г. Красноярск |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А69-701/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" марта 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (Чаш-оол Аймира Альбертовича): Гриненко Н.И., представителя по доверенности от 02.03.2020 N 71 ТО 1852843,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономики Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "28" ноября 2019 года по делу N А69-701/2019
установил:
Министерство экономики Республики Тыва (ИНН 1700000512, ОГРН 1021700513185, далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Чаш-оолу Аймиру Альбертовичу (ИНН 171401177526, ОГРНИП 318171900015602, далее - ответчик, предприниматель) о взыскании неосновательного обогащения, предоставленного в виде гранта в размере 3 000 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 335 301 рубля 37 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "28" ноября 2019 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство ссылается на то, что судом первой инстанции неправомерно отказано в проведении экспертизы соответствия фактического использования возведенного объекта его целевому назначению.
Истец также указывает на то, что одного возведения гостевого домика и церемониальной юрты не достаточно для вывода о целевом использовании бюджетных средств, поскольку необходимый регламентируемый режим использования указанных объектов в течение срока, установленного соглашением о предоставлении средств гранта, предпринимателем не обеспечен.
От предпринимателя письменный отзыв на апелляционную жалобу в арбитражный суд не поступил.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 03.03.2020.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Министерство, в судебное заседание не явилось и не направило своих представителей, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем размещения информации на общедоступном сайте в Картотеке арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством экономики Республики Тыва (грантодатель) и индивидуальным предпринимателем Чаш-оол А.А. (грантополучатель") 20.10.2016 подписано соглашение N 6-Грант-16 о предоставлении и целевом использовании средств гранта, в соответствии с которым грантодатель представляет средства гранта грантополучателю в размере 3 000 000 рублей, а грантополучатель обязуется принять и использовать их по целевому назначению в порядке, определенном настоящим Соглашением.
Пунктом 2.1. соглашения стороны предусмотрели, что грант предоставляется с целью реализации грантополучателем бизнес-проекта "Открытие этнокультурного туристического центра в м.Белдир-Кежии".
Грант реализуется в соответствии со сметой расходов на реализацию гранта (приложение N 1 к Соглашению), который не может быть изменен грантодателем или грантополучателем в одностороннем порядке (2.2. соглашения).
В соответствии с разделом 5 Соглашения предусмотрены права и обязанности грантополучателя: обеспечить целевое, эффективное и правомерное использование средств гранта, определенное настоящим соглашением, и в соответствии со сметой расходов в течение одного года с момента получения субсидии (пункт 5.2.2.); обеспечить реализацию проекта по утвержденному графику в соответствии с приложением 2 к настоящему соглашению (пункт 5.2.3.); осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 3 лет с момента получения гранта (пункт 5.2.4.); предоставлять грантополучателю отчетность по форме и в сроки, установленные настоящим соглашением (пункт 5.2.5.); вести раздельный учет средств и имущества, полученных на основе настоящего соглашения, от других средств и имущества, которыми он владеет и пользуется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 5.2.7.); обеспечить доходную деятельность по проекту в течение года с момента получения финансовой поддержки (пункт 5.2.8.), обеспечить условия для создания новых рабочих мест, в том числе для зарегистрированных безработных граждан, в количестве не менее 2 единиц (пункт 5.2.11.), установить заработную плату наемным работникам не ниже величины прожиточного минимума, установленного действующим законодательством (пункт 5.2.12.), своевременно информировать Министерство о внесении изменений в учредительные документы, адреса, контактных телефонов и иных данных, относящихся к исполнению обязательств по настоящему Соглашению (пункт 5.2.13.), возвратить средства гранта в республиканский бюджет (Министерству) в полном объеме в течение одного месяца в случае нецелевого, неправомерного использования средств гранта и не выполнения условий настоящего соглашения до судебного взыскания данных средств (пункт 5.2.14.). Грантополучатель в течение 10 (десяти) календарных дней со дня получения решения обязан произвести возврат полученных денежных средств на лицевой счет Министерства, указанных в решении о возврате гранта.
Разделом 6 соглашения стороны предусмотрели необходимость представления предпринимателем отчетности о реализации проекта.
Контроль за использованием средств гранта, предусмотренных соглашением, осуществляется грантодателем на основе отчетов, указанных в разделе 6 настоящего соглашения, первичных учетных документов и проверкой фактической реализации проекта (пункт 6.2.).
Грантополучатель несет ответственность в случае нецелевого, неэффективного и неправомерного использования средств гранта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 7.2).
В приложении N 1 к соглашению стороны согласовали смету расходов на реализацию бизнес-проекта: гостевой дом - 1 900 050 рублей; церемониальная юрта - 1 400 560 рублей. Итого 3 300 610 рублей, в том числе 3 000 000 - средств государственной поддержки, 300 610 рублей - собственные средства грантополучателя.
В Приложении N 2 и N 3 к Соглашению стороны согласовали текущий отчет и итоговый отчет о реализации проекта.
Согласно графику реализации бизнес-проекта выход на проектную мощность (прием отдыхающих) запланирован в июле 2017 года.
Платежным поручением от 21 октября 2016 года N 383063 министерство перечислило на расчетный счет индивидуального предпринимателя Чаш-оол Аймира Альбертовича сумму гранта в размере 3 000 000 рублей.
На основании приказа Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 24.09.2018 проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 14.02.2018, вынесенного в рамках внеплановой проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Республики Тыва "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014-2016 годы".
Согласно акту проверки от 18.10.2018 (т.1 л.д.143-144) установлено, что требование предписания исполнено, вместе с тем предпринимательская деятельность Чаш-оолом А.А. прекращена с 11.04.2018 на основании заявления о прекращении деятельности, что является нарушением условий соглашения от 20.10.2016 N 6-Грант-16
Министерством экономики РТ на основании Акта выездной проверки от 13.08.2019 года установлено, что в м.Белдир-Кежии в наличии имеются гостевой дом и церемониальная юрта (находятся в неудовлетворительном состоянии, имеется запах сырости). Сделан вывод: ИП Чаш-оол А.А. реализацией проекта не занимается, центр не функционирует.
Министерством 08.05.2018 в адрес индивидуального предпринимателя Чаш-оола А.А. направлено требование о возврате бюджетных средств с указанием срока возврата средств - в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления.
Неисполнение предпринимателем требования о возврате полученных средств гранта в добровольном порядке послужило для министерства основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении требования министерства, суд первой инстанции исходил из того, что единственным основанием для возврата средств гранта является их нецелевое использование. При этом, согласно выводу суда первой инстанции, нарушение условий соглашения от 20.10.2016 N 6-Грант-16 не свидетельствует о нецелевом использовании средств гранта, поскольку факт возведения гостевого дома и церемониальной стационарной юрты в м.Белдир-Кежи подтвержден.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанные выводы суда первой инстанций сделаны при неправильном применении норм материального права.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, индивидуальным предпринимателям.
Пунктом 3.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 13.08.2014 N 398 (действовавшим в период выдачи средств гранта) утверждено Положение о предоставлении государственной поддержки на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва (далее - Положение), согласно которому определены категории и критерии отбора претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления государственной поддержки и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 7.1. Положения гранты главы - председателя Правительства Республики Тыва (далее - гранты) - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на финансирование расходов, связанных с реализацией бизнес-плана на создание и развитие бизнеса на территории Республики Тыва. Преимущественным правом при предоставлении гранта пользуются субъекты малого и среднего предпринимательства, занимающиеся производственной деятельностью в сельской местности.
Уполномоченный орган заключает с заявителем, признанным победителем конкурсного отбора на получение субсидии, соглашение, предусматривающее условия, сроки предоставления субсидии, права, обязанности и ответственность сторон, а также условия и сроки представления отчетности.
Согласно пункту 10.1. положения в соглашении в обязательном порядке должны быть пункты, предусматривающие обязанность получателей поддержки осуществлять деятельность в качестве субъекта предпринимательства не менее трех лет с момента получения государственной поддержки, создавать дополнительные рабочие места исходя из реальной потребности соответствующего проекта, обеспечить уровень заработной платы работникам не ниже прожиточного минимума, установленного на территории республики.
Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется уполномоченным органом в соответствии с заключенным Соглашением и настоящим Положением. В случае выявления факта нецелевого и (или) неэффективного использования субсидии, а также иных условий, установленных при ее предоставлении, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента обнаружения нарушений направляет получателю письменное уведомление с требованием возврата в республиканский бюджет Республики Тыва суммы субсидии с указанием платежных реквизитов возврата (пункты 10.2, 10.3 положения).
При приведенном выше правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что последствия в виде возврата полученных средств финансовой поддержки наступают для хозяйствующего субъекта в результате нецелевого использования указанных средств, в том числе нарушения условий их предоставления, поскольку наличие и соблюдение этих условий и обеспечивает целевой характер финансирования.
С учетом изложенного, при постановке вывода о недоказанности министерством нецелевого использования средств гранта со ссылкой лишь на соответствие назначения возведенных объектов установленным требованиям судом первой инстанции не учтено, что нарушение условий предоставления субсидий не согласуется с принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и ведет к принудительному возврату бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключено соглашение о предоставлении и целевом использовании средств гранта на реализацию грантополучателем бизнес-проекта "Открытие этнокультурного туристического центра в м.Бельдир-Кежи"
Из раздела 5 соглашения усматривается, что грантополучатель обязан обеспечить целевое, эффективное и правомерное использование средств гранта, определенное настоящим соглашением, и в соответствии со сметой расходов в течение одного года с момента получения субсидии (пункт 5.2.2.); обеспечить реализацию проекта по утвержденному графику в соответствии с приложением 2 к настоящему соглашению (пункт 5.2.3.); осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 3 лет с момента получения гранта (пункт 5.2.4.); предоставлять грантополучателю отчетность по форме и в сроки, установленные настоящим соглашением (пункт 5.2.5.); вести раздельный учет средств и имущества, полученных на основе настоящего соглашения, от других средств и имущества, которыми он владеет и пользуется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 5.2.7.); обеспечить доходную деятельность по проекту в течение года с момента получения финансовой поддержки (пункт 5.2.8.), обеспечить условия для создания новых рабочих мест, в том числе для зарегистрированных безработных граждан, в количестве не менее 2 единиц (пункт 5.2.11.), установить заработную плату наемным работникам не ниже величины прожиточного минимума, установленного действующим законодательством (пункт 5.2.12.), своевременно информировать Министерство о внесении изменений в учредительные документы, адреса, контактных телефонов и иных данных, относящихся к исполнению обязательств по настоящему Соглашению (пункт 5.2.13.), возвратить средства гранта в республиканский бюджет (Министерству) в полном объеме в течение одного месяца в случае нецелевого, неправомерного использования средств гранта и не выполнения условий настоящего соглашения до судебного взыскания данных средств (пункт 5.2.14.). Грантополучатель в течение 10 (десяти) календарных дней со дня получения решения обязан произвести возврат полученных денежных средств на лицевой счет Министерства, указанных в решении о возврате гранта.
Средства гранта перечислены предпринимателю, факт получения гранта им не оспаривается.
С целью осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств по проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, на основании приказа Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 24.09.2018 проведена выездная плановая проверка ответчика на предмет соблюдения условий, целей и порядка, определенных при предоставлении в 2016 году гранта.
По результатам выездной плановой проверки 18.10.2018 составлен акт выездной проверки, которым зафиксирован факт несоблюдения условия предоставления гранта, установленного пунктом 5.2.4. соглашения, пунктом 10.1. положения N 398, а именно: предпринимательская деятельность Чаш-оолом А.А. прекращена с 11.04.2018 на основании заявления о прекращении деятельности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчиком после получения гранта не были совершены все необходимые действия для соблюдения условий предоставления государственной поддержки, то есть полученные ответчиком денежные средства не были использованы по их целевому значению, с учетом положений заключенного сторонами соглашения о предоставлении субсидии, а также положений соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с предоставлением средств государственной поддержки.
Ответчик, являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуальным предпринимателем, в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации несет предпринимательские риски.
Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности по общему правилу исходит из того, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В то же время пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации из данного правила установлено исключение в отношении лиц, действующих в рамках осуществления предпринимательской деятельности. Указанные лица несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства при любых обстоятельствах, за исключением случаев, когда надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Следовательно, апелляционный суд отклоняет доводы ответчика о том, что неисполнение им обязательств по соглашению вызвано действиями третьих лиц, как немеющий правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Апелляционный суд учитывает возражения ответчика о том, что им на средства гранта в результате строительства создано два объекта туристического центра: гостевой дом и церемониальная стационарная юрта. Согласно итоговому отчету предпринимателя (т.1 л.д.81-84) на 20.09.2017 средства гранта им израсходованы полностью.
Вместе с тем, апелляционный суд полагает, что расходование ответчиком средств на строительство объектов туристического центра не исключает их возврат в полном объеме при наличии установленных обстоятельств невыполнения ответчиком иных условий использования гранта.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" содержит основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 7 статьи 7 указанного Федерального закона).
Постановлением правительства Республик Тыва от 13.11.2013 N 657 утверждена государственная программа "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в республике Тыва на 2014 - 2016 годы", согласно которой правительство Республики Тыва поддерживает начинающих предпринимателей, в том числе создает благоприятные условия для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства и развития местного производства товаров и услуг на территории республики.
Таким образом, целью представления грантов является увеличение количества субъектов малого предпринимательства на территории Республики Тыва. Этой цели, а также задачам вышеназванной государственной программы соответствует условие соглашения от 20.10.2016 N 6-Грант-16 об обязанности предпринимателя в течение определенного времени вести предпринимательскую деятельность в определенном здании, на возведение которого была предоставлена субсидия.
Соответственно, прекращение предпринимательской деятельности по месту нахождения здания, возведенного на средства гранта до истечения установленного срока, ведет к нарушению эффективности, адресности и целевого характера средств поддержки.
Ответчик, не оспаривая по существу аннулирование государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя в период с 11.04.2018 по 23.11.2018, указывает на то, что фактически в указанный период предпринимательская деятельность им не приостанавливалась.
В подтверждение данного обстоятельства ответчик ссылается на составление и предоставление в налоговый орган налоговой отчетности за соответствующие периоды, а также на отчет работы кафе в м.Белдир-Кежи за 2016-2019 годы.
Вместе с тем, как следует из письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва (т.2 л.д.7) расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2017 года и 12 месяцев 2018 года налогоплательщиком представлен с нулевыми показателями без указания работников. При этом налоговая отчетность за 2017-2018 годы представлена только в августе и октябре 2019 года, то есть ответчиком нарушены также пункты 5.2.10. и 5.2.11. соглашения от 20.10.2016 N 6-Грант-16.
Имеющийся в материалах дела отчет о работе кафе в м.Белдир-Кежи (т.2 л.д.58-59) не является надлежащим доказательством фактического осуществления деятельности предпринимателя в указанный в нем период, поскольку данные о проведении мероприятий первичными документами не подтверждены.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ответчиком не были исполнены мероприятия бизнес-плана, на реализацию которого были получены средства гранта, а также не были достигнуты цели, предусмотренные пунктом 2.1. соглашения, что в свою очередь является основанием для возврата денежных средств гранта.
Также истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 335 301 рубль 37 копеек.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Получатель субсидии, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ или услуг, фактически получая денежные средств из бюджета, не является "получателем бюджетных средств" в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 Бюджетного кодекса.
Требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, предусмотрены в части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса.
В случае отсутствия подтверждающих документов, а также отказа от добровольного возврата субсидии, средства подлежат взысканию в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (пункт 10.5. Положения).
Бюджетный кодекс не предусматривает начисления процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу пункта 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии, несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями, следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий соглашения от 20.10.2016 N 6-Грант-16 о предоставлении субсидии и целевом использовании средств гранта главы-председателя Правительства Республики Тыва могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что в отношении денежных средств в сумме 3 000 000 рублей установлено их не целевое использование, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.
В силу пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что разделом 7 соглашения, заключенного сторонами, предусмотрена ответственность общества за использование субсидии на цели, не соответствующие условиям ее получения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, следует признать, что требование министерства о взыскании с общества процентов за пользование чужими денежными средствами является обоснованным.
Схожая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практике Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018.
Проверив расчет процентов на сумму 335 301 рубль 37 копеек (т.1 л.д.85), суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным.
На основании изложенного является обоснованным требование истца о взыскании с ответчика в доход бюджета 335 301 рубль 37 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца о взыскании средств гранта и процентов за пользование чужими денежными средствами на указанную сумму подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи неправильным применением норм материального права, с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины по иску, государственная пошлина в сумме 28 177 за рассмотрение иска подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "28" ноября 2019 года по делу N А69-701/2019 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Чаш-оола Аймира Альбертовича в пользу Министерства экономики Республик Тыва 3 000 000 рублей гранта, 335 301 рубль 37 копеек процентов.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Чаш-оола Аймира Альбертовича в доход федерального бюджета 28 177 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-701/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РТ
Ответчик: Чаш-оол Аймир Альбертович
Третье лицо: Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва