г. Ессентуки |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А63-14266/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11.03.2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамедовой М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Люкс" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.12.2019 по делу N А63-14266/2019,
принятое по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630),
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Люкс" (г. Кисловодск, ОГРН 1072628000796),
о взыскании долга за полученную воду и сброшенные сточные воды и пени, в отсутствие лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью УК "Люкс" (далее - общество, ответчик) о взыскании 460 144 руб. долга за полученную воду и сброшенные сточные воды за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 по договору ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов от 10.04.2017 N 20139, 6 538,88 руб. пени за период с 16.02.2019 по 15.05.2019 (требования уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.12.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды. Ответчиком не доказан факт оплаты за фактически принятый объем услуг в полном объеме, доводы и доказательства, представленные истцом, не опровергнуты.
Не согласившись с принятым решением суда, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество не выставляет платежные документы потребителям, не получает от них плату за коммунальную услугу и не имеет возможности установить достоверность расчетов по населению. Предприятие ведет прямые расчеты с потребителями в связи с чем является исполнителем коммунальных услуг. Истцом не представлено подробного развернутого поквартирного расчета величины объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями превышающего объем общедомового прибора учета. Судом первой инстанции не проверено наличие актов обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного, (общедомового) прибора учета, такие акты в материалы дела не представлены.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 29.10.2019 на сайте http://arbitr.ru// в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 10.04.2017 между истцом (РСО) и ответчиком (исполнитель) заключен договор ресурсоснабжения N 20139 в целях содержания общего имущества многоквартирных домов (далее - договор), согласно которому РСО подает по присоединенной сети питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором, а исполнитель оплачивает принятую питьевую воду в целях СОИ МКД по приложению N 1 к договору, несет иные обязанности, предусмотренные нормативными актами в сфере ресурсоснабжения.
Пунктом 4.1.6 и 4.1.8 договора на исполнителя возложена обязанность вести учёт показаний общедомовых приборов учёта и передавать их РСО по 28 число расчётного месяца включительно.
Расчетным периодом для определения объема поданной исполнителю питьевой воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов является календарный месяц (пункт 5.1 договора).
Согласно пункту 5.2 договора объем питьевой воды для оплаты исполнителем по договору определяется по многоквартирному дому как разница между показаниями общедомового прибора учета за расчетный месяц и объемом коммунального ресурса, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период.
Оплата за коммунальный ресурс осуществляется в денежной форме путем перечисления исполнителем до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (месяцем), платы за коммунальный ресурс в адрес РСО любыми способами, допустимыми законом (пункт 6.3 договора).
В силу пункта 6.1 договора цена формируется из стоимости коммунальных ресурсов, определяемой в каждый расчетный период из действующих тарифов на коммунальный ресурс, установленных РСО для населения в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) и объемов коммунальных ресурсов, определенных за расчетный период.
Во исполнение договорных обязательств истец в период с 01.01.2019 по 31.03.2019 подал ответчику питьевую воду и принял сточные воды на сумму 460 144 руб., что подтверждается актами об оказании услуг от 31.01.2019 N 3415/18673/20139, от 28.02.2019 N 3415/20184/20139, от 31.03.2019 N 3415/21586/20139, счетами-фактурами, счетами на оплату, а также расшифровками начислений по показаниям общедомовых приборов учёта, содержащими сведения об адресах МКД, площади помещений, данных ИПУ, количестве проживающих и т.п. за спорный период.
В связи с тем, что задолженность ответчиком в установленный договором срок не оплачена, истец направил в адрес общества претензию с требованием о погашении образовавшейся задолженности.
Указанная претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения предприятия в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно, в частности, обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 названной статьи на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Воля собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления своим имуществом, выраженная в решении общего собрания собственников, предопределяет характер правоотношений по снабжению этого дома коммунальными ресурсами. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией правоотношения по поставке и оплате коммунальных услуг складываются между ресурсоснабжающими организациями и управляющей организацией, которая обязана оплатить коммунальные ресурсы в объеме, поставленном на границу сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг и (или) коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 - далее Правила N 354).
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 - далее Правила N 354).
Управляющая организация после принятия общедомового имущества, в том числе внутридомовых сетей, становится исполнителем коммунальных услуг и обязана оформить возникшие фактические договорные отношения на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до границы ответственности управляющей организации.
Прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами. При этом ресурсоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (пункт 8, подпункт "в" пункта 9 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 82 Правил N 354 на исполнителе лежит обязанность по проверке состояния приборов учета и проверок достоверности сведений о показаниях приборов учета, представленных потребителями.
В силу подпунктов е, е(1) и е(2) пункта 31 Правил N 354 управляющая компания обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Пунктами 4.1.5-4.1.8 договора N 20139 также предусмотрены обязанности исполнителя обеспечивать ремонт (замену) общедомового прибора учета при выходе из строя с обязательным (за сутки) уведомлением предприятия о снятии общедомового прибора учета и его установке, вести учет показаний общедомовых приборов учета, обеспечивать обслуживание внутридомовой инженерно-технической системы водоснабжения, передавать РСО показания общедомовых приборов учета по 28 число расчетного месяца включительно.
Как следует из материалов дела, многоквартирные дома, по которым заявлена к взысканию задолженность, находятся в управлении общества.
Факт поставки коммунального ресурса в спорный период обществом не оспаривается.
Предприятие передало ответчику (вх. N 86 от 28.02.2019, вх. N 131 от 15.03.2019 и вх. N 176 от 18.04.2019) счета на оплату, акты об оказании услуг и счета-фактуры за спорный период с приложением расшифровки начислений по показаниям общедомовых приборов учета за январь-март 2019 года, а также акты сверки взаимных расчетов. Также предприятие передало ответчику (вх. N 538 от 06.12.2019) развернутый расчёт задолженности по каждому МКД за спорный период.
Кроме того, в материалах дела представлены паспорта приборов учета, акты допуска в эксплуатацию приборов учёта питьевой воды и водоотведения и акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта по каждому МКД, по которому расчёт и начисление задолженности произведен истцом по показаниям общедомового прибора учёта.
Доказательств наличия в спорный период иных показаний ИПУ и ОДПУ чем те, которые использовались истцом при расчёте задолженности, а также произведённый на основании указанных показаний контррасчёт ответчиком не представлен.
С учетом изложенных обстоятельств и в силу вышеизложенных норм права суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования предприятия о взыскании 460 144 руб. долга за период с 01.01.2019 по 31.03.2019.
Также судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование предприятия о взыскании неустойки в размере 6 538,88 руб. за период с 16.02.2019 по 15.05.2019, рассчитанную в соответствии с частью 6.4 статьи 13 и частью 6.4 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", исходя из ключевой ставки Банка России - 6,5%.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Суд первой инстанции, проверив представленный расчет пени, пришел к выводу, что расчет произведен арифметически правильно в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Контррасчет пени ответчиком не представлен.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество не выставляет платежные документы потребителям, не получает от них плату за коммунальную услугу и не имеет возможности установить достоверность расчетов по населению и предприятие ведет прямые расчеты с потребителями в связи с чем является исполнителем коммунальных услуг подлежат отклонению поскольку в силу Правил N 354 прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами.
Управляющая организация после принятия общедомового имущества, в том числе внутридомовых сетей, становится исполнителем коммунальных услуг и обязана оформить возникшие фактические договорные отношения на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до границы ответственности управляющей организации.
В данном случае материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается, что спорные МКД находятся в управлении общества, в связи с чем общество является исполнителем коммунальных услуг.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено подробного развернутого поквартирного расчета величины объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями превышающего объем общедомового прибора учета, также подлежит отклонению в связи с тем, что в соответствии с пунктом 82 Правил N 354 на исполнителе лежит обязанность по проверке состояния приборов учета и проверок достоверности сведений о показаниях приборов учета, представленных потребителями, а в силу подпунктов е, е(1) и е(2) пункта 31 Правил N 354 управляющая компания обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Также, именно исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях (пп. "ж" п. 31 Правил N 354).
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не проверено наличие актов обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного, (общедомового) прибора учета, такие акты в материалы дела не представлены, подлежит отклонению, поскольку суд не может по своей инициативе заниматься сбором доказательств в обоснование доводов той или иной стороны, что противоречило бы принципу состязательности сторон арбитражного процесса и ставило бы одну сторону процесса в более выгодное положение по отношению к другой стороне, при этом ответчиком указанные доказательства в материалы дела ни в суде первой инстанции ни в суде апелляционной инстанции представлены не были в связи с чем у суда отсутствует возможность проверки этих актов. В то время как в соответствии с Правилами N 354 именно ответчик является лицом, на которого возложена обязанность по проверке состояния приборов учета.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку не содержит доводом опровергающих правильность обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.12.2019 по делу N А63- 14266/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-14266/2019
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЛЮКС"