г. Хабаровск |
|
16 марта 2020 г. |
А73-12541/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от ИП Солохина В.В.: представителя Лискиной Ю.В.,
от ИП Никитиной И.Р.: представителя Лискиной Ю.В.,
от ООО "Деметра Авто": не явились;
от Администрации города Хабаровска: представителя Никитина К.Г.
от Управления промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска: представителя Никитина К.Г.
от Дальневосточного межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: не явились;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Индивидуального предпринимателя Никитиной Ирины Романовны, Индивидуального предпринимателя Солохина Вадима Вадимовича
на решение от 19.11.2019 по делу N А73-12541/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Индивидуального предпринимателя Солохина Вадима Вадимовича,
индивидуального предпринимателя Никитиной Ирины Романовны, Общества с ограниченной ответственностью "Деметра Авто"
к Администрации города Хабаровска, Управлению промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска
о признании недействительным решения
третьи лица: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Солохин Вадим Вадимович (далее - ИП Солохин В.В.), Общество с ограниченной ответственностью "Деметра Авто" (далее - ООО "Деметра Авто"), Индивидуальный предприниматель Никитина Ирина Романовна (далее - ИП Никитина И.Р.) обратились в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Администрации города Хабаровска (далее - администрация) о признании недействительным отказа конкурсной комиссии в допуске к участию в открытом конкурсе, оформленного протоколом от 30.05.2019 N 2.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска (далее - управление); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю.
Решением суда от 19.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Солохин В.В., ИП Никитина И.Р. обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых указывают, что оно подлежит отмене ввиду неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В обоснование апелляционной жалобы ИП Солохин В.В. указывает, что на момент подачи заявки на участие в открытом конкурсе - на 26.04.2019, у него имелась действующая лицензия на осуществление перевозок пассажиров, а в связи с тем, что изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" вступили в силу с 01.03.2019, срок получения новой лицензии законодательно установлен до 29.06.2019, соответственно до указанного срока действовали ранее выданные лицензии.
В свою очередь, ИП Никитина И.Р. в апелляционной жалобе указывает, что на момент подачи заявки у предпринимателя имелись справки налогового органа, подтверждающие отсутствие задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Данные доводы и требования поддержаны представителем предпринимателей в полном объеме в заседании суда второй инстанции.
Представитель Администрации г. Хабаровска и управления отклонил доводы апелляционных жалоб как несостоятельные по основаниям, указанным в отзыве и дополнениях к нему, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта участия в судебном заседании апелляционной инстанции не принимало, в отзыве на апелляционную жалобу просило судебное решение оставить без изменения.
Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю в отзыве просило судебный акт оставить без изменения, заявило ходатайство о рассмотрении жалоб без участия его представителя.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание откладывалось, и в нем объявлялся перерыв на основании статьи 163 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции от 11.03.2020 представитель предпринимателей поддержал доводы апелляционных жалоб в полном объеме, настаивал на отмене судебного решения.
Представитель администрации и управления настаивал на своих доводах.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционных жалоб с учетом отзывов, выслушав участников процесса, апелляционный суд, проверив по правилам части 5 статьи 268 АПК РФ обжалуемое решение в части, приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 05.04.2019 Управлением транспорта администрации г.Хабаровска размещено извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 4.
На участие поданы пять заявок, в том числе от ООО "Деметра Авто", ИП Солохина В.В. и ИП Никитиной И.Р.
Согласно протоколу от 30.05.2019 N 2 "О допуске к участию в открытом конкурсе, определении заявок участников открытого конкурса, подлежащих оценке и сопоставлению" конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всем участникам; конкурс признан несостоявшимся.
При этом заявки ИП Солохина В.В. и ООО "Деметра Авто" признаны несоответствующими требованиям пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ; заявка ИП Никитиной И.Р. признана несоответствующей требованиям пункта 4 части 1 статьи 23 указанного Закона.
Не согласившись с данным решением конкурсной комиссии, вышепоименованные лица обратились в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителей апелляционных жалоб направлены на несогласие с данным выводом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 23 этого Закона к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие, в том числе следующим требованиям: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации; отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом N 220-ФЗ постановлением Администрации города Хабаровска от 16.03.2016 N 771 утвержден Порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее - Порядок N 771).
Согласно пункту 1.4 Порядка к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям статьи 23 Закона N 220-ФЗ.
Пунктом 3.5 Порядка N 771 установлено, что в течение срока, не превышающего двадцати пяти дней со дня вскрытия конвертов с заявками, конкурсная комиссия:
1) организует запрос информации в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти о соответствии участников открытого конкурса требованиям пунктов 1, 4 части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, а также информации о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине участника открытого конкурса или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса;
2) принимает решение о допуске к участию в открытом конкурсе участников открытого конкурса, соответствующих требованиям статьи 23 Закона N 220-ФЗ;
3) проверяет заявки, а также приложенные к ним документы, на соответствие требованиям, установленным пунктами 2.1 - 2.6 настоящего Порядка.
Арбитражным судом установлено, что организатором открытого конкурса извещением о проведении открытого конкурса размещена конкурсная документация, включающая в себя форму заявки в которой участник конкурса должен указать данные лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а также подтвердить отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.
Из материалов дела следует, что 26.04.2019 ИП Солохиным В.В. подана заявка на участие в открытом конкурсе по лоту N 1, в которой он отразил сведения о наличии у него лицензии N АСС-27-000149 от 04.10.2018 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, виды работ: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.
На основании пункта 3.5 Порядка N 771 управлением направлен запрос от 07.05.2019 в Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора о предоставлении информации в отношении участников открытого конкурса, и последним представлен ответ, что по состоянию на 16.05.2019 ИП Солохиным В.В. заявление на выдачу лицензии не подавал.
Письмом от 27.05.2019 N 21/3414 Дальневосточное межрегиональное УГАН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вновь подтвердило, что по состоянию на 27.05.2019 у ИП Солохина В.В. лицензия в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", вступившего в действие с 01.03.2019, не имеется; соответствующее заявление не подано; ИП Никитина И.Р. получила лицензию на коммерческую перевозку автобусами от 11.04.2019 NАК-27 000036.
На основании указанных сведений конкурсной комиссией в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ принято решение об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе ИП Солохина В.В..
Довод апелляционной жалобы названного предпринимателя о том, что у конкурсной комиссии отсутствовали основания для отклонения поданной им заявки, не принимается во внимание в силу следующего.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в редакции Федерального закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ, лицензированию подлежит такой вид деятельности как перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Положения Федерального закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" вступили в силу 01.03.2019.
Извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по спорному маршруту размещено организатором конкурса 05.04.2019, то есть после вступления в силу указанной нормы Закона N 99-ФЗ.
Следовательно, организатор конкурса обязан был руководствоваться новой редакцией пунктом 24 части 1 статьи 12 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статьей 6 Федерального закона N 386-ФЗ предусмотрено, что в целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.
Лицензия, указанная в части 1 названной статьи, предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением следующих случаев: реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения; изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие намерения приступить в течение ста двадцати дней (то есть до 01.07.2019) со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления (часть 4 статьи 6 Закона N 386-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона N 99-ФЗ лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращают действие со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением лицензий, предоставленных на виды деятельности, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования норм законодательства, как правильно указал арбитражный суд, участник открытого конкурса должен соответствовать установленным требованиям на момент подачи заявки на участие в конкурсе и, соответственно, иметь действующую лицензию, наличие которой позволит конкурсной комиссии удостовериться в том, что участник конкурса сможет приступить к осуществлению перевозок по муниципальному маршруту в соответствии с условиями конкурса.
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств получения или обращения за получением ИП Солохиным В.В. на дату проведения конкурса - 26.04.2019, с учетом вступления в силу положений Федерального закона N 386-ФЗ, соответствующей лицензии в материалы дела не представлено. Тогда как, напротив, организатор спорного конкурса представил ответы уполномоченного органа в области перевозок, подтверждающие основания для отказа комиссии предпринимателю к участию в конкурсе.
Ссылка апеллянта на то, что ИП Солохин В.В. фактически получил необходимую лицензию 18.06.2019, не опровергает того факта, что на момент принятия спорного решения от 30.05.2019 он не обладал таким правом.
Утверждение предпринимателя, что законодателем предусмотрен переходный период, в течение которого он мог осуществлять такой вид деятельности как перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, и мог участвовать в спорном конкурсе на право перевозки пассажиров автобусами при наличии "старой" лицензии, не принимается во внимание, поскольку не основано на нормах действующего законодательства.
Как указывалось выше, участник конкурса должен соответствовать установленным требованиям на момент подачи заявки на участие в конкурсе. При этом организатор такого конкурса, действуя в публичных интересах, ставит своей целью организацию транспортного обслуживания населения, и, рассматривая заявки участников, рассчитывает на заключение договора с победителем, действия которого соответствуют стандарту добросовестного поведения, как в период заключения такого договора, так и период осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, то есть должно быть подтверждено легитимной лицензией.
При таких обстоятельствах, суд второй инстанции поддерживает вывод первой инстанции о законности отказа в допуске к участию в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок ИП Солохину В.В.
Относительно апелляционной жалобы ИП Никитиной И.Р.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа поименованному предпринимателю в допуске к участию в спорном конкурсе указано на наличие неисполненных обязательств по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации со ссылкой на получение конкурсной комиссией 07.05.2019 посредством межведомственного взаимодействия в электронной форме ответа налогового органа о наличии у ИП Никитиной И.Р. задолженности по обязательным платежам по состоянию на 06.05.2019.
Обращаясь в арбитражный суд, предприниматель сослалась на выданные ей налоговым органом справки ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска N N N 1155473, 1155480, 1199751, о том, что по состоянию на 01.04.2019, 10.04.2019 и 13.05.2019 у нее отсутствовала задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В ходе судебного разбирательства представителем заявителя также предоставлено письмо ИФНС России по г. Хабаровску от 17.09.2019 N 15-3036921, согласно которому задолженность по налогам, сборам, пени, штрафам по состоянию на 06.05.2019 отсутствует.
Вместе с тем, рассматривая спор в данной части, арбитражный суд принял во внимание то обстоятельство, что на дату рассмотрения заявок участников, у ИП Никитиной И.Р. фактически имелась задолженность, которая погашена только в ходе рассмотрения настоящего спора.
При этом первой инстанцией установлено, что сведения о суммах задолженности по страховым взносам, отраженных в справке УФНС России по Хабаровскому краю, выгружены в инспекцию 18.05.2019 N 037R03170048574 и 07.10.2019 N 037E01190000353, которые разнесены в карточку расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) налогоплательщика только 24.05.2019 и 07.10.2019.
Таким образом, на даты запроса налогоплательщика и его представителя 13.05.2019 и 17.09.2019 информация о задолженности отсутствовала, что подтверждено подписью руководителя территориального налогового органа.
Принимая во внимание конституционный принцип поддержания доверия граждан (их объединений) к закону и действиям государства (постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П и от 20.04.2010 N 9-П), апелляционный суд приходит к тому, что в данном случае справедливые правовые ожидания налогоплательщика, которые он имел при обращении в налоговый орган и, в последующем, заявляя желание участвовать в конкурсе на право осуществления перевозок, не учтены.
Ссылка на то, что налоговый орган, выдавая справки налогоплательщику по состоянию расчетов с бюджетом на 01.04.2019, 10.04.2019 и 13.05.2019, не обладал в полной мере информацией о наличии задолженности, не может быть принята во внимание, поскольку организация внутреннего контроля, осуществляемого инспекцией во исполнение ведомственных документов (разнесение в КРСБ), не может быть поставлена в вину ИП Никитиной И.Р. при реализации своих прав.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к тому, что у организатора конкурса не имелось правовых оснований для отказа ИП Никитиной И.Р. в допуске к участию в конкурсе на основании пункта 4 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.11.2019 по делу N А73-12541/2019 изменить.
Признать недействительным решение конкурсной комиссии Администрации города Хабаровска в отказе к допуску Индивидуального предпринимателя Никитиной Ирины Романовны к участию в открытом конкурсе, оформленное протоколом от 30.05.2019 N 2.
В остальном решение оставить без изменения.
Взыскать с Администрации города Хабаровска в пользу Индивидуального предпринимателя Никитиной Ирины Романовны государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 300 руб. и 150 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12541/2019
Истец: ИП Солохин Вадим Вадимович
Ответчик: Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска
Третье лицо: Администрация города Хабаровска, Дальневосточное межрегиональное УГАН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ИП Никитина Ирина Романовна, ИП Солохин Вадим Вадимович, Управление промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска, УФНС по хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1661/20
16.03.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-8264/19
19.11.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-12541/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-12541/19