г. Чита |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А19-28237/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2019 года по делу N А19-28237/2019 по заявлению Публичного акционерного общества "Научно - производственная корпорация "Иркут" (ОГРН 1023801428111, ИНН 3807002509, адрес: 125315, г. Москва, проспект Ленинградский, д. 68) к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35) о признании незаконным решения N 1291 от 30.08.2019 г. о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств в сумме 12302, 65 руб.,
(суд первой инстанции - Т.Ю. Мусихина),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Публичное акционерное общество "Научно - производственная корпорация "Иркут" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования (филиал N 1) (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконным решения филиала N 1 Государственного учреждения Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 1291 от 30.08.2019 г. о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств в сумме 12302, 65 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленное требование удовлетворено. Решение филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения" N 1291 от "30" августа 2019 г. в части непринятия к зачету расходов (пункт 2 решения) и отказа в выделении (пункт 3 решения) суммы 12302,65 руб. как несоответствующее действующему законодательству признано незаконным. Суд обязал Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Научно - производственная корпорация "Иркут". Взыскал с Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35) в пользу Публичного акционерного общества "Научно - производственная корпорация "Иркут" (адрес: 125315 г. Москва, Ленинградский проспект, д. 68) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. 00 коп., уплаченной платежным поручением N 19930 от 12.11.2019 г.
В обосновании суд первой инстанции указал, что заявитель, руководствуясь действующим законодательством, в том числе нормативным правовым актом Иркутской области, при определении размера пособий по обязательному социальному страхованию правомерно применял районный коэффициент 1,3, с учетом которого начисляется заработная плата работникам данного общества. Заявитель, производя исчисление заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,3, и, соответственно, уплачивая страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, сформировал соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.12.2019 г. по делу А19-28237/2019 о признании незаконным решения Иркутского регионального отделения Фонда (филиала N 1) "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения" N 1291 от 30.08.2019 г. в части непринятия к зачету расходов (пункт 2 решения) и отказа в выделении (пункт 3 решения) суммы 12302.65 руб. как несоответствующее действующему законодательству; обязании Иркутского регионального отделения Фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "НПК "Иркут" и взыскании с Иркутского регионального отделения Фонда в пользу ПАО "НПК "Иркут" государственной пошлины в размере 3000 рулей 00 копеек.
Полагает, что заявитель вправе выплачивать своим работникам пособия по обязательному социальному страхованию с применением районного коэффициента 1,30, при этом затраты на выплату выравнивающего районного коэффициента, т.е. дополнительные 10 процентов должны быть осуществлены заявителем за счет собственных средств.
Расходы страхователя, произведенные на выплату пособий в связи с материнством с учетом районного коэффициента 1,3 являются нецелевым расходованием средств обязательного социального страхования и направлены на изъятие средств Фонда социального страхования Российской Федерации, являющихся федеральной собственностью.
На апелляционную жалобу фонда поступил отзыв общества, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.02.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Публичное акционерное общество "Научно - производственная корпорация "Иркут" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1023801428111.
Филиалом N 1 ГУ ИРО ФСС РФ проведена камеральная проверка за период с 01.01.2015 по 31.12.2018 правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По результатам проверки филиалом N 1 ГУ ИРО ФСС РФ составлен акт камеральной проверки N1291 от 27.06.2019.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем филиала N 1 ГУ ИРО ФСС РФ принято решение N1291 от 30.08.2019 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения".
Не согласившись с указанным решением Фонда в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств в сумме 12302, 65 руб., общество оспорило его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются: установление наличия у заявителя принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права заявителя именно ответчиком.
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми решениями своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" общество относится к категории страхователей по обязательному социальному страхованию.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно статьей 22 Закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее-Федеральный закон N 125-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом N 165-ФЗ и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 (далее - Положение N 101), денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью и используются только на целевое финансирование установленных мероприятий. Нецелевое расходование денежных средств бюджета обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность соответствующих должностных лиц. Поэтому в соответствии с п.25 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации региональные отделения Фонда и их филиалы осуществляют контроль за расходованием средств страхователями, в установленных случаях принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации страховщик вправе проводить экспертизу страхового случая, проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения и не принимать к зачету (к возмещению) расходы, произведенные с нарушением законодательства либо не подтвержденные документально.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Филиалом N 1 ГУ ИРО ФСС РФ проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности м в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком за период с 01.01.2013 по 31.12.2018.
По результатам проверки составлен акт от 27.06.2019 N 1291 акт, и принято решение N1291 от 30.08.2019 г. "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения":
Выделить средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 3671794,6 руб.
