г. Самара |
|
13 марта 2020 г. |
Дело NА65-29593/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2019 года по делу N А65-29593/2019 (судья Минапов А.Р.)
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению индивидуального предпринимателя Фоминой Татьяны Николаевны, Лаишевский район, с. Сапуголи (ОГРНИП 309169032700052, ИНН 166000750830),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1041628231105, ИНН 1659017978),
о взыскании 45 348 руб. излишне уплаченной суммы страховых взносов за 2017 г., 2018 г.,
2 000 руб. уплаченной государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Фомина Татьяна Николаевна (далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее по тексту - ответчик, налоговый орган), о взыскании 45 348 руб. излишне уплаченной суммы страховых взносов за 2017 г., 2018 г., 2 000 руб. уплаченной государственной пошлины.
Решением суда Республики Татарстан от 27 декабря 2019 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции обязал Межрайонную ИФНС N 4 по РТ осуществить возврат ИП Фоминой Т. Н. излишне уплаченных денежных средств в размере 12 646 руб. 80 коп. за 2017 г., 31 489 руб. 45 коп. за 2018 г. и пени в размере 1 211 руб. 55 коп. В удовлетворении остальной части заявления было отказано.
В апелляционной жалобе, Межрайонная ИФНС N 4 по РТ просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителем в налоговый орган представлены декларации за 2017 год и за 2018 год, согласно которой доход заявителя за 2017 г. составил 1 564 680 руб., за 2018 г. - 3 448 945 руб.
Заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 23.11.2009 г. и применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П заявителем были рассчитаны страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 12 647 руб. за 2017 г., в сумме 31 489 руб. 45 коп. за 2018 г.
Однако, налоговым органом рассчитана сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., и по мнению налогового органа должна составлять за 2017 г. 92 492 руб. 43 коп. (1.564.680 - 300.000) х 1%; за 2018 г. 31 489 руб. 45 коп. (3 448 945 - 300 000) х 1%.
На основании изложенного, налоговым органом в адрес заявителя было направлено требование N 17905 от 05.07.2018 г. об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 12 647 руб.
Заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о зачете (возврате) налога за 2017 г. и 2018 г.
Налоговым органом вынесены решения N 3483 от 04.07.2019 г. и N 3837 от 01.08.2019 г. об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) за 2017 г. и 2018 г., так как переплата по налогу, по мнению налогового органа, отсутствует.
Также налоговым органом выставлено требование N 49822 от 22.07.2018 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штраф, процентов.
Не согласившись с данными решениями и требованием налогового органа, заявитель обратился в Управление ФНС по РТ с жалобой на действия нижестоящего налогового органа.
Решением УФНС по РТ от 04.09.2019 г. N 2.8-19/03043зг@ апелляционная жалоба заявителя на действия нижестоящего налогового органа об отказе в возврате излишне взысканных денежных средств оставлена без удовлетворения.
Посчитав, что размер страховых взносов неправомерно исчислен налоговым органом исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, без учета произведенных расходов, связанных с извлечением доходов, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, поскольку в добровольном порядке налоговый орган отказался возвратить (зачесть) сумму переплаты.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере за расчетный период;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере за расчетный плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, определяется в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
В изложенном постановлении, Конституционный Суд Российской Федерации высказал позицию определения размера страховых взносов (с учетом расходов) в зависимости от выбранного способа уплаты налогов, в частности, НДФЛ (расчет налогооблагаемой базы по которому производится доходы минус расходы). Данная правовая позиция, подлежит применению к тем плательщикам страховых взносов, у которых в силу Закона (НК РФ) порядок определения налогооблагаемой базы сходен с определением налогооблагаемой базы по НДФЛ, в частности, УСН (при системе налогообложения доходы минус расходы).
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного суда РФ от 26.03.2018 N 307-КГ18-1554, от 29.10.2019 N 309-ЭС19-18969.
Следовательно, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации, что также отражено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (пункт 27).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно данным налоговых деклараций по упрощенной системе налогообложения установлено, что общая сумма дохода заявителя за 2017 год составила 1 564 680 руб., за 2018 год составила 3 448 945 руб.
Принимая во внимание показатели налоговых деклараций за 2017 год и за 2018год, заявителем фактически получен доход, превышающий 300 000 руб.
Следовательно, размер страховых взносов с дохода, превышающего 300 000 руб., подлежал определению исходя из дохода, уменьшенного на сумму расходов.
Между тем, налоговым органом расчет суммы страховых взносов производился от общей суммы дохода предпринимателя без учета фактически произведенных им расходов, что противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П.
Согласно налоговой декларации по налогу за 2017 отчетный год доход заявителя составил 1 564 680 руб., а расходы составили 1 277 745 руб.; за 2018 отчетный год доход заявителя составил 3 448 945 руб., а расходы составили 2 898 321 руб.
За 2017 отчетный год заявителем оплачено страховых взносов 12 646 руб. 80 коп.; за 2018 отчетный год заявителем оплачено страховых взносов 31 489 руб. 45 коп.;
Указанные суммы составляют 1% от суммы дохода предпринимателя, превышающего 300 000 рублей, без учета его расходов.
Таким образом, размер переплаты за 2017 отчетный год составил 12 646 руб. 80 коп., а за 2018 отчетный год - 32 701 руб. (31 489 руб. 45 коп. сумма страховых взносов за 2018 г. + 1 211 руб. 55 коп. пени).
Судом первой инстанции обращено внимание, что заявителем предъявлено ко взысканию 12 647 руб. излишне уплаченной суммы страховых взносов за 2017 г. и 31 489 руб. 80 коп. за 2018 г., а также пени в размере 1 211 руб. 55 коп.
Из указанного правового подхода следует, что расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
По смыслу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 2.1 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.12.2011 N 490р "О порядке осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования", статей 242.1, 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) взыскание излишне уплаченных страховых взносов с государственного учреждения, в данном случае с Управления Пенсионного фонда, означает исполнение судебного акта за счет бюджетных ассигнований, предназначенных на осуществление его текущей деятельности и деятельности, направленной на выполнение (обеспечение) оказания соответствующих государственных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 г. функции по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Поскольку налоговый орган выносит решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, исполнение которого производится администратором страховых взносов, в данном случае следует обязать налоговый орган осуществить возврат предпринимателю излишне уплаченных страховых взносов, что предполагает принятие налоговым органом соответствующего решения о возврате соответствующих излишне уплаченных сумм страховых взносов.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что по настоящему делу следует применить правовую позицию, изложенную в письме Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, и поддержанную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, по иску предпринимателя о признании вышеуказанного письма Министерства финансов Российской Федерации недействующим, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 указано на то, что оспариваемое письмо Министерства финансов Российской Федерации имеет информационно-разъяснительный характер и в силу статьи 1 НК РФ, статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов. Верховный Суд РФ указал, что изложенные в письме разъяснения Минфином России официально не опубликованы, не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах.
Также апелляционный суд считает необходимым обратить внимание на то, что решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 не содержит вывода о том, что позиция, отраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2019 года по делу N А65-29593/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29593/2019
Истец: ИП Фомина Татьяна Николаевна, Лаишевский район, с.Сапуголи
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара