г. Москва |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А40-117536/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей А.И. Трубицына, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 декабря 2019 года по делу N А40-117536/19, принятое судьёй Жбанковой Ю.В., по иску ЗАО "ЛОКОТРАНС" к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Бусырева М.А. по доверенности от 01.10.2019
от ответчика: Лапшин С.С. по доверенности от 03.03.2020
УСТАНОВИЛ:
ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЛОКОТРАНС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании суммы убытков в размере 557 917,55 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Вагонам N 54806831, N 54370895, N 54205174, N 54821483, N 54808415 собственности ЗАО "Локотранс", был проведен текущий отцепочный ремонт, что подтверждается актами выполненных работ N 111 от 14.09.2018 г. (вагон N 54806831),N 18 от 21.09.2018 г. (вагон N 54370895), N 123 от 21.09.2018 г. (вагон N 54205174), N 119 от 21.09.2018 г. (вагон N 54821483), N 121 от 22.09.2018 г. (вагон N 54808415).
На основании договора N 7/180718 от 18.07.2018 г. вагон N 54806831 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Ишимовым И.В.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 021 от 11.09.2018 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр не прибыл.
По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки в текущий отцепочный ремонт ТР-2 и определения ремонта вагона N 54806831 от 12.09.2018 г. Согласно данному Акту, при натурном осмотре вагона установлено: При осмотре колесной пары N 1164-12324-2007 обнаружен дефект: выщербина обода колеса 36x1,5 мм, образовавшаяся на одностороннем ползуне. При осмотре колесной пары N 0060-7921-1991 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,6 мм. Согласно Акту, указанные неисправности образовались на путях общего пользования ОАО "РЖД" в результате повреждения перевозчиком колесных пар. К акту приложены фотоматериалы.
На основании договора N 7/180718 от 18.07.2018 г. вагон N 54370895 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Ишимовым И.В.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 044 от 20.09.2018 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр не прибыл.
По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки в текущий отцепочный ремонт ТР-2 и определения ремонта вагона N 54370895 от 21.09.2018 г. Согласно данному Акту, при натурном осмотре вагона установлено: При осмотре колесной пары N 0005-100078-2010 обнаружен дефект: выщербина обода колеса 43x2мм, образовавшаяся на одностороннем ползуне. При осмотре колесной пары N 0005-9464-2004 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,8 мм. При осмотре колесной пары N 1175-8164-2008 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,7 мм. При осмотре колесной пары N 0029-979137-2002 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,7 мм. Согласно Акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес. К акту приложены фотоматериалы.
На основании договора N 7/180718 от 18.07.2018 г. вагон N 54205174 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Ишимовым И.В.
По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки в текущий отцепочный ремонт ТР-2 и определения ремонта вагона Ss 54205174 от 21.09.2018 г. Согласно данному Акту, при натурном осмотре вагона установлено: При осмотре колесной пары N 0039-15273-2005 обнаружен дефект: односторонний ползун 0,9 мм. При осмотре колесной пары N 1175-3046-2001 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,8 мм. При осмотре колесной пары N 0029-534670-1989 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,8 мм. При осмотре колесной пары.N2 0029-869110-1986 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,8 мм. Согласно Акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес. К акту приложены фотоматериалы.
На основании договора N 7/180718 от 18.07.2018 г. вагон N 54821483 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Ишимовым И.В.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО РЖД", что подтверждается телеграммой N 044 от 20.09.2018 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр не прибыл.
По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки в текущий отцепочный ремонт ТР-2 и определения ремонта вагона N 54821483 от 21.09.2018 г. Согласно данном} Акту, при натурном осмотре вагона установлено: При осмотре колесной пары N 0029-508222-1989 обнаружен дефект: односторонний ползун 0,9 мм. При осмотре колесной пары N 0039-44866-1992 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,6 мм. При осмотре колесной пары N 0005-23739-1997 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,8 мм. При осмотре колесной пары N 0005-217459-2012 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,7 мм. Согласно Акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес. К акту приложены фотоматериалы.
На основании договора N 7/180718 от 18.07.2018 г. вагон N 54808415 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Ишимовым И.В.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 044 от 20.09.2018 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр не прибыл.
По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки в текущий отцепочный ремонт ТР-2 и определения ремонта вагона N 54808415 от 21.09.2018 г. Согласно данному Акту, при натурном осмотре вагона установлено: При осмотре колесной пары N 0029-610029-1995 обнаружен дефект: односторонний ползун 0,8 мм. При осмотре колесной пары N 0005-39632-1990 обнаружены дефекты: выщербина обода колеса 23x1,5 мм, образовавшаяся на одностороннем ползуне. При осмотре колесной пары N 0029-736756-1986 обнаружены дефекты: выщербина обода колеса 32x1,5 мм, образовавшаяся на одностороннем ползуне. При осмотре колесной пары N 0029-29563-2003 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,8 мм. Согласно Акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес. К акту приложены фотоматериалы.
При расследовании всех спорных отцепок вагонов N 54806831, N 54370895, N 54205174, N 54821483, N 54808415 в ремонт на расследовании присутствовал представитель ОАО "РЖД", о чем свидетельствуют представленные акты осмотра.
В соответствии с пунктами 2 и 6 "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277", утверждённой 16.05.1994 года с дополнениями и изменениями, утверждёнными указаниями МПС России от 11.06.1997 года N В-705у и от 19.02.1998 года N В-181у, техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером (или бригадиром) и приемщиком локомотивных депо ОАО "РЖД".
Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД". Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
Приложение 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 No286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный Nol9627), устанавливает, что ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
ЗАО "Локотранс" как владелец железнодорожного подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской и капитальный) ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть, ОАО "РЖД".
Согласно п. 2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной 22.05.2009 г. на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п. 2.5.3. Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
ОАО "РЖД" приняло вагоны собственности ЗАО "Локотранс" к перевозке: ОАО "РЖД" приняло вагон N 54806831 к перевозке 01.09.2018 г. со станции Межег до станции Николо-Полома, что подтверждается копией квитанции о приеме груза N ЭБ456836. ОАО "РЖД" приняло вагон N 54370895 к перевозке 12.09.2018 г. со станции Урдома до станции Николо-Полома, что подтверждается копией квитанции о приеме груза N ЭЭ002276. ОАО "РЖД" приняло вагон N 54205174 к перевозке 12.09.2018 г. со станции Урдома до станции Николо-Полома, что подтверждается копией квитанции о приеме груза N ЭЭ002276. ОАО "РЖД" приняло вагон N 54821483 к перевозке 13.09.2018 г. со станции Межег до станции Лопарево, что подтверждается копией квитанции о приеме груза N ЭЭ006763. й й "р *П1П 1 ОАО "РЖД" приняло вагон N 54808415 к перевозке 12.09.2018 г. со станции Межег до станции Шабалино, что подтверждается копией квитанции о приеме груза N ЭБ959606. Таким образом, в момент принятия вагонов к перевозке, они были исправны.
Отсутствие неисправностей вагонов N 54806831, N 54370895, N 54205174, N 54821483, N 54808415 поданных к погрузке, подтверждается принятием их ОАО "РЖД" к перевозке.
Статьей 105 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Поскольку повреждение вагонов было обнаружено по прибытии вагонов с путей перевозчика, следовательно, вагоны повредил перевозчик и, в силу ст. 105 ФЗ N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", обязан устранить неисправности за свой счёт. Причины возникновения неисправностей "ползун" и "выщербина" четко определены выше названным Классификатором и указывают на вину ОАО "РЖД". Следовательно, повреждение вагонов произошло из-за неправильной эксплуатации перевозчиком колёсных пар.
Общая сумма убытков ЗАО "Локотранс", вызванных повреждением колесных пар вагонов N 54806831, N 54370895, N 54205174, N 54821483, N 54808415 составила 557 917 рублей 55 коп.
ЗАО "Локотранс" направило в адрес Подрядчика претензии N 917 от 04.03.2019 г., N 921 от 04.03.2019 г., N 922 от 04.03.2019 г., N 923 от 04.03.2019 г., N 924 от 04.03.2019 г. с просьбой возместить убытки, вызванные повреждением вагонов N 54806831, N 54370895, N 54205174, N 54821483, N 54808415.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Указанное требование закона корреспондирует обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Вывод ответчика о том, что в соответствии с Классификатором К ЖА 2005 05 выявленные на вагонах неисправности являются эксплуатационными, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Материалами дела, в частности, квитанциями о приеме груза к перевозке ЭБ456836 (вагон N 54806831); N ЭЭ002276 (вагон N 54370895); N ЭЭ002276 (вагон N 54205174); N ЭЭ006763 (вагон N 54821483), N ЭБ959606 (вагон N 54808415), подтверждается, что вагоны были успешно приняты к перевозке. что означает отсутствие на них каких бы то ни было дефектов и неисправностей в силу требований ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", а также Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной 22.05.2009 г. на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ.
