г. Вологда |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А05-9523/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 марта 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
при участии от администрации муниципального образования "Лешуконский муниципальный район" Уткина С.С. по доверенности от 10.01.2020, от акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" Миняевой Н.Ю. по доверенности от 01.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Лешуконский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2019 года по делу N А05-9523/2019,
установил:
акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Попова, дом 17; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Лешуконский муниципальный район" (ОГРН 1032901920040, ИНН 2916000468; адрес: 164670, Архангельская область, Лешуконский район, село Лешуконское, улица Победы, дом 9; далее - администрация) о признании недействительным постановления от 03.07.2019 N 293 "О введении режима повышенной готовности на территории муниципального образования "Лешуконский муниципальный район" и дополнительных мерах по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лешуконская теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1182901018266, ИНН 2901294110; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, улица Павла Усова, дом 37, строение 1; далее - ООО "ЛТК").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены, на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, с администрации в пользу общества взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное установление судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Полагает, что суд не дал надлежащей оценки отношениям, сложившимся между обществом и администрацией в части аренды муниципальных объектов теплоснабжения. Указывает на то, что судом первой инстанции не принят во внимание довод администрации относительно прекращения действия заключенного обществом и администрацией договора аренды от 30.10.2007 N 59 муниципальных объектов, расположенных на территории муниципального образования "Лешуконское". Полагает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка обстоятельствам, указанным в протоколах от 11.06.2019 и от 03.07.2019 Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
ООО "ЛТК" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим судебное заседание проведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей администрации и общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В материалах дела усматривается, что общество в спорный период на основании договора аренды объектов теплоснабжения от 30.10.2007 N 59, заключенного с администрацией, оказывало услуги теплоснабжения на территории муниципального образования "Лешуконский муниципальный район".
Администрацией издано постановление от 03.07.2019 N 293 "О введении режима повышенной готовности на территории муниципального образования "Лешуконский муниципальный район" и дополнительных мерах по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций".
Из содержания постановления следует, что оно принято с целью предупреждения возникновения чрезвычайных ситуации и недопущения нарушений нормальных условий жизни и деятельности людей, связанной с ненадлежащим исполнением обществом обязанностей по подготовке объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования "Лешуконский муниципальный район", к осенне-зимнему отопительному сезону 2019-2020 годов.
Данным постановлением с 04.07.2019 введен режим повышенной готовности (местного уровня) функционирования Лешуконского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) на территории муниципального образования "Лешуконский муниципальный район". Зоной режима повышенной готовности установлены:
по объектам теплоснабжения, находящимся в собственности муниципального образования "Лешуконский муниципальный район", границы территорий: муниципального образования "Лешуконское", муниципального образования "Ценогорское", муниципального образования "Койнасское", в том числе границы объектов теплоснабжения на данных территориях;
по объектам теплоснабжения, находящимся в собственности общества, границы территорий: муниципального образования "Олемское", муниципального образования "Юромское", муниципального образования "Вожгорское", в том числе границы объектов теплоснабжения на данных территориях.
Также постановлением введен в действие план по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования "Лешуконский муниципальный район". Управлению экономического развития и муниципального хозяйства администрации муниципального образования в установленном законом порядке продолжить работу по изъятию и передаче объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, гарантирующей организации во временное пользование до заключения концессионного соглашения. К действиям по ликвидации угрозы чрезвычайной ситуации привлечены следующие силы и средства: ООО "ЛТК", общество с ограниченной ответственностью "Эталон", общество с ограниченной ответственностью "Арт-Дизайн". Обществу рекомендовано создать необходимый нормативный запас твердого топлива на объектах теплоснабжения, находящимся в их собственности, и провести необходимые работы по подготовке объектов теплоснабжения к началу отопительного периода.
Согласно пункту 8 постановления сроки действия режима повышенной готовности установлены до заключения концессионного соглашения.
Не согласившись с постановлением администрации, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Пунктами 7 и 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесены участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно подпункту "и" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 1 данного Закона определено, что под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (статья 7 Закона N 68-ФЗ).
В силу пункта 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 190-ФЗ Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией.
Пунктом 3 той же статьи Закона предусмотрено, что проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
В силу пункта 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 (далее - Правила N 103), проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Исходя из положений пункта 6 данных Правил, при проверке проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил. Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется проверка соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.
В целях проведения проверки рассматриваются документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводится осмотр объектов проверки.
Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (пункт 7 Правил N 103).
Паспорт готовности к отопительному периоду выдается в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности устранены в установленный срок. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований (пункты 9, 10 Правил N 103).
Согласно пункту 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
Приложением 1 к постановлению администрации от 17.05.2019 N 209 "Об утверждении программы проведения проверки готовности к отопительному периоду 2019/2020 года теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии муниципального образования "Лешуконский муниципальный район" определено, что период проведения первой проверки - август 2019 года.
Таким образом, суд первой инстанции в обжалуемом решении верно заключил, что по состоянию на дату принятия оспариваемого постановления (03.07.2019) период проведения проверки готовности к отопительному периоду 2019/2020 года не наступил, акт проверки такой готовности не составлялся, перечень замечаний с указанием сроков их устранения не составлялся.
Администрацией не представлено доказательств, подтверждающих, что на дату принятия оспариваемого постановления на территории муниципального образования "Лешуконский муниципальный район" сложилась обстановка, требующая введение режима повышенной готовности, в связи с этим основания для вывода об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации у администрации отсутствовали.
Приняв во внимание представленные обществом сведения о подготовке объектов теплоснабжения на территории муниципального образования "Лешуконский муниципальный район", суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку администрации на то, что общество фактически не ведет свою деятельность на спорных объектах.
Кроме того, суд первой правомерно учел положения Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 22.01.2013 N 33 (далее - Порядок N 33), который определяет механизм реализации и отмены органами государственной власти и местного самоуправления, а также их должностными лицами дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности и в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 которого решение о реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должно содержать сведения о сроках, на которые реализуются или к которым должны быть реализованы дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Правовая природа режима повышенной готовности может носить только временный характер и не может вводиться без ограничений периода действия.
Вместе с тем установление пунктом 8 оспариваемого постановления срока режима повышенной готовности - до заключения концессионного соглашения, не может быть расценено как введение такого режима с определенным сроком.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что администрацией в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих наличие на территории муниципального образования "Лешуконский муниципальный район" обстановки, требующей введения режима повышенной готовности по состоянию на 03.07.2019, и, соответственно, оснований для введения оспариваемым постановлением режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения.
Вопреки доводам жалобы, возложение на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя соответствует положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Отсутствие указания судом конкретного способа устранения администрацией нарушения прав и законных интересов общества не препятствует исполнению решения суда путем совершения ответчиком соответствующих действий в пределах предоставленных ему полномочий.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, основаны на неверном толковании правовых норм и фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2019 года по делу N А05-9523/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Лешуконский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9523/2019
Истец: АО "Архангельская областная энергетическая компания"
Ответчик: администрация муниципального образования "Лешуконский муниципальный район"
Третье лицо: ООО "Лешуконская теплоэнергетическая компания"