г. Севастополь |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А83-9122/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Приваловой А.В.,
судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
при участии в заседании: от Администрации города Симферополя Республики Крым - Мамиконян Э.А., представитель по доверенности от 18.11.2019 N 24/01-69/3577, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нериман" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 ноября 2019 года по делу N А83-9122/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нериман" к Администрации города Симферополя Республики Крым, при участии Симферопольского городского совета Республики Крым
о признании недействительными постановлений,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нериман" (далее - общество, заявитель, ООО "Нериман") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - администрация) о признании недействительными постановлений от 19.10.2018 N 5258, N 5259 "О демонтаже (сносе) нестационарного торгового объекта, размещенного по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, город Симферополь, улица Киевская в районе дома 137, принадлежащего ООО "Нериман".
Спор рассмотрен с участием Симферопольского городского совета Республики Крым, привлеченного судом в качестве заинтересованного лица.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Нериман" подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы общество приводит доводы, ранее изложенные в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела в суде первой инстанции, в том числе о наличии оснований для размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО), расположенных по ул. Киевская, в районе дома N 137 в г. Симферополе (площадью по 30 кв.м каждый), поскольку указанные торговые павильоны были ранее размещены на основании разрешительных документов - паспортов привязок временных сооружений, по окончании срока действия которых общество имеет право на заключение договора на размещение НТО без проведения конкурсных процедур в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденным решением Симферопольского городского совета от 07.07.2015 N 307; размещение спорных НТО предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной решением Симферопольского городского совета от 20.08.2015 N 361; общество неоднократно обращалось с заявлениями о продлении срока действия договоров на размещение НТО, ссылаясь на ранее выданные разрешения, в ответ на которые администрация указала на отсутствие у заявителя права на заключение договоров для размещения НТО без проведения конкурса и приняла оспариваемые в рамках данного дела постановления, в то время как должна была заключить соответствующие договоры на размещение НТО.
В поступившем отзыве на апелляционную жалобу администрация не согласилась с доводами апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обращает внимание суда на то обстоятельство, что решением 88-й сессии Симферопольского городского совета от 28.06.2018 N 1657 Схема размещения НТО была оптимизирована, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 04.01.2017 N 402 "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республики Крым", и была сокращена на 155 мест, схемой предусмотрено выделение мест для товаропроизводителей без конкурсных процедур в количестве 73, одновременно из схемы дислокации размещения НТО, утвержденной решением Симферопольского городского совета от 20.08.2015 N 361, было исключено 9 мест в районе улицы Киевской, 137, в том числе, торговые павильоны ООО "Нериман". Между тем, решение N 1657, которым места для размещения спорных НТО исключены из схемы размещения, в установленном порядке не оспорено и не признано недействительным.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы отзыва, просил судебное решение оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей не направили, о причинах неявки суд не уведомили, что в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
Как следует из установленных фактических обстоятельств дела, 19.07.2018 главным специалистом отдела по координации розничной и оптовой торговли управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя Республики Крым произведен осмотр и составлены акты N 82 и N 83 обследования нестационарных торговых объектов, размещенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь, в которых зафиксировано, что по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, возле дома N 137 размещены торговые павильоны (НТО), изготовленные из материалов легкой конструкции размером приблизительно 30 кв.м, принадлежащие ООО "Нериман", расположение которых схемой размещения НТО не предусмотрено, договоры на их размещение не заключены. К актам приложена фотофиксация размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно заключению комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 13.09.2019 N 13, по результатам рассмотрения представленных управлением торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя Республики Крым материалов, комиссия пришла к выводу о необходимости демонтажа (сноса) спорных НТО в связи с отсутствием правовых оснований для их размещения.
Указанное послужило основанием для принятия администрацией постановлений от 19.10.2018 N 5258, 5259, которыми предусмотрен демонтаж (снос) нестационарных торговых объектов (торговые павильоны из легких конструкций) ориентировочной площадью 30 кв. м, расположенных по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская в районе дома 137, принадлежащих ООО "Нериман"; установлен срок для добровольного сноса - семь рабочих дней с даты извещения о предстоящем демонтаже (сносе); Департаменту городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым в случае невыполнения заявителем постановлений в добровольном порядке предписано осуществить организацию принудительного демонтажа (сноса) НТО в соответствии с требованиями постановления Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465. Принятые администрацией постановления опубликованы и размещены в публичном доступе на официальном сайте администрации.
Полагая, что постановления являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что нестационарные торговые объекты заявителя размещены без разрешительных документов, в месте, не предусмотренном действующей схемой размещения НТО, доказательств, свидетельствующих о наличии у ООО "Нериман" надлежащих документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих наличие законного права на размещение НТО, в материалы дела не представлено, в связи с чем суд пришел к выводу о соответствии требованиям закона обжалуемых постановлений администрации и об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы права применены правильно, а доводы общества несостоятельны исходя из следующего.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Исходя из положений пункта 1 статьи 39.36. Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности производится на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Частью 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Решением 26-ой сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 20.08.2015 N 361 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, решением 62-ой сессии 1 созыва Симферопольского городского совета от 16.02.2017 N1107 утверждено Положение об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Положение N1107).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Положения N 1107 нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии со Схемой НТО, утвержденной решением Симферопольского городского совета, на основании договора на размещение НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, заключенного администрацией с хозяйствующим субъектом.
Исходя из совокупности правовых положений федерального законодательства (части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ), нормативных актов субъекта РФ и муниципального образования городской округ Симферополь (постановление Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым", решения Симферопольского городского совета от 20.08.2015 N 361 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" и от 16.02.2017 N 1107 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь") следует, что Схема размещения НТО определяет место расположения НТО, вид (киоск, павильон, иное сооружение), категорию товаров и (или) услуг, а правовым основанием для размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является договор на размещение НТО, заключенный с применением определенной конкурентной процедуры или без таковой в случаях, определенных в нормативном акте.
Судом установлено, что решением 88-ой сессии Симферопольского городского совета I созыва от 28.06.2018 N 1657 "О внесении изменений в решение 26-ой сессии Симферопольского городского Совета I созыва от 20.08.2015 N 361 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" размещение спорных нестационарных торговых объектов по адресу: г. Симферополь, ул. Киевская, возле дома N 137, исключено из действующей Схемы размещения НТО.
Основанием для оптимизации мест расположения НТО явилось восстановление на основании решения 12-й сессии Симферопольского городского совета от 12.05.2015 N 184 "О создании сквера" территории зеленой зоны, ранее именуемой "сквер у 180 квартала", ограниченной ул. Ростовской, пешеходной дорожкой вдоль ул. Киевской, пешеходной дорожкой вдоль ул. Кечкеметской и территорией, прилегающей к жилому дому N 137 по ул. Киевской.
Решение Симферопольского городского совета от 28.06.2018 N 1657, которое вступило в законную силу 29.06.2018 (с момента опубликования), обществом не оспорено и незаконным в установленном законодательством порядке не признано.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 23.05.2017 N 275) утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок N 465).
Как следует из пунктов 2.1 - 2.2, 3.1 - 3.5 Порядка N 465, выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов, факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по установленной форме, в течение десяти рабочих дней с даты составления акта обследования уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в комиссию по демонтажу (сносу) НТО, комиссия рассматривает поступившие документы в течение тридцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение, на основании которого администрация принимает постановление о демонтаже (сносе) нестационарного объекта.
В соответствии с распоряжением администрации города Симферополя от 10.02.2016 N 27-р "Об утверждении положений о структурных подразделениях управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя Республики Крым" утверждены положения о структурных подразделениях управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя Республики Крым, в том числе положение об отделе координации розничной и оптовой торговли управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя Республики Крым.
Согласно пункту 12 этого Положения отдел координации розничной и оптовой торговли управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя Республики Крым обеспечивает работу по выявлению незаконно установленных нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 4 постановления администрации города Симферополя от 16.06.2017 N 1995 "О регулировании вопросов, связанных с демонтажем (сносом) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований" уполномоченным органом по выявлению неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов определено управление торговли и бытового обслуживания населения администрации города.
Из материалов дела следует, что 19.07.2018 главным специалистом отдела Савиновым С.В. был проведен мониторинг соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и составлены акты N 82, 83, из которых также следует, что схемой размещения НТО расположение данных объектов не предусмотрено. К актам обследования приложены фотографии, на которых изображены нестационарные торговые объекты.
С учетом выше приведенных законоположений орган муниципального образования, наделенный муниципальным правовым актом полномочиями по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования, подготовке соответствующих материалов для передачи их в комиссию по демонтажу (сносу) нестационарных объектов, а также иными функциями, определенными Порядком N 465, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Учитывая, что управлением торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя выявлены неправомерно размещенные нестационарные торговые объекты по адресу г. Симферополь, ул. Киевская, возле дома N 137, принадлежащие ООО "Нериман", администрация обоснованно рассмотрела эти объекты как размещенные с нарушением утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы размещения НТО, а также в отсутствие договоров, предоставляющих право на размещение нестационарного объекта, и в соответствии с Порядком N 465 инициировала процедуру демонтажа незаконно размещенных НТО постановлениями от 19.10.2018 N 5258, N 5259.
Доказательств нарушения процедуры, предусмотренной указанным Порядком, обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих наличие у общества законного права на размещение спорных нестационарных торговых объектов заявителем не представлено, судом первой инстанции обоснованно указано, что постановления администрации города Симферополя Республики Крым от 19.10.2018 N 5258, N 5259 "О демонтаже (сносе) нестационарного торгового объекта, размещенного по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, город Симферополь, улица Киевская в районе дома 137, принадлежащего ООО "Нериман", приняты при наличии предусмотренных Порядком N 465 оснований.
Позиция заявителя о наличии у него исключительного права на включение принадлежащих ему торговых объектов в схему размещения НТО вне конкурсной процедуры и наличии разрешительной документации, дающей право на размещение НТО, является ошибочной, не соответствующей выше приведенному правовому регулированию.
Порядок N 307, на который ссылается заявитель, утратил силу с 17.02.2017 в связи с вступлением в силу решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 16.02.2017 N 1107, которым утверждено Положение об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Указанным Положением не предусмотрено заключение договора на размещение НТО без проведения конкурсных процедур в отношении лиц, имевших ранее действовавшие паспорта привязки.
Таким образом, наличие у заявителя ранее действовавших разрешительных документов (паспортов привязки временных сооружений) с истекшим сроком их действия (до 10.03.2015) не дает право на включение таких объектов в Схему размещения НТО, а, следовательно, и на их законное размещение в отсутствие соответствующих договоров, заключенных в установленной процедуре.
Как следует из материалов дела, такие договоры отсутствуют. Наличие у общества законного права на размещение нестационарных торговых объектов по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, город Симферополь, улица Киевская в районе дома 137, документально не подтверждено и судом не установлено.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании вышеназванных норм законодательства, не опровергают изложенных в решении выводов суда и не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебного акта, не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе на основании статьи 110 АПК подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 ноября 2019 года по делу N А83-9122/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нериман" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9122/2019
Истец: ООО "НЕРИМАН"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