Правительства от 29.12.2015 N 1459, пункта 5.1.1. Приложения N 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149.
Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Объективных причин, препятствующих соблюдению установленного действующим законодательством порядка учета объема производства, оборота и (или) использования алкогольной продукции заявитель не представил.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Доводы общества о грубом нарушении требований к организации и проведению проверки подучили надлежащую правовую оценку судом первой инстанции и подлежат отклонению апелляционным судом по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 23 Закона N 171-ФЗ государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно ч. 1.1 ст. 23 Закона N 171-ФЗ Федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:
1) лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания);
2) лицензионный контроль за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции;
3) государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами;
4) государственный контроль (надзор) за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, установленных статьями 8, 10.2, 11, 12, 14 и 26 Закона N 171-ФЗ, в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
5) государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 23.1 Закона N 171-ФЗ под государственным надзором за соблюдением обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается деятельность уполномоченного органа исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований осуществляющими деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями посредством организации и проведения их проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению выявленных нарушений и (или) устранению их последствий, и деятельность указанного уполномоченного органа государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 10 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора).
Согласно п. 5 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, судом установлено, что проверка проведена административным органом при наличии к тому достаточных оснований и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено в присутствии представителя по доверенности Nб/н от 10.04.2019 Скачкова Р.Л.
Существенного нарушения норм процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела судом не установлено, поскольку общество и его законный представить были надлежащим образом извещены о времени и месте совершения вышеуказанных процессуальных действий.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, общество просило признать его малозначительным.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для освобождения заявителя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно подпункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно абзацу 3 подпункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что обществом не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, имел место исключительный случай, с учетом того, что данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующему законодательству в области алкогольного законодательства, с учетом наличия у общества реальной возможности исполнения предусмотренных обязанностей.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, является формальным, то есть административная ответственность за совершение указанного правонарушения наступает независимо от наступления общественно опасных последствий.
Суд обращает внимание, что совершенное обществом правонарушение посягает на установленный государством порядок, который должен носить устойчивый характер, а также экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, интересы граждан в области торговли и оказания услуг, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Учитывая изложенное, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Таким образом, судом не установлено оснований для применения положений о малозначительности.
Назначенное заявителю наказание в виде штрафа в минимальном размере вышеуказанной санкции отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления отказано правомерно, основания для отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
По существу принятого судебного решения доводов апелляционной жалобы не заявлено, фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
В связи с этим, доводы заявителя признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2019 по делу N А32-40765/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40765/2019
Истец: ООО "СВАМ Групп"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, МУ ФСРАР по ЮФО