город Ростов-на-Дону |
|
13 марта 2020 г. |
дело N А32-44727/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии заявителя Пронича С.Н. лично, представителя заинтересованного лица Копцовой Е.А. по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Пронича Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2019 по делу N А32-44727/2019 по заявлению Пронича Сергея Николаевича к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Марьянское и компания", при участии третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю, о признании недействительной записи; об обязании
УСТАНОВИЛ:
Пронич Сергей Николаевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Марьянское" и компания" (далее - Общество) ИНН 2336019352, ОГРН 1072336000637, третье лицо Межрайонная ИФНС России N 16 по Краснодарскому краю (далее - регистрирующий орган, Инспекция) о признании недействительной записи о государственной регистрации от 05.09.2018 за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 6182375625833 о начале процесса реорганизации "Товарищества на вере "Марьянское" и компания" (далее - Товарищество) ОГРН 1072336000637 в форме преобразования, о признании недействительной записи от 21.12.2018 за ГРН 7182375252020 о прекращении деятельности Товарищества путем реорганизации в форме преобразования, о признании недействительной записи от 21.12.2018 за ГРН 1182375118606 о создании Общества путем реорганизации в форме преобразования, об обязании Инспекции аннулировать запись о государственной регистрации от 05.09.2018 за ГРН 6182375625833 о начале процесса реорганизации Товарищества в форме преобразования, об обязании Инспекции аннулировать запись от 21.12.2018 за ГРН 7182375252020 о прекращении деятельности Товарищества путем реорганизации в форме преобразования, об обязании Инспекции аннулировать запись от 21.12.2018 за ГРН 1182375118606 о создании Общества путем реорганизации в форме преобразования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что заявленные требования необоснованно рассмотрены судом первой инстанции в порядке главы 24 АПК РФ.
Заинтересованное и третье лицо с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу, третье лицо явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям регистрационного дела Товарищества, в Инспекцию для осуществления государственной регистрации уведомления о начале процедуры реорганизации 31.08.2018 представлен комплект документов вх. N 759063А, а именно: уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003, удостоверенное временно исполняющей обязанности нотариуса Винокуровой А.П. Краснодарского нотариально округа Алмазова З.Л., решение единственного полного товарища Товарищества от 31.08.2018 N 1-2018, что подтверждается распиской от 31.08.2018 вх. N 7539063А.
По результатам рассмотрения предоставленного комплекта документов, не находя правовых оснований для отказа в государственной регистрации, установленных статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом принято решение от 05.09.2018 N 7539063А о государственной регистрации начала процедуры реорганизации Товарищества в форме преобразования.
На основании принятого решения в ЕГРЮЛ 05.09.2018 внесена запись за ГРН 6182375625833 в отношении Товарищества о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования.
В целях создания Общества путем реорганизации в форме преобразования в регистрирующий орган на государственную регистрацию 14.12.2018 представлено заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме Р12001 и комплект документов, что подтверждается распиской от 14.12.2018 вх.N 7556928А.
Регистрирующий орган, не находя правовых оснований для отказа в государственной регистрации, установленных статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ по данному комплекту документов вынес решение о государственной регистрации от 21.12.2018 N 7556928А, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись о создании Общества от 21.12.2018 за ГРН 1182375118606.
Записью от 21.12.2018 за ГРН 7182375252020 в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности Товарищества путем реорганизации в форме преобразования.
Указанные обстоятельства явились причиной обращения заявителя в Арбитражный суд Краснодарского края.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Инспекция является регистрирующим органом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Порядок государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице определен Главой VI Федерального закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Согласно пункту 3 статьи 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц не допускается в случае участия в реорганизации юридического лица, в отношении которого принято решение о его ликвидации.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ установлен перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования).
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Пленум N 25) установлено, что согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 58 ГК РФ к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не применяются положения статьи 60 ГК РФ. Исключением из этого правила является положение пункта 1 статьи 60 ГК РФ об обязанности юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации, в том числе в форме преобразования.
На основании вышеуказанных норм следует, что при преобразовании юридического лица в регистрирующий орган представляется уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", с приложением решения о реорганизации (пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Регистрирующий орган на основании уведомления вносит в ЕГРЮЛ запись о начале процедуры реорганизации в форме преобразования (пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
При этом, исходя из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 57, абзаца 2 пункта 1 статьи 60.1 ГК РФ государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования (статья 14, статья 15 Федерального закона N 129-ФЗ), допускается по истечении трех месяцев со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.
В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации не подлежащий расширительному толкованию.
Пунктом 1 статьи 60.1. ГК РФ установлено, что решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования) в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами.
При этом в соответствии с пунктами 4 и 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных указанным Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Из содержания приведенной нормы следует, что в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, а также предоставление иных документов, не предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что надлежащим способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенных прав заявителя, является предъявление требования о признании недействительным решения о реорганизации юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статья 60.1 ГК РФ решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом, при этом указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.
Следовательно, срок для предъявления требования о признании решения о реорганизации на момент подачи данного искового заявления в Арбитражный суд Краснодарского края истек.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что Пронич С.Н. обращался в Арбитражный суд Краснодарского края заявлением к Инспекции, третье лицо - Общество, о признании незаконным действия и решения о внесении записи о начале процесса реорганизации Товарищества, о признании незаконным действия и решения о внесении записи о прекращении деятельности Товарищества, в связи с реорганизацией, о признании недействительной записи о государственной регистрации от 05.09.2018 за ГРН 6182375625833 о начале процесса реорганизации товарищества в форме преобразования, о признании недействительной записи о государственной регистрации от 21.12.2018 за ГРН 7182375252020 о прекращении деятельности Товарищества, путем реорганизации в форме преобразования.
В рамках рассмотрения дела N А32-29871/2019 истцу решением от 16.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Указанное решение в установленном законом порядке обжаловано не было и вступило в законную силу.
При рассмотрении данного дела Пронич С.Н. привлек в качестве ответчика Общество, в полномочия которого не входит внесение изменений в записи ЕГРЮЛ, а также их аннулирование, следовательно, Общество является не надлежащим ответчиком, так как истцом не обжалуется решение полного товарища Товарищества от 31.08.2018 N 1-2018, а все требования подлежат исполнению регистрирующим органом.
При этом Инспекция в соответствии с Приказом УФНС России по Краснодарскому краю от 18.02.2016 N 01-01/41@ "О передаче функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в Межрайонную ИФНС России N 16 по Краснодарскому краю" осуществляет полномочия регистрирующего органа, в компетенцию которого входит внесение изменений в записи ЕГРЮЛ.
Кроме того действующим законодательством не предусмотрено признание недействительной записи ЕГРЮЛ, а также ее аннулирования без признания недействительным решения о государственной регистрации, вынесенного на основании решения юридического лица.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований заявителя.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2019 по делу N А32-44727/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44727/2019
Истец: Пронич С Н
Ответчик: ООО "МАРЬЯНСКОЕ" И КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Краснодарскому краю, МИФНС N16 по КК