В ходе перевозки вышеуказанные вагоны были забракованы ОАО "РЖД" и отцеплены в текущий отцепочный ремонт по неисправности колёсных пар. Ремонт вагонов проведен в ВЧДР Лянгасово - филиале АО"ВРК-1".
Как следует из представленных в материалы дела актов комиссионного осмотра вагонов на предмет наличия неисправностей, на колесных парах были выявлены неисправности колесных пар ("Выщербина на одностороннем ползуне", "Односторонний Ползун"), что подтверждается актом комиссионного осмотра вагона от 12.09.2018 г. (вагон N 54806831), актом комиссионного осмотра вагона от 21.09.2018 г. (вагон N 54370895), актом комиссионного осмотра вагона от 21.09.2018 г. (вагон N 54205174), актом комиссионного осмотра вагона от 21.09.2018 г. (вагон N 54821483), актом комиссионного осмотра вагона от 21.09.2018 г. (вагон N 54808415).
Выявленные неисправности являются термомеханическими повреждениями, возникли вследствие неправильной эксплуатации Ответчиком колесных пар вагона, так как выщербины обода колеса образуются путем выкрашивания металла в месте ползуна.
Выявленные дефекты требовали перевода вагонов в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе". Однако ответчиком, который произвел отцепку вагонов в ремонт и оформил уведомления на ремонт вагонов формы ВУ-23-М, с целью избежать ответственности за повреждение вагонов, этого сделано не было.
В соответствии с Классификатором КЖА 2005, на необходимость применения которого указывает ответчик, неисправность "односторонний ползун" является повреждением (код неисправности 116 "Ползун на поверхности катания на одном колесе"). Согласно Классификатору КЖА, указанная неисправность относится к разделу 3 "повреждения", и причиной ее возникновения является нарушение установленных правил и условий эксплуатации вагона при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
Вышеуказанный дефект образовался в результате нарушения Перевозчиком пункта 5.7.3 ГОСТ 22235-2010 (Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ), где регламентируется скорость и длина торможения тормозным башмаком во избежание образования односторонних ползунов. (Для исключения образования односторонних ползунов на немеханизированных горках длина торможения (юза колеса) тормозным башмаком не должна превышать 20 м).
Указанная причина образования одностороннего ползуна указана и в Классификаторе 1.20.001-2007, в соответствии с которым ползун на одном колесе возникает в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке.
Причиной образования односторонних ползунов (код 116 "Ползун на поверхности катания на одном колесе") являются виновные действия перевозчика.
Раздел 4 указанного договора регламентирует порядок передачи телеграмм. В частности, одним из способов передачи телеграммы является передача представителем пользователя текста телеграммы на бумажном носителе в экспедицию приемного пункта оператора.
Представленные в материалы дела телеграммы соответствуют требованиям по форме и содержанию, согласованным сторонами в п. 4.3. указанного договора.
Согласно п. 4.8 договора N 1-451113/Т от 28.10.2014 года на принятой к отправке телеграмме и на ее копии телеграфист оператора проставляет служебный заголовок и расписывается в приеме. Других требований не содержится.
Факт отправки телеграмм N 021 от 11.09.2018 г., N 044 от 20.09.2018 г. подтверждается детализацией по отправке телеграмм обыкновенных за период с 01.08.2018 г. по 30.09.2018 г., актом выполненных работ от 30.09.2018 г., счет-фактурой от 30.09.2018 г., платежным поручением N 6487 от 09.10.2018 г.
Перевозчик был надлежащим образом уведомлен о предстоящем комиссионном осмотре, путем направления телеграммы (до начала осмотра и до начала ремонта вагона).
В актах осмотра содержаться фотоматериалы, фиксирующие характер дефекта, при этом фотографии являются составной частью акта, соответственно, по дате составления соответствуют дате акта. Из фотоматериалов усматривается наличие на круговой поверхности катания плоского места, то есть "Выщербины на одностороннем ползуне".
В актах указано, что выявленные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес.
Квалификация представителей ЗАО "Локотранс", составивших акты осмотра, подтверждается приложенными к иску копиями дипломов специалистов.
Комиссионный осмотр колесных пар проходил в присутствии должностных лиц вагонного ремонтного депо Лянгасово - филиалов АО "ВРК-1".
Согласно п. 1.4 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524), утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от "19-20" октября 2017 года N 67) ремонт колесных пар, включая техническое диагностирование и ремонт буксовых узлов, производят на ремонтных предприятиях, имеющих соответствующее оборудование, оснастку, приспособления, инструменты и средства измерений, а также Удостоверение установленной формы, которое выдается железнодорожной администрацией в соответствии с Положением об аттестации колесно-роликовых участков.
Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденный НП "ОПЖТ" 26.07.2016 г. предусматривает, что ВЧДЭ (эксплуатационные депо - филиалы ОАО "РЖД") для исследования причины неисправности направляют деталь/узел для дальнейшего исследования в ближайшее ВРП (вагоноремонтное предприятие, независимо от форм собственности), имеющие требуемые условия для квалифицированного исследования причины неисправности. Результаты исследования, проведенного в ВРП, используются для составления рекламационных документов (п. 2.13 Регламента).
Вагонные ремонтные депо - филиалы АО "ВРК-1" специализируются на ремонте колесных пар и уполномочены выявлять неисправности колесных пар, соответственно, представленные акты комиссионного осмотра вагона, подтверждают наличие на поверхности катания колесных пар неисправностей ("Выщербина на одностороннем ползуне").
Представитель АО "ПТК", а также представители ВЧДР (АО "ВРК-1") обладают достаточной квалификаций для выявления и установления причин возникновения неисправностей на вагоне и являются лицами, незаинтересованными в спорных правоотношениях.
Акты осмотра составлены после отцепки вагона в ремонт, когда ОАО "РЖД" уже не исполнило своей обязанности, установленной п.п. 3.5, 6.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003 г., по оформлению акта общей формы и акта о повреждении вагона, формы ВУ-25, что должно быть сделано в случае обнаружения технической неисправности собственного порожнего вагона в пути следования и направления собственного порожнего вагона для производства ремонта, при котором допускается участие уполномоченных представителей владельца вагона или иного полномочного лица.
ЗАО "Локотранс" обеспечило осмотр вагонов с целью обнаружения имеющихся в действительности неисправностей. При этом перевозчик не выполнил возложенных на него законом обязанностей по инициированию осмотра и составлению актов общей формы.
Учитывая, что в адрес ответчика были своевременно направлены телеграмме о вызове представителя, он имел реальную возможность, не уклоняясь от осмотра колесных пар, решить вопрос о комиссионном обследовании колес, чего сделано не было.
Невыполнение перевозчиком требования о составлении актов общей формы и актов о повреждении вагонов не исключает ни самого события появления дефекта колесной пары в процессе перевозки, ни ответственности перевозчика.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что ЗАО "Локотранс" не представило в материалы дела надлежащих доказательств наличия повреждений на колесных парах, образовавшихся по вине ОАО "РЖД".
Данный вывод противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Материалами дела, в частности, транспортными железнодорожными накладными подтверждается, что вагоны были успешно приняты к перевозке, что означает отсутствие на них каких бы то ни было дефектов и неисправностей в силу требований Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной 22.05.2009 г. на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ.
В ходе перевозки вагоны были отцеплены в текущий ремонт и направлены для устранения неисправностей в ВЧДР Лянгасово - филиал АО "ВРК-1".
Как следует из представленных в материалы дела актов комиссионного осмотра вагонов на предмет наличия неисправностей, на колесных парах были выявлены неисправности колесных пар ("Выщербина на одностороннем ползуне", "Односторонний Ползун"), что подтверждается актом комиссионного осмотра вагона от 12.09.2018 г. (вагон N 54806831), актом комиссионного осмотра вагона от 21.09.2018 г. (вагон N 54370895), актом комиссионного осмотра вагона от 21.09.2018 г. (вагон N 54205174), актом комиссионного осмотра вагона от 21.09.2018 г. (вагон N 54821483), актом комиссионного осмотра вагона от 21.09.2018 г. (вагон N 54808415).
В актах осмотра, содержаться фотоматериалы, фиксирующие характер дефекта, при этом фотографии являются составной частью акта, соответственно, по дате составления соответствуют дате акта.
Кроме того, комиссионный осмотр колесных пар проходил в присутствии должностных лиц вагонного ремонтного депо Лянгасово - филиала АО "ВРК-1".
Согласно п. 1.4 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524), утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от "19-20" октября 2017 года N 67) ремонт колесных пар, включая техническое диагностирование и ремонт буксовых узлов, производят на ремонтных предприятиях, имеющих соответствующее оборудование, оснастку, приспособления, инструменты и средства измерений, а также Удостоверение установленной формы, которое выдается железнодорожной администрацией в соответствии с Положением об аттестации колесно-роликовых участков.
Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы. утвержденный НП "ОПЖТ" 26.07.2016 г. предусматривает, что ВЧДЭ (эксплуатационные депо - филиалы ОАО "РЖД") для исследования причины неисправности направляют деталь/узел для дальнейшего исследования в ближайшее ВРП (вагоноремонтное предприятие, независимо от форм собственности), имеющие требуемые условия для квалифицированного исследования причины неисправности. Результаты исследования, проведенного в ВРП, используются для составления рекламационных документов (п. 2.13 Регламента).
Вопреки доводу ОАО "РЖД", вагонные ремонтные депо - филиалы АО "ВРК-1" специализируются на ремонте колесных пар и уполномочены выявлять неисправности колесных пар, соответственно, представленные акты комиссионного осмотра вагона, подтверждают наличие на поверхности катания колесных пар неисправностей ("Выщербина на одностороннем ползуне").
Акты осмотра составлены после отцепки вагона в ремонт, когда ОАО "РЖД" уже не исполнило своей обязанности, установленной п.п. 3.5, 6.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003 г., по оформлению акта общей формы и акта о повреждении вагона, формы ВУ-25, что должно быть сделано в случае обнаружения технической неисправности собственного порожнего вагона в пути следования и направления собственного порожнего вагона для производства ремонта, при котором допускается участие уполномоченных представителей владельца вагона или иного полномочного лица.
Фиксация дефектов колесных пар собственником путем составления актов является обоснованной, ведь наличие актов оказывает существенное влияние на саму возможность рассмотрения претензий и исковых требований к перевозчику.
В результате осмотра вагонов было установлено, что на колесных парах. отцепленных по неисправности "выщербины обода колеса" (код неисправности - 107), фактически обнаружены "односторонние ползуны на поверхности катания".
Единственный аргумент ответчика, который, по его мнению, свидетельствует об отсутствии его вины в образовании повреждения колесных пар, сводиться к тому, что, поскольку он, Ответчик, не составил акта о повреждении им самим вагонов Истца, то и повреждений нет.
Однако, невыполнение перевозчиком требования о составлении актов общей формы и актов о повреждении вагонов не исключает ни самого события появления дефекта колесной пары в процессе перевозки, ни ответственности перевозчика.
Обстоятельства, освобождающие Ответчика от ответственности, в рассматриваемом случае отсутствуют. Никаких доказательств в подтверждение возникновения ползунов по вине иных лиц (ветвевладельцев или вагоноремонтных предприятий) или по иным причинам Ответчиком в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что требования о возмещении убытков неправомерны в связи с тем, что ЗАО "Локотранс" добровольно оплатил АО "ВРК-1" текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов.
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что требования ЗАО "Локотранс" не связаны с качеством выполнения работ по ремонту вагонов, истец не оспаривает правомерность отцепки вагона в ремонт, исковые требования следуют не из договора подряда, а из деликтных отношений, возникших вследствие повреждения ответчиком колесных пар истца. В исковые требования ЗАО "Локотранс" входят расходы, связанные с повреждением вагонов в процессе перевозки, а не при ремонте.
Иск заявлен о взыскании убытков истца в связи с повреждением колесных пар этих вагонов при перевозке, а не вызванных ненадлежащим объемом или качеством произведенного текущего ремонта вагонов.
"Правилами технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава" (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, приложение N 18 к протоколу от 7 мая 2014 г. N 60) на перевозчика возложена обязанность по такой эксплуатации подвижного состава, которая исключала бы скольжение заклиненных колесных пар по рельсам, а, следовательно, и торможение, приводящее к возникновению ползунов на поверхности катания колес (Раздел IX, п. 151, п. 156, п. 157, п. 177, п. 178).
Аналогичные требования содержаться в Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 16 мая 1994 г. N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИЖТ/277, утвержденной МПС РФ (п.п. 10.1.1, 10.1.10, Раздел 2 Инструкции).
На перевозчика нормативно возложена обязанность не допускать при эксплуатации вагона заклинивания колесных пар и их скольжения по рельсам, и, как следствие, не допускать таких неисправностей, как ползуны.
Если перевозчик не исполняет данную обязанность, его действия являются правонарушением и влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 105 "Устава железнодорожного транспорта".
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2019 года по делу N А40-117536/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117536/2019
Истец: ЗАО "Локотранс"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"