город Воронеж |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А35-3790/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Созидатели" на решение Арбитражного суда Курской области от 27.11.2019 по делу N А35-3790/2019 (судья Клочкова Е.В.), по заявлению товарищества собственников жилья "Созидатели" (ОГРН 1034637004016, ИНН 4630016617) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 31.01.2019 N 44,
третьи лица: Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области", Администрация города Курска,
в отсутствие представителей товарищества собственников жилья "Созидатели", Государственной жилищной инспекции Курской области, Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" и Администрации города Курска, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Созидатели" (далее - ТСЖ "Созидатели", товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - ГЖИ Курской области, инспекция, уполномоченный орган) от 31.01.2019 N 44.
Определением от 06.06.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - Фонд капитального ремонта, фонд).
Определением от 09.09.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Курска (далее - Администрация г.Курска, администрация).
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "Созидатели" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить и принять про делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что само по себе отсутствие сведений о специальном счете товарищества в реестре специальных счетов не позволяет сделать вывод о том, что решение общего собрания собственников не было реализовано. Действия по соответствующей реализации предпринимались, однако 01.04.2019 инспекция отказала во внесении специального счета товарищества в реестр специальных счетов.
При этом нарушение срока открытия специального счета кредитной организацией не может служить основанием для отрицания подтвержденного документально факта принятия и реализации собственниками помещений решения об аккумулировании взносов на специальном счете, а не на счете регионального оператора.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
29.05.2014 собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Курск, ул. Серегина, д. 24 было принято решение, оформленное протоколом N 2, о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в ПАО "Сбербанк России".
16.09.2014 товариществом в кредитной организации ОАО "Сбербанк России" открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта.
18.09.2014 ТСЖ "Созидатели" уведомило ГЖИ Курской области о том, что собственниками помещений в многоквартирном жилом доме выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, приложив копию протокола от 29.05.2014 N 2 и справку ОАО "Сбербанк России" об открытии специального счета.
В соответствии с распоряжением от 11.01.2019 N 44 ГЖИ по Курской области была проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ "Созидатели", в ходе которой было установлено нарушение ч. 1 ст. 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выразившееся в начислении взносом на капитальный ремонт собственникам помещений в доме N 24 по ул. Серегина г. Курска.
По результатам проведенной проверки 31.01.2019 было выдано предписание N 44, в соответствии с которым на товарищество была возложена обязанность в срок до 28.02.2019 прекратить начисление взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате которых установлена ч.1 ст. 169 ЖК РФ.
Полагая выданное ГЖИ Курской области предписание незаконным, нарушающим его права и законные интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По общему правилу предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации и выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Предписание должно быть исполнимым.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной законом субъекта Российской Федерации.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 указанной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па утверждена Региональная программа капитального ремонта. Названная программа опубликована на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru) 30.12.2013.
Таким образом, учитывая положения части 5 статьи 170 ЖК РФ, собственники помещений должны были определить способ формирования ФКР и его реализовать не позднее 01.07.2014.
В рассматриваемом случае ТСЖ "Созидатели" было принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, соответствующее уведомление поступило в ГЖИ Курской области с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 29.05.2014 N 2, списка собственников помещений в многоквартирном доме и справка банка об открытии специального счета 18.09.2014, что подтверждается соответствующей отметкой (л.д.53).
Таким образом, товарищество направило уведомление в ГЖИ Курской области после срока, предусмотренного ЖК РФ для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта. Доказательств направления соответствующего уведомления в Фонд капитального ремонта не представлено.
Таким образом, поскольку собственниками помещения не было реализовано решение по выбору способу формировании фонда капитального ремонта в вышеуказанном многоквартирном доме, постановлением Администрации г.Курска от 08.07.2014 N 2657 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов города Курска" дом отнесен к категории домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Также дом не был внесен в реестр специальных счетов, который ведет ГЖИ Курской области.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано законно и обосновано. Ссылка на то, что нарушение кредитной организацией срока открытия счета не свидетельствует о непринятии мер к реализации собственниками права выбора способа аккумулирования денежных средств для оплаты капитального ремонта, отклоняется как основанная на неверном толковании приведенных выше требований законодательства.
Кроме того, действующее жилищное законодательство предусматривает возможность изменения собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.
Так, частью 1 статьи 173 ЖК РФ предусмотрено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом следует иметь в виду, что по общему правилу решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через 2 года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 173 ЖК РФ).
26.02.2019 внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Курск, ул. Серегина, д. 24, проведенного в форме заочного голосования и оформленного протоколом N 4 приняты, в том числе, решения:
- подтвердить в полном объеме решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 24 по ул. Серегина г. Курска от 29.05.2014 о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в ПАО "Сбербанк России", оставив без изменения способ, избранный данным решением общего собрания;
- прекратить формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, предусмотренное Постановлением Администрации г. Курска от 08.07.2014 N 2657 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов г. Курска". Направить в Администрацию г. Курска обращение об исключении жилого дома N24 по ул. Серегина г. Курска из перечня утвержденного данным постановлением;
- продолжить формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в ПАО "Сбербанк России" и перечисление денежных средств на специальный счет.
01.04.2019 письмом N 01.2-07-07/4230 инспекция сообщила товариществу о том, что решение общего собрания собственников, оформленное протоколом от 26.02.2019 N 4, не вступило в законную силу, в связи с чем, правовые основания для включения дома N24 по ул. Серегина г. Курска в реестр специальных счетов отсутствуют.
Таким образом, ссылки на необоснованность действий ГЖИ Курской области, а равно и на нарушение права собственников помещений многоквартирного дома на выбор способа аккумулирования денежных средств противоречит материалам дела и требованиям жилищного законодательства.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы в размере 1 500 руб. в соответствии со ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку при подаче жалобы обществом платежным поручением от 20.01.2020 N 234 была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., сумма излишне уплаченной пошлины подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 27.11.2019 по делу N А35-3790/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3790/2019
Истец: ТСЖ "Созидатели"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курской области
Третье лицо: Администрация города Курска, Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области"