Отказать в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в сумме 12302, 65 руб., в связи с тем, что при исчислении пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием застрахованным лицам, у которых среднедневной заработок ниже исчисленного из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, выплаченного в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, страхователем применен районный коэффициент в размере 1,3.
Как следует из содержания оспариваемого решения, основанием для отказа заявителю в выделении средств на осуществление возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний послужил вывод учреждения о том, что при исчислении пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием застрахованным лицам, у которых среднедневной заработок ниже исчисленного из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, выплаченного в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, страхователем применен районный коэффициент в размере 1,3.
Оценивая выводы фонда, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Статьей 3 Федерального закона N 125-ФЗ определено, что страховой случай -подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 125-ФЗ страховщиком в отношениях, связанных с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 125-ФЗ право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
В силу статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ обеспечение по социальному страхованию осуществляется:
1. В виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. В виде страховых выплат: единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.
3. В виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, в том числе на: медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях); обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт; обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы.
Исходя из части 1 статьи 9 Федерального закона N 125-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1 этого Закона им определены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ).
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (части 1, 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ и подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (часть 1). В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (часть 4).
В силу статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (действовавшего до 27.06.2011 г.) исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой администрации Иркутской области во исполнение вышеназванного нормативного акта принято постановление от 28.01.1993 г. N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", согласно которому с 01.01.1993 г. на территории районов и городов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского района, г. Тулуна и Тулунского района и работников ВСЖД, по которым приняты решения облисполкома и постановления главы администрации, г. Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского района, где установлен коэффициент 1,6, г. Братска, Братского района, где установлен коэффициент 1,4) установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3.
Законность указанного нормативного акта была предметом проверки в судебном порядке. Решением Иркутского областного суда от 07.12.2007 г., оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 19.03.2008 г. N 66-Г08-1, оспариваемые положения постановления N 9 признаны не противоречащими Федеральному закону.
С учетом указанных выводов суда первой инстанции, наличия судебного акта, подтвердившего правомерность применения оспариваемых коэффициентов, доводы апелляционной жалобы о неприменимости указанных нормативных актов отклоняются.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель, руководствуясь действующим законодательством, в том числе нормативным правовым актом Иркутской области, при определении размера пособий по обязательному социальному страхованию правомерно применял районный коэффициент 1,3, с учетом которого начисляется заработная плата работникам данного общества.
Таким образом, общество при начислении в период с 01.01.2013 г. по 31.12.2018. выплат по обязательному социальному страхованию в сумме 12302 руб. 65 коп. правомерно применяло районный коэффициент 1,3, с учетом которого начисляется заработная плата работникам данного общества.
Судом первой инстанции также правильно учтено, что заявитель, производя исчисление заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,3, и, соответственно, уплачивая страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, сформировало соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
Учитывая, что Общество правомерно применяло коэффициент 1,3 при выплате пособий по временной нетрудоспособности и источником финансирования выплаты таких пособий, начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности является Фонд социального страхования Российской Федерации, несостоятельным является довод учреждения о том, что пособия по временной нетрудоспособности в части, превышающей коэффициент 1.2, выплачиваются за счет организации.
Довод фонда о том, что выплаты пособий по обязательному социальному страхованию осуществляются за счет средств Фонда социального страхования РФ, являющихся федеральной собственностью, отклоняются, поскольку, исходя из Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, и постановления N 9, источник возмещения расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе при расчете пособий с использованием коэффициента 1,3, формируется на счетах Фонда социального страхования, в том числе, за счет отчислений работодателя из заработной платы работника.
Доводы фонда о том, что работодатель в случае применения им районного коэффициента 1,3 должен за счет собственных средств производить выплату страхового обеспечения в сумме, составляющей разницу между коэффициентом 1,2 и коэффициентом 1,3, отклоняются, поскольку согласно пункту 2 постановления Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 за счет собственных средств предприятия осуществляются затраты на выплату установленных коэффициентов. В данном случае Общество и производит выплату заработной платы, к которой применен районный коэффициент 1,3, за счет собственных средств. Однако указанное обстоятельство не влияет на порядок выплаты и размер страховых возмещений за счет средств бюджета Фонда социального страхования.
Расчеты сторонами не оспариваются, апелляционным судом ошибок в расчетах не обнаружено.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому заявленные требования общества подлежат удовлетворению.
Судебные расходы судом первой инстанции распределены правильно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2019 года по делу N А19-28237/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-28237/2019
Истец: ПАО Иркутский авиационный завод - филиал "Научно-производственная корпорация "Иркут"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение фонда социального страхования РФ Филиал N1