г. Саратов |
|
14 марта 2020 г. |
Дело N А12-38129/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 11.03.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 14.03.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стройрезультат"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 декабря 2019 года по делу N А12-38129/2019 (судья Щетинин П.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Стройрезультат" (ИНН 3443066091, ОГРН 1053477410018, 400137, г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, д. 30 "Б", оф. 1)
заинтересованные лица:
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362, 400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д.16),
Администрация Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822, 400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5),
Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (ИНН 3444052045, ОГРН 1023403447374, 400066, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д.15).
о признании недействительным ненормативного правового акта, о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройрезультат" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда от 16.09.2019 N 4266р об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым N 34:34:030077:36, учетным N 3-125-30 в собственность без проведения торгов, о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Администрация Волгограда, Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройрезультат" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Администрацией Волгограда в порядке ст. 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 28.01.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Волгоградской области проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником 2-х этажного нежилого административного здания площадью 920,7 кв.м., с кадастровым N 34:34:030077:1933, расположенного по адресу: Волгоградская обл., г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, д. 30 б (т. 1 л.д. 55-57).
Указанный объект располагается на земельном участке, площадью 892 кв.м. с кадастровым номером 34:34:030077:36, который находится у Общества на праве аренды по договору аренды земельного участка N 2338-В от 19.10.2019 (т. 1 л.д. 40-44).
19 августа 2019 заявитель обратился в Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:34:030077:36 за плату без проведения торгов площадью 892 кв.м., для эксплуатации объекта капитального строительства - Административного здания, расположенного по адресу: бульвар 30-летия Победы 30б в Дзержинском районе г. Волгограда. В качестве основания предоставления земельного участка в собственность, заявитель ссылается на п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 58-61).
Распоряжением Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда от 16.09.2019 N 4266р, заявителю отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым N 34:34:030077:36, учетным N 3-125-30 площадью 892 кв.м. из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для размещения административно-управленческих и общественных объектов по адресу: г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, д. 30 б, на основании ч. 19 ст. 39.16, ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило то обстоятельство, что часть земельного участка с кадастровым номером 34:34:030077:36 расположена в границах территории общего пользования, линейных объектов, а также в связи с наличием задолженности по арендной плате.
Данный отказ послужил основанием для обращения ООО "Стройрезультат" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах земель общего пользования, в связи с чем, в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ не подлежит приватизации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в пункте 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без торгов обусловлено принадлежностью ООО "Стройрезультат" на праве собственности объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По общим правилам продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ. В частности без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 27 ЗК РФ установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Как следует из градостроительного заключения Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 23.08.2019 N 247-03, основная часть земельного участка расположена в границах квартала 03_03_025. Честь земельного участка расположена в границах территории общего пользования, линейных объектов (т. 1 л.д. 81-83).
На основании пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на территории общего пользования, режим его использования регламентируется Положением об использовании территорий общего пользования городского округа город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 05.12.2014 N 22/700, в соответствии с которым на территориях общего пользования и на земельных участках в их границах допускаются установка и размещение нестационарных объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных объектов, утвержденной муниципальным правовым актом Волгограда (п. 2.4).
Участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые объектами капитального строительства, существующими на законных основаниях до вступления в силу настоящего Положения, используются в соответствии с федеральными законами, Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 N 5/115 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград", без права увеличения площади и параметров таких объектов (п. 3.1).
В силу пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно частям 1 - 4 статьи 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения. Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, документы и материалы в текстовой и графической формах.
Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образований, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории, дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, иные документы и материалы (часть 4 статьи 56 ГрК РФ).
Из анализа положений указанных норм законодательства следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения, как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 57 ГрК РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Утвержденные, принятые, согласованные или выданные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района документы, материалы, которые подлежат размещению или сведения о которых подлежат размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности указанными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, размещаются в указанных системах в течение десяти рабочих дней со дня их утверждения, принятия или выдачи.
В силу указанных нормативных актов информационная система обеспечения градостроительной деятельности является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 57 ГрК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности.
На основании данного постановления Правительства РФ постановлением Администрации Волгограда от 15.05.2012 1349 утвержден Порядок ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории городского округа город-герой Волгоград.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города героя Волгограда (далее - ИСОГД), частично испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах территории общего пользования, линейных объектов.
Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
Постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде" утвержден Сводный план красных линий в Волгограде, в соответствии с которым установлены красные линии на территории Волгограда, в том числе и для территории, включающей в себя испрашиваемый земельный участок.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования.
Действующим документом территориального планирования на территории города героя Волгоград является Генеральный план Волгограда, утвержденный Решением Волгоградской Думы от 29.06.2007 N 47/1112.
В Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2017 по делу N 307-КГ16-18929 и от 03.10.2017 по делу N 307-КГ17-5121 определена правовая позиция, согласно которой исходя из системного толкования положений части 3 статьи 9, части 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса следует, что указанным законом установлен принцип первичности генерального плана как документа, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Генплан, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 56-АПГ17-7).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, относящийся к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу, а расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования исключает возможность приобретения его в собственность в силу прямого указания закона.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Стройрезультат" указывает на то, что факт нахождения спорного земельного участка на территории общего пользования материалами дела не подтверждается.
Апелляционная коллегия считает доводы заявителя необоснованными, поскольку как было указано выше согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города героя Волгограда (далее - ИСОГД), указанный земельный участок расположен в границах территории общего пользования, линейных объектов. Информационная система обеспечения градостроительной деятельности является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
Как следует из пункта 2.6 Градостроительного заключения N 247-03 от 23.08.2019 (т. 1 л.д. 81), основная часть земельного участка расположена в границах квартала 03 _03_025. Часть земельного участка расположена в границах территории общего пользования, линейных объектов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставленные сведения из ИСОГД городского округа город-герой Волгоград являются надлежащим доказательством ограничения спорного участка в обороте.
В связи с тем, что на момент обращения заявителя за выкупом земельного участка в соответствии с Генеральным планом Волгограда спорный земельный участок располагается в пределах территории общего пользования, Департамент обоснованно отказал заявителю в предоставлении земельного участка в собственность.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии задолженности по арендной плате не имеет правового значения, поскольку названное обстоятельство не отменяет предусмотренный законодательством запрет на приватизацию земельных участков, занятых территорий общего пользования.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Стройрезультат" не имеется.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах, при подаче апелляционной жалобы ООО "Стройрезультат" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 15.01.2020 N 14 заявителем за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ООО "Стройрезультат" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 декабря 2019 года по делу N А12-38129/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Стройрезультат" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 15.01.2020 N 14 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-38129/2019
Истец: ООО "СТРОЙРЕЗУЛЬТАТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, ДЕПАРТАМЕНТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Администрация Волгограда, Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда