город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2020 г. |
дело N А32-48244/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от заявителя: представитель Соколова В.В. по доверенности от 28.02.2020,
от заинтересованного лица: представитель Андреева С.И. по доверенности от 27.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Ясенские зори" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2019 по делу N А32-48244/2019 по заявлению закрытого акционерного общества "Ясенские зори" к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Ясенские зори" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановления N 20-В/2019-420 от 01.10.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 16.12.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что проверка проводилась с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с распоряжением о проведении проверки общество не было ознакомлено, заинтересованным лицом не было представлено доказательств по факту совершения правонарушения, а именно: не представлены результаты экспертизы либо анализы, свидетельствующие о заболевании животных.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель управления просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.10.2019 Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору вынесено постановление N 20-В/2019-420 о признании ЗАО "Ясенские зори" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
30.05.2019 согласно распоряжению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) от 17.05.2019 N 09-09/ВП 877 в отношении ЗАО "Ясенские зори", по месту фактического осуществления деятельности: Краснодарский край, Ейский район, ст. Ясенская, ЖК N 2 проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеева от 03.04.2019 N АГ-п11-2558 о проведении в 2019 году внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству, переработке, хранению и реализации молока и молочных продуктов. Предметом проведения проверки являлось соблюдение обязательных требований по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным. Срок проведения проверки установлен с 30.05.2019 по 27.06.2019.
По результатам проведения вышеуказанной проверки ЗАО "Ясенские зори" получено предписание от 20.06.2019 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, где до 03.12.2019 предписано устранить выявленные нарушения и провести комплекс соответствующих мероприятий для устранения последних.
ЗАО "Ясенские зори" привлечено к административной ответственности по статьям 10.6, 10.8 КоАП РФ, согласно протоколам об административных правонарушениях N 20В-21/2019-380, N20В-21/2019-379, N 20В-21/2019-381, N20В-21/2019-382.
03.09.2019 ЗАО "Ясенские зори" получено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки и распоряжение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) от 02.09.2019 N ВП 306 о проведении внеплановой выездной проверки, срок проведения которой установлен с 04.09.2019 по 01.10.2019, предметом которой является так же соблюдение обязательных требований по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным.
По результатам вышеуказанной повторной внеплановой проверки ЗАО "Ясенские зори" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.43 КоАП Российской Федерации, и обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
04.09.2019 ЗАО "Ясенские зори" направлено письмо в Ейскую межрайонную прокуратуру о проведении законности проведения повторной внеплановой проверки согласно распоряжению от 02.09.2019 г. N ВП 306.
08.10.2019 из прокуратуры Краснодарского края получено извещение, согласно которому доводы ЗАО "Ясенские зори" о проведении должностными лицами Россельхознадзора повторной проверки на основании одного поручения Правительства Российской Федерации подтвердились, в связи с чем в отношении заместителя руководителя Южного межрегионального управления Россельхознадзора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, а так же в адрес руководителя внесено представление об устранении выявленных нарушений, в связи с чем, по мнению заявителя, результаты проверки южного межрегионального управления Россельхознадзора от 04.09.2019 подлежат отмене.
Кроме того, заявитель указывает на следующие обстоятельства, свидетельствующие, по его мнению, о незаконности оспариваемого постановления.
Согласно распоряжению N ВП306 в процессе проведения проверки, лицам, уполномоченным на её проведение, надлежало провести следующие мероприятия: рассмотреть документы, осмотреть и обследовать территории зданий, отбрать образцы сырья и продукции животного происхождения.
По итогам проведённой проверки, лицами проводившими проверку, 13.09.2019 составлен акт проверки юридического лица N 09-09/ВП-306.
Также заявитель указывает, что на ЖК N 2 ЗАО "Ясенские зори" установлен порядок доения коров, согласно которому выявленные в процессе доения коровы с патологиями доятся в отдельный болон. И в ходе проведения 09.12.2019 внеплановой, выездной проверки, с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания от 13.09.2019, данное обстоятельство установлено.
Протокол испытаний N 1191-м от 26.06.2019, на который имеется ссылка в Акте проверки юридического лица N09-09/ВП-306, оформлен испытательным центром ФГБУ "Краснодарская МВЛ". В данном протоколе изложена информация касательно исследования образца: молоко сырое, N сейф-пакета: АВ 7696332, дата отбора проб 13.06.2019, на соответствие требованиям ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". Результат испытаний - содержание флорфеникола 60.24 мкг/кг.
В действительности с 30.05.2019 по 20.06.2019, согласно распоряжению за подписью заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Шашлова О.П. N 09-09/ВП 877 от 17.05.2019, в отношении ЗАО "Ясенские зори" была проведена внеплановая, выездная проверка с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Гордеева от 13.03.2019 N АГ-ГП 1 -1831 и от 03.04.2019 N АГ-П1 1-2558, приказа N294 от 20.03.2019.
В рамках данной проверки и во исполнение распоряжения N 09-09/ВП 877 от 17.05.2019 государственным инспектором ветеринарного надзора произведён отбор проб, о чем составлены Акты отбора проб N 1273108 и N 1273112. Сведения о контрольных образцах (сейф-пакеты) ЗАО "Ясенские зори": N АВ7696331, N АВ7696333. Дата отправки проб на исследование: 14.06.2019.
По результатам проведения указанной проверки составлен Акт проверки юридического лица N 09-09/ВП-877 от 20.06.2019, ЗАО "Ясенские зори" привлечено к ответственности, составлены протоколы по ст.ст. 10.6, 10.8 КоАП РФ в отношении генерального директора и юридического лица и выдано предписание об устранении нарушений в срок до 03.12.2019.
Отсюда следует, что проверка была окончена. Пробы, отобранные у ЗАО "Ясенские зори" после проведения исследований, дали отрицательный результат.
В обжалуемом постановлении N 20-В/2019-420 рассматривается протокол об административном правонарушении N 20-В/2019-420. Однако в отношении ЗАО "Ясенские зори" был составлен протокол об административном правонарушении за номером N 20В-21/2019-420. То есть, по мнению заявителя, в постановлении N 20-В/2019-420 рассмотрен какой-то другой протокол, не имеющий отношение к ЗАО "Ясенские зори", что является грубым нарушением норм процессуального права.
Проверка, проводимая государственными инспекторами Россельхознадзора в период с 04.09.2019 по 13.09.2019, осуществлена с нарушением требований к проведению таких проверок: предписанием об устранении нарушений законодательства РФ о ветеринарии от 20.06.2019, вынесенного в рамках проводимой в отношении ЗАО "Ясенские зори" внеплановой, выездной проверки, установлен срок устранения выявленных нарушений до 03.12.2019; обращений граждан, как и требования прокуратуры не имелось.
ЗАО "Ясенские зори" не согласно с вынесенным постановлением N 20 -В/2019-420 от 01.10.2019, считает, что существуют объективные основания для его отмены, что послужило основанием для обращения в суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом отбора проб, протоколом испытаний, протоколом об административном правонарушении подтверждено наличие в действиях закрытого акционерного общества "Ясенские зори" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку согласно протоколу испытаний N 1191-м от 26.06.2019, на который имеется ссылка в Акте проверки юридического лица N09-09/ВП-306, в пробах молока обнаружен "Флорфеникол", что не допускается согласно требованиям пункта 14 раздела 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013)
Общество, будучи лицом, осуществляющим изготовление и реализацию пищевой продукции, не соответствующей установленным требованиям, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных требований к выпускаемой продукции, общество не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются довод общества о нарушении административным органом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон N 294-ФЗ), поскольку данный закон не относится к законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях и не регламентирует правоотношения по привлечению к административной ответственности; из материалов дела не следует, что проводилась документарная проверка именно с той целью, которая установлена Федеральным законом N 294-ФЗ; в силу пункта 1 части 1 статья 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, к действиям органов государственного контроля (надзора) по направлению запросов о представлении информации, необходимой при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, проведении контроля за осуществлением иностранных инвестиций, контроля за экономической концентрацией, анализа рынка, при определении состояния конкуренции, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В рассматриваемом случае не требовалось взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на общество не возлагалась обязанность по представлению информации и исполнению требований государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, в связи с чем, применение положений Федерального закона N 294-ФЗ не требовалось.
Как следует из распоряжения от 02.09.2019 N ВП-306 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО "Ясенские зори", настоящая проверка проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ на основании приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 16.04.2019 N 388 ДСП "О проведении проверок" изданного во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Гордеева А.В. от 03.04.2019 г. N АГ-П11-2558 ДСП (далее - Поручение N АГ-П11-2558ДСП) (пункт 6 распоряжения).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации является основанием проведения внеплановой проверки.
Поручением N АГ-П11-2558ДСП Россельхознадзору поручено провести в 2019 году проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, переработку, хранение и реализацию молока и молочных продуктов.
Частью 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Поскольку основанием для проведения внеплановой выездной проверки послужили основания указанные в пункте 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, согласования проверки с органами прокуратуры не требуется.
Утверждение апеллянта, о том, что проверка на основании пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ проводится при наличии требования прокурора о проведении внеплановой проверки, не соответствует нормам действующего законодательства и основано на неверном толковании заявителем пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Законом предусмотрено, что проверочные мероприятия, проводимые органами государственного контроля (надзора) в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации предварительному согласованию с органами прокуратуры не подлежат (п. 3 ч. 2, ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Проверка на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям проводится в случае поступления в орган контроля (надзора) требования прокурора, оформленного в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", направленного в соответствии с компетенцией и порядком направления таких требований, установленных настоящим приказом.
Указанные основания (Поручение Президента Российской Федерации; Поручение Правительства Российской Федерации; требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям) являются самостоятельными основаниями для проведения внеплановых проверок и никак не связаны друг с другом.
Довод заявителя о том, что судом не дана должная оценка акту проверки N 09-09/ВП-306 в части указания в нем распоряжения N 09-09/ВП-306 с которым ЗАО "Ясенские зори" ознакомлены не были, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции был проверен данный довод представителя заявителя при рассмотрении дела.
Копия акта проверки с приложениями и предписание об устранении выявленных нарушений вручены уполномоченному ЗАО "Ясенские зори" (доверенность от 02.09.2019 N 017) Дмитренко Д.В. и подписаны им без замечаний. Возражений на акт проверки и на предписание не поступало, в том числе и в части неверного указания номера распоряжения или проверки иных обязательных требований, чем указано в распоряжении N ВП-306, а также не совпадения предмета проверки, целей, проведенных мероприятий по контролю и т.д.
Таким образом, указание в акте на распоряжение N 09-09/ВП-306 вместо NВП-306 является технической опечаткой.
При вынесении постановления в отношении ЗАО "Ясенские зори" по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ N 20-В/2019-420 рассмотрен протокол N20-В-21/2019-420 от 13.09.2019, о чем свидетельствует определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 19.09.2019, а также в соответствии с текстом постановления N20-В/2019-420 рассматривались именно факты, зафиксированные протокол N 20-В-21/2019-420 от 13.09.2019.
Ссылка заявителя на то, что для определения флегмоны необходимо провести определенные исследования, такие как анализ крови, биологическое исследование гнойного инфильтрата, а также проведение тестов на чувствительность бактерий к антибиотикам не состоятельна ввиду следующего.
Согласно акту проверки от 13.09.2019 N 09-09/ВП-306 больная корова с признаками флегмоны передней правой доли вымени не изолирована, без маркировки и иных обозначений болезни, доилась в общий молокопровод вместе со здоровыми животными.
Как указал в судебном заседании представитель управления, для определения клинических признаков заболевания флегмоны достаточно наличие высшего ветеринарного образования, соответствующего стажа работы по специальности должностного лица управления, позволяющих ветеринарному инспектору визуально определить наличие у животного признаков заболевания.
В акте проверки указано на признаки флегмоны, в соответствии с пунктом 14 раздела 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - TP ТС 033/2013) для производства продуктов переработки молока не допускается использование сырого молока, полученного в течение первых 7 дней после дня отела животных, в течение 5 дней до дня их запуска (перед отелом), от больных животных и находящихся на карантине животных.
Кроме этого факт нарушения не оспаривался ЗАО "Ясенские зори" при вынесении постановления. При подаче ходатайства о снижении размера административного штрафа менее размера минимального административного штрафа, одной из причин возможности применить органом положения статьи 4.1 КоАП РФ законным представителем генеральным директором ЗАО "Ясенские зори" Танаканяном А.В. указано следующее "после проведения проверочных мероприятий Россельхознадзора генеральным директором ЗАО "Ясенские зори" была создана рабочая группа, с целью улучшения качества отбора молока на ферме и недопущения впредь подобных инцидентов".
Установленная частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела обществом с учетом требований ст. 68 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, опровергающих выявленные по результатам проверки нарушения.
Обществом также не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению совершения правонарушения.
Таким образом, материалами дела доказано совершение обществом правонарушения.
Судом также не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых отношений - жизнь и здоровье потребителей, а также пренебрежительного отношения предпринимателя к исполнению публично-правовой обязанности.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, по существу они сводятся к переоценке исследованных арбитражным судом доказательств и установленных по делу обстоятельств.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2019 по делу N А32-48244/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48244/2019
Истец: ЗАО "Ясенские зори"
Ответчик: Административный орган Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору