г. Тула |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А23-4289/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: истца - Прокуратуры Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001182193, ИНН 4027020160) в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов публично-правового образования - субъекта Российской Федерации "Калужская область" в лице правительства Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027059305, ОГРН 1024001188727) - Денежкиной В.М. (доверенность от 06.03.2020 N 21), ответчиков - государственного казенного учреждения Калужской области "Управление капитального строительства" (г. Калуга, ОГРН 1084027000562, ИНН 4027084855) - Филимоновой М.С. (доверенность от 28.01.2020 N 99-20), общества с ограниченной ответственностью "Строй-Маркет" (г. Москва, ОГРН 1127746589541, ИНН 7709908638) - Коноваловой Е.А. (доверенность от 05.03.2020 N 6), Бекетова А.Н. (решение от 17.07.2019 N 7/19), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных относительно предмета спора, - министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027064217, ОГРН 1044004404080)- Дорохина В.А. (доверенность от 16.07.2019 N ЕВ-1879-19), правительства Калужской области (г. Калуга, ИНН 7707174276, ОГРН 1037739778537) - Филонова А.П. (доверенность от 02.03.2020 N 01-44/16-20), Управления Федерального казначейства по Калужской области (г. Калуга, ИНН 4029010217, ОГРН 1024001429583) - Андриановой И.А. (доверенность от 09.01.2020 N 18-17/4-2020), Финакиной Е.Ю. (доверенность от 09.01.2020 N 18-17/1-2020), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных относительно предмета спора, - Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (г. Калуга, ИНН 4026003620, ОГРН 1024001345598), министерства конкурентной политики Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027078890, ОГРН 1074027003434), министерства финансов Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027064190, ОГРН 1044004404058), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Маркет" на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.12.2019 по делу N А23-4289/2019 (судья Иванова Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Калужской области (далее - истец, прокуратура) в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов публично-правового образования - субъекта Российской Федерации "Калужская область" в лице правительства Калужской области обратилась в Арбитражный суд Калужской области с иском к государственному казенному учреждению Калужской области "Управление капитального строительства" (далее - ответчик, учреждение, ГКУ КО "Управление капитального строительства") и обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Маркет" (далее - ответчик, общество, ООО "Строй-Маркет") о признании недействительными пунктов 4.1.1, 4.1.1.1, 4.1.1.2, 4.1.1.3 дополнительного соглашения от 20.12.2018 N 1 к государственному контракту от 19.12.2018 N 0137200001218005440-0063941-02 в полном объеме, пункта 4.1.2 - в части слов "с ежемесячным удержанием суммы авансового платежа в размере 23% от стоимости выполненных работ за отчетный период до достижения суммы перечисленного авансового платежа в полном объеме".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, правительство Калужской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области, министерство конкурентной политики Калужской области, Управление Федерального казначейства по Калужской области, министерство финансов Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.12.2019 исковые требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован доказанностью того, что совершение оспариваемой сделки повлекло нарушение публичных интересов, поскольку заключение дополнительного соглашения сторонами привело к изменению существенного условия контракта, касающегося порядка оплаты работ, в связи с чем ГКУ КО "Управление капитального строительства" ограничило конкуренцию между участниками размещения заказа путем запроса предложений, что могло повлиять на цену государственного контракта.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Строй-Маркет" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права. По мнению общества, заключение дополнительного соглашения с условием, предусматривающим выплату аванса, было направлено на обеспечение достижения социально значимой цели государственного контракта и результативности его исполнения. Податель апелляционной жалобы считает, что оспариваемое дополнительное соглашение заключено в публичных интересах и в целях гарантированного обеспечения нужд населения.
Истец просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Правительство Калужской области, ГКУ КО "Управление капитального строительства", министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области поддержало доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебное заседание Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области, министерство конкурентной политики Калужской области и министерство финансов Калужской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах позиции лиц, участвующих в деле, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ГКУ КО "Управление капитального строительства" (государственный заказчик) от имени Калужской области и ООО "Строй-Маркет" (генеральный подрядчик) на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.12.2018 N 0137200001218005440 19.12.2018 заключен государственный контракт N 0137200001218005440-0063941-02 на выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Здание бизнес-инкубатора на территории площадки N1 технопарка "Обнинск". Калужская область, г. Обнинск, Студгородок 1" (далее - контракт).
Согласно пункту 2.1. контракта его цена составляет 370 556 230 руб. 80 коп., в т.ч. НДС, и включает стоимость строительных и монтажных работ, материалов, оборудования, расходы на поставку материалов, оборудования, затраты на установку оборудования, расходы на охрану объекта, затраты по эксплуатации строительной площадки и временных зданий и сооружений (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки, объекта и оборудования до выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, все прочие затраты и расходы, которые могут возникнуть у генерального подрядчика в связи с исполнением им обязательств по контракту, стоимость таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей.
Оплата выполненных работ в силу пунктов 4.1. и 4.2. контракта осуществляется путем проведения промежуточных платежей и окончательного расчета. Проведение промежуточных платежей осуществляется государственным заказчиком ежемесячно к 15 числу текущего месяца, за выполненные в предыдущем месяце работы в сумме 95% от стоимости выполненных работ, указанной в подписанной сторонами справке о стоимости выполненных работ формы КС-3 за отчетный период (месяц). Окончательный расчет производится не позднее 30 (тридцати) дней после подписания акта приемки оконченного строительством объекта формы КС-11. Сроки и размер оплаты выполненных по контракту работ устанавливается графиком оплаты выполненных по контракту работ (приложение N 4) с учетом графика производства работ (приложение N 2).
Согласно п. 6.1.4. контракта государственный заказчик обязан производить платежи и расчеты в соответствии с условиями контракта.
Между государственным заказчиком и генеральным подрядчиком 20.12.2018 заключено дополнительное соглашение N 1 к государственному контракту, в соответствии с которым пункт 4.1. контракта изложен в следующей редакции:
"4.1. Оплата выполненных работ осуществляется государственным заказчиком в следующем порядке и сроки:
4.4.1. Государственный заказчик производит перечисление целевого авансового платежа в размере 82 000 000 (восемьдесят два миллиона) руб. на лицевой счет генерального подрядчика, предназначенный для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытый генеральным подрядчиком в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством в течение 10 дней с даты извещения генеральным подрядчиком государственного заказчика об открытии такого счета с указанием его реквизитов.
4.1.1.1. Авансовый платеж является целевыми средствами, перечисление которых запрещается:
- в качестве взноса в уставной (складочный) капитал другого юридического лица (дочернего общества юридического лица), вклада в имущество другого юридического лица (дочернего общества юридического лица), не увеличивающего его уставной (складочный) капитал, если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств, не предусмотрена возможность их перечисления указанному юридическому лицу (дочернему обществу юридического лица) на счета, открытые им в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации;
- в целях размещения средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты, за исключением случаев, установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе принимаемыми в отношении средств, указанных в подпункте "б" пункта 15 Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденных постановлением Правительства от 30.12.2017 N 1722;
- на счета открытые в банке юридическому лицу, за исключением:
а) оплаты обязательства юридического лица в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации;
б) оплаты обязательства юридического лица по оплате труда с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, а также выплат лицам, не состоящем в штате юридического лица, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении целевых средств;
в) оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, источников финансового обеспечения которых являются целевые средства, в случае если юридическое лицо не привлекает для поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг иных юридических лиц, а также при условии представления документов-оснований и (или) иных документов, предусмотренных соглашениями, государственными контрактами, договорами о капитальных вложениях, контрактами учреждений, договорами (контрактами, соглашениями) или нормативными правовыми актами о предоставлении субсидии;
г) возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов) в случае, если указанные расходы осуществлялись до поступления целевых средств (за исключением субсидий юридическим лицам) в объеме, достаточном для оплаты указанных расходов на дату их оплаты, на лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса и при условии предоставления документов, указанных в абзаце седьмом настоящего подпункта, копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом расходов (части расходов), а также соглашения, государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения и договора (контракта, соглашения) или нормативного правового акта о предоставлении субсидий, если условиями контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения и договора (контракта, соглашения) предусмотрено возмещение произведенных юридическим лицом расходов (части расходов);
д) на счета, открытые в банках юридическим лицам, заключившим с юридическим лицом - получателем целевых средств договоры (контракты, соглашения), за исключением договоров, заключаемых в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций и сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также договоров страхования в соответствии со страховым законодательством;
4.1.1.2. В целях санкционирования расходов, источником которых являются целевые средства (авансовый платеж) генеральный подрядчик обязан предоставить в территориальные органы Федерального казначейства документы, предусмотренные Порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансирования которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и приказом Минфина России от 08.12.2017 N 220н.
4.1.1.3. В договорах (контрактах, соглашениях), платежных и расчетных документах. а также в документах-основаниях необходимо обязательное указание идентификатора государственного контракта, порядок формирования которого установлен приказом Федерального казначейства от 09.01.2018 N 5н.
4.1.2. Оплата выполненных работ осуществляется путем проведения промежуточных платежей и окончательного расчета.
Проведение промежуточных платежей осуществляется государственным заказчиком ежемесячно к 15 числу текущего месяца, за выполненные в предыдущем месяце работы в сумме 95% от стоимости выполненных работ, указанной в подписанной сторонами справке о стоимости выполненных работ формы КС-3 за отчетный период (месяц) с ежемесячным удержанием суммы авансового платежа в размере 23% от стоимости выполненных работ за отчетный период до достижения суммы перечисления авансового платежа в полном объеме".
Во исполнение дополнительного соглашения согласно платежному поручению от 25.12.2018 N 908 учреждение перевело на счет общества 82 000 000 руб.
Ссылаясь на то, что пункты 4.1.1, 4.1.1.1, 4.1.1.2, 4.1.1.3, 4.1.2 дополнительного соглашения от 20.12.2018 N 1 к государственному контракту от 19.12.2018 N 0137200001218005440-0063941-02 противоречат требованиям действующего законодательства о защите конкуренции, так как приняты в обход предусмотренных законом конкурентных процедур, прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В пункте 2 статьи 166 ГК РФ установлено, что требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
По смыслу приведенной нормы право требовать признания сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 16402/10).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В рассматриваемом споре обязательства сторон возникли из государственного контракта от 19.12.2018 N 0137200001218005440-0063941-02 на выполнение подрядных работ для государственных нужд Калужской области, который по своей правовой природе является договором подряда и регулируется как нормами главы 37 ГК РФ, так и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
По смыслу статьи 432 ГК РФ перечисленные в пункте 1 статьи 766 ГК РФ условия являются существенными для государственного контракта и определяются согласно пункту 2 указанной статьи в соответствии с объявленными условиями торгов.
Согласно статье 6 Закона N 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей и статьей 95 этого Закона.
В силу пункта 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктами 1-7 части 1 названной статьи.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты работы.
Из анализа указанных положений ГК РФ и Закона N 44-ФЗ следует, что условие о порядке и сроках оплаты работ являются существенными условиями государственного или муниципального контракта, изменение которых осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных пунктами 1-7 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, изменение условий контракта при его заключении и исполнении не допускается, за исключением случаев, установленных в статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (часть 1 статьи 451 ГК РФ).
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона N 44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Из материалов дела усматривается, что после подписания сторонами дополнительного соглашения от 20.12.2018 N 1 условия контракта изменены таким образом, что предоставили обществу (генеральному подрядчику) право требования предоплаты.
Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержит запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Как правильно указано судом первой инстанции, после внесения дополнительным соглашением от 20.12.2018 N 1 в контракт изменений в части авансирования работ общество (генеральный подрядчик) поставлен в условия более выгодные по отношению к условиям, указанным в аукционной документации.
Таким образом, изменение предусмотренного аукционной документацией и контрактом порядка оплаты работ после заключения контракта привело к нарушению прав неопределенного круга лиц - организаций, которые могли претендовать на заключение данного контракта на более выгодных по отношению к указанным в документации условиях, что, в свою очередь, повлекло нарушение конкуренции на данном рынке услуг.
При этом в рассматриваемом случае не усматривается предусмотренных в статье 95 Закона N 44-ФЗ оснований для изменения существенных условий контракта об изменении порядка оплаты работ.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что в силу прямого указания закона совершение оспариваемой сделки повлекло нарушение публичных интересов, что является основанием для признания ее недействительной (ничтожной) (статьи 167, 168 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74 - 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, является ничтожной.
При таких обстоятельствах, довод общества об отсутствии доказательств нарушения публичных интересов, подлежит отклонению, как основанный на ошибочном толковании действующего законодательства.
С учетом того, что оснований для изменения порядка оплаты у сторон контракта не имелось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункты 4.1.1, 4.1.1.1, 4.1.1.2, 4.1.1.3 в полном объеме, и пункт 4.1.2 в части слов "с ежемесячным удержанием суммы авансового платежа в размере 23% от стоимости выполненных работ за отчетный период до достижения суммы перечисленного авансового платежа в полном объеме" дополнительного соглашения от 20.12.2018 N 1 к государственному контракту от 19.12.2018 N 0137200001218005440-0063941-02 не соответствуют положениям законодательства о контрактной системе и защите конкуренции и являются недействительными (ничтожными) в силу статьи 168 ГК РФ.
На основании изложенного, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 09.12.2019 по делу N А23-4289/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-4289/2019
Истец: Прокуратура Калужской области, Прокуратура Калужской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов ППО - субъекта Российской Федерации "Калужская область" в лице Правительства Калужской области
Ответчик: Государственное казенное учреждение Калужской области Управление капитального строительства, ООО "Строй-Маркет", ООО Строй-Маркет
Третье лицо: Министерство конкурентной политики Калужской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, Министерство строительства и ЖКХ Калужской области, Министерство финансов Калужской области, Министерство фининсов Калужской области, Правительство Калужской области, Управление Федерального казначейства по Калужской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области, УФАС по Калужской области, УФК по Калужской области