г. Саратов |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А57-23058/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по Регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 января 2020 года по делу N А57-23058/2019 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовская ликероводочная компания" (г. Саратов, шоссе Ново-Астраханское, д. 81, литер 01, этаж 2, N помещения 4, N на плане 4, ИНН 6451409118, ОГРН 1056405116019)
к МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому Федеральному округу
о признании незаконным и отмене Постановления N 06-12/123/2019 от 22.08.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по ст. 14.19 КоАП РФ в отношении ООО "СЛВК" в виде предупреждения, о прекращении производства по административному делу,
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Саратовская ликероводочная компания" - Ена В.В., действующего на основании доверенности от 15.11.2019 (пост.); от Межрегионального управления Федеральной службы по Регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу - Мордовцевой Ю.Г., действующей на основании доверенности от 27.12.2019 N 21 (пост.);
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО "Саратовская Ликероводочная компания" (далее- ООО "СЛВК", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Межрегионального управления Федеральной службы по Регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу (далее- МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому Федеральному округу, административный орган) N 06-12/123/2019 от 22.08.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по ст. 14.19 КоАП РФ в отношении ООО "СЛВК" в виде предупреждения, о прекращении производства по административному делу.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 января 2020 года постановление МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу от 22.08.2019 года N 06-12/123/2019 (по делу N 06-12/123/2017) признано незаконным и отменено полностью. Производство по административному делу прекращено.
МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому Федеральному округу, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.01.2020 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, отказать обществу в удовлетворении требований.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением планирования и анализа контрольной работы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка проведен анализ информационных ресурсов Службы (АИС "Паспорт" и ЕГАИС). В результате анализа установлены организации, без действующей лицензии с продукцией на остатках в ЕГАИС.
На основании письма Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.03.2019 N 3287/12-01 Управлением было поручено проведение контрольных мероприятий в отношении ООО "СЛВК" (ИНН 6451409118) в связи с истечением срока больше 2 месяцев с момента прекращения или аннулирования лицензии, срок действия лицензии от 16.12.2018 N 643АП0005720 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, выданной ООО "СЛВК" (ИНН 6451409118).
Согласно предоставленной информации у ООО "СЛВК" 16.02.2019 истек 2-х месячный срок с момента прекращения действия лицензии от 16.12.2018 N 643АП0005720 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.
На 01.04.2019 текущий остаток на 1 регистре ООО "СЛВК" согласно Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) числится в количестве 1304.2 дал.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной "продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа.
В период с 16 февраля 2019 года по 01 апреля 2019 года ООО "СЛВК " не обращалось в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка с просьбой обеспечить контроль за осуществлением поставок остатков алкогольной продукции в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ.
На основании изложенного в действиях ООО "СЛВК", по мнению административного органа, усматривались достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
02.04.2019 определением N 06-12/123/2019 возбуждено дело об административном правонарушении и о проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
02.04.2019 в ходе проведения осмотра по адресу: 410536, Саратовская область, Саратовский район, на расстоянии 0,25 км северо-восточнее п. Зоринский установлено, что свою административно-хозяйственную деятельность ООО "СЛВК" по указанному адресу не осуществляет.
Сотрудником службы безопасности на охраняемой территории, по вышеуказанному адресу, была предоставлена информация об отсутствии ООО "СЛВК" по указанному адресу с момента исключения обособленного подразделения из лицензии 01.11.2018.
В ходе осмотра, складские помещения, арендуемые ранее ООО "СЛВК", осмотреть не представилось возможным, на основании расторжения договора аренды с ООО "СЛВК", так как у данных складских помещений другой арендатор.
Какая-либо иная административно-хозяйственная деятельность по адресу: 410536, Саратовская область, Саратовский район, на расстоянии 0,25 км северо-восточнее п. Зоринский, ООО "СЛВК" не ведется.
Согласно базы данных ЕГАИС "Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" остатки алкогольной продукции ООО "СЛВК" по адресу: 410536, Саратовская область, Саратовский район, на расстоянии 0,25 км северо-восточнее п. Зоринский, на 02.04.2019 года составляют 1304,2 дал.
Таким образом, в ходе проведения административного расследования установлено, что в действиях ООО "СЛВК" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Вместе с тем, установленные обстоятельства, по мнению управления, свидетельствуют о нарушении заявителем требований пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", положений Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1459.
10 июля 2019 года управлением составлен протокол N 06-12/123/2019 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
22 августа 2019 года административным органом вынесено постановление N 06-12/123/2019 о привлечении ООО "СЛВК" к ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде предупреждения.
Заявитель не согласился с указанным постановлением и оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о недоказанности состава вмененного правонарушения, а также что постановление о назначении административного наказания N 06-12/123/2019 вынесено за пределами срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Административный орган считает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства дела. По мнению административного органа, событие и состав вмененного правонарушение доказано в отношении ООО "СЛВК".
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Диспозицией названной нормы права является нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
В силу пункта 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1459 (далее - Правила ЕГАИС).
Согласно пункту 7 Правил ЕГАИС организации и сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные в качестве юридического лица, представляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в ЕГАИС, информацию, указанную в подпунктах 1 - 3 пункта 6 Правил, а именно:
1) наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика - для организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, а также код причины постановки на учет, местонахождение обособленных подразделений (при их наличии);
2) наименование и вид продукции, указанный в статье 2 Федерального закона N 171-ФЗ;
3) код вида продукции согласно классификатору видов продукции, использующийся при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 15 Правил ЕГАИС организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 Правил ЕГАИС, представляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 Правил, а именно:
сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза);
номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в ЕГАИС;
сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес);
сведения об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации алкогольной продукции, в том числе с указанием номеров ФСМ и акцизных марок, нанесенных на маркируемую алкогольную продукцию;
сведения о списании продукции в случае брака или иных причин.
Порядок и формы предоставления заявок о фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) определены Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - Приказ N 149).
Пунктом 5.4.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 установлено, что электронный документ "Акт о списании продукции на прочие расходы" представляется организациями по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений) в течение рабочего дня после списания продукции.
В рамках рассмотрения дела А57-21206/2017 установлено, что в результате падения стеллажей на складе ООО "СЛВК" произошел бой продукции в объеме 636 тонн. В период с 16 по 21 августа 2017 года продукция была списана, что также было отражено в ЕГАИС. ООО "СЛВК" на основании договора от 04 августа 2017 года N 411 проведены лабораторные исследования в ООО "Норма" с целью определения класса опасности отходов. В соответствии с протоколом от 09 августа 2017 года N 1098-1 тара стеклянная загрязненная отнесена к V классу опасности.
Также в рамках указанного установлено, что согласно договору от 23 августа 2017 года N 541 ООО "Вектор-Н" оказаны услуги по приему и утилизации производственных отходов в объеме 636 тонн. Производственные отходы транспортировались и отгружалась Синякиным Н.Д. на основании заключенного договора оказания услуг перевозки с ООО "СЛВК".
Таким образом, суд первой инстанции установил, что общество в данном конкретном случае не осуществляло оборот алкогольной продукции по причине ее боя и списания в 2017 году, о чем административный орган был уведомлен (акты о списании представлены в материалы административного дела), а также расторжения договора аренды складских помещений, отсутствия какой-либо зафиксированной деятельности. Какая-либо иная административно-хозяйственная деятельность по адресу: 410536, Саратовская область, Саратовский район, на расстоянии 0,25 км северо-восточнее п. Зоринский, ООО "СЛВК" не ведется. Кроме того, имеются два акта о списании товаров N Спс-000208 от 26.10.2017, достоверность которых не поставлена под сомнение административным органом.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным органом не подтверждено событие вмененного правонарушения, состав административного правонарушения не доказан.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В качестве довода апелляционной жалобы административный орган указал, что общество осуществляло оборот данной алкогольной продукции, а именно ее закупку и хранение вплоть до боя.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым установленная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Принимая во внимание, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, выражается в нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, в соответствии с которым не допускается оборот конкретной партии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции до фиксации информации о таком обороте в установленном порядке в ЕГАИС, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанное правонарушение не относится к категории длящихся.
Следовательно, начало течения срока давности следует исчислять с момента введения обществом в оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из материалов дела следует, что вменяемое нарушение имело место в 2017 году (списание продукции в т.ч. согласно актам 26.10.2017, в отношении которой вменяется нарушение порядка учета оборота), постановление о назначении административного наказания N 06-12/123/2019 вынесено 22.08.2019, т.е. за пределами срока давности привлечения общества к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Учитывая, что данные сроки восстановлению не подлежат, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не влияют на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства вынесены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 января 2020 года по делу N А57-23058/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-23058/2019
Истец: ООО "Саратовская Ликеро Водочная Компания"
Ответчик: МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу
Третье лицо: МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу