г. Москва |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А41-49399/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Искендеровой Я.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на решение Арбитражного суда Московской области от 10.10.2019 по делу N А41-49399/19, по иску АО "ФПЛК" к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о взыскании,
в судебном заседании участвуют представители:
от АО "ФПЛК" - представитель не явился, извещен.
от ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - Маржановский С.Н., представитель по доверенности от 09.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПЛК" (истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском, уточенным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ответчик) о взыскании задолженности по контрактам N ТС/19/38, NN ВСВО/19/36, ГВС/19/37 за период с февраля по апрель 2019 г. в размере 660 470, 78 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.10.2019 по делу N А41-49399/19 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца.
До судебного заседания от истца поступили письменные пояснения, в которых он просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, письменные пояснения, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
АО "ФПЛК" с 16 мая 2014 г. является единственной ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения Можайск Можайского муниципального района.
Постановлением заместителя Главы администрации Можайского городского округа от 28.08.2018 N 2449-П АО "ФПЛК" наделено статусом единой теплоснабжающей организации и единой гарантирующей организации по холодному водоснабжению и водоотведению в Можайском городском округе Московской области.
Между АО "ФПЛК" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключены государственные контракты теплоснабжения N ТС/19/38, холодного водоснабжения и водоотведения N ВСВО/19/36, горячего водоснабжения N ГВС/19/37.
В соответствии с контрактом теплоснабжения (п. 10.1) срок действия распространяется на отношения, возникшие с 01 января 2019, и действует по 31 декабря 2019.
В соответствии с вышеуказанными контрактами истец (энергоснабжающая организация) обязуется поставить коммунальный ресурс тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель ответчику (абоненту), а ответчик обязуется принять и оплатить коммунальный ресурс.
Согласно п. 7.3.1 контракта N ТС/19/38 абонент оплачивает полученные коммунальные ресурсы в следующем порядке: 30 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10- го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Согласно п. 3.5 контракта N ГВС/19/37 оплата за фактически потребленную в расчетном периоде тепловую энергию и холодную воду на горячее водоснабжение производится за счет средств бюджета в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счета у УПД.
Согласно п. 3.3.1 контракта N ВСВО/19/36 абонент оплачивает полученные коммунальные ресурсы в следующем порядке: 30 процентов стоимости объема воды и (или) сточных вод, потребленных (сброшенных) абонентом за предыдущий месяц, вносится до 18-го числа текущего месяца, за который осуществляется оплата; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Как следует из искового заявления, за потребленные ресурсы за ответчиком образовалась задолженность: по контракту N ТС/19/38 - 1 158 357, 08 руб. (февраль - апрель 2019 г.); по контракту N ВСВО/19/36 - 117 629,74 руб. (март - апрель 2019 г.); по контракту N ГВС/19/37-217 482,05 руб. (март - апрель 2019 г.).
Впоследствии ответчик частично погасил имеющуюся задолженность, в связи с чем, истец уменьшил сумму исковых требований и просил суд взыскать с ответчика задолженность за период февраль - апрель 2019 г. по государственному контракту теплоснабжения от 19.12.2018 N ТС/19/38 в размере 660 470, 78 руб.
Поскольку указанные денежные средства добровольно оплачены не были, истец обратился с настоящим иском в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В настоящем деле рассматривается спор, возникший в связи с исполнением Договора, являющегося по своей правовой природе договором энергоснабжения, к этим правоотношениям применимы нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также общие положения об обязательствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В разделах 5 и 7 Контракта, сторонами согласованы порядок учета тепловой энергии, цена и порядок расчетов по контракту.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 2).
На основании ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения взятых на себя обязательств не допускается.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований или возражений.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости определения объемов оказанных услуг в соответствии с п. 117 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034), подлежат отклонению апелляционным судом.
В адрес АО "ФПЛК" ответчиком были направлены заявления с просьбой, произвести корректировки выставленных ранее объемов тепловой энергии за 2019 год, на основании сведений полученных от гидрометеорологической службы Западного военного округа.
Вместе с тем, в соответствии с п. 117 Правил N 1034 пересчет базового показателя производится фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.
В соответствии с п. 5.1 контракта N ТС/19/38 ответчик обязан установить и ввести в эксплуатацию узлы (приборы) учета тепловой энергии и теплоносителя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Пункт 121 Правил N 1034 определяет, что в случае отсутствия отдельного учета или нерабочего состояния приборов более 30 дней количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равными значениями, установленным в договоре теплоснабжения.
В соответствии с п. 5.5 контракта N ТС/19/38 при отсутствии у Абонента приборов учета, количество тепловой энергии, масса (объем) теплоносителя, и значения его параметров определяются Энергоснабжающей организацией расчетным методом (Приложение N1) в соответствии с п. 5.4 контракта.
В контракте N ТС/19/38 расчетная величина поставки тепловой энергии помесячно рассчитана согласно Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах Российской Федерации теплоснабжения, утвержденной Госстроем 12.08.2003 за N МДК 4-05.2004.
Договорной объем отпуска тепловой энергии и теплоносителя в натуральном выражении определяется исходя из заявленного Абонентом объема и пропускной способности трубопроводов тепловых сетей.
Таким образом, начисления по договору теплоснабжения правомерно производятся истцом в соответствии с договорными величинами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оплата задолженности ответчиком за февраль, март и апрель 2019 года произведена не в полном объеме.
Как видно из акта сверки взаимных расчетов сумма, предъявленная к оплате за февраль 2019 года, составляет 1 292 200, 13 руб. из которой оплачено 917 152, 81 руб., за март 2019 года сумма составляет 1 070 341, 54 руб. из которой оплачено 854 573, 50 руб., за апрель 2019 года сумма составляет 567 541, 72 руб. из которой оплачено 497 886, 30 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что размер платы за коммунальные услуги должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплаченную потребителями, подлежит отклонению апелляционным судом.
Отношения, возникшие в связи с исполнением договора теплоснабжения, регулируются, среди прочего, положениями Правил N 354, в соответствии с которыми предоставленные коммунальные услуги, должны быть оплачены в полном объеме и в сроки, установленные данными Правилами.
Ответчик является управляющей компанией, в обслуживании которой находятся многоквартирные жилые дома, в связи с этим на ответчика как на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией возлагается обязанность по оплате стоимости оказанных услуг теплоснабжения в установленный срок. То обстоятельство, что собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги несвоевременно и не в полном объеме, не освобождает ответчика от обязанности оплачивать энергоснабжающей организации потребленный ресурс.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям Правительства Российской Федерации относит принятие правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (ч. 1 ст. 157).
Обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена также ЖК РФ (ч. 1 ст. 155).
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253, (далее - Требования N 253) устанавливаются обязательные требования, предъявляемые к исполнителю коммунальных услуг при осуществлении им расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, необходимые для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
По смыслу и содержанию указанные требования направлены на немедленное и своевременное перечисление исполнителем коммунальных услуг денежных средств, собираемых им с потребителей соответствующей коммунальной услуги.
При этом положения Требований N 253 не могут быть истолкованы в смысле, противоречащем статьи 155 ЖК РФ и пункту 66 Правил N 354.
Проанализировав Требования N 253, апелляционный суд приходит к выводу о том, что целью его принятия является не установление ограничений для оплаты коммунальных ресурсов управляющими компаниями, а обеспечение справедливого распределения поступивших от потребителей денежных средств между ресурсоснабжающими организациями для исключения предоставления преимущества в оплате одних услуг перед другими, недопущение злоупотреблений и субсидирования одних услуг за счет других, включая случаи, когда происходит смена управляющей компании.
Содержание данных требований не влияет на объем обязательств по оплате исполнителя (ответчика) перед истцом, не меняет срок исполнения такого обязательства, меры ответственности за его ненадлежащее исполнение и не регулируют случаи, когда потребители коммунальных услуг нарушают обязательства по своевременной оплате перед исполнителем коммунальных услуг.
При этом управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918 по делу N А51-19554/14).
С учетом изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что требования истца о взыскании суммы основного долга являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.10.2019 по делу N А41-49399/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49399/2019
Истец: АО "Финансово-проектная лизинговая компания Московской области"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