г. Москва |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А41-69069/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Стрелков Р.В., доверенность от 07.06.2019, Терехович В.Л., доверенность от 07.06.201
от ответчик: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Башмачок" на решение Арбитражного суда Московской области от 09.12.2019 по делу N А41-69069/19, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Башмачок" (ИНН 5029015827, ОГРН 1025003516449) к Администрации городского округа Мытищи (ИНН 5029009950, ОГРН 1025003534423) о признании незаконным решения об отказе в согласовании местоположения границ земельного участка 50:12:0100907:2891,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Башмачок" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Башмачок") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа Мытищи (далее - Заинтересованное лицо, Администрация) со следующими требованиями:
1) признать незаконным решение Администрации городского округа Мытищи от 25.04.2019 г. N 7830 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Согласование местоположения границ земельных участков, являющихся смежными с земельными участками, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена";
2) возложить на Администрацию городского округа Мытищи обязанность по согласованию местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100907:2891, площадью 630 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, Новомытищинский проспект, д.29/9 в соответствии с межевым планом, составленным 12.03.2019 г. кадастровым инженером ООО "Земсервис" Кузнецовым Юрием Валентиновичем.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2019 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Башмачок" обратилось в Администрацию городского округа Мытищи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Согласование местоположения границ земельных участков, являющихся смежными с земельными участками, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена".
Решением Администрации городского округа Мытищи от 25.04.2019 N 7830 в предоставлении соответствующей муниципальной услуги отказано.
Считая отказ Администрации городского округа Мытищи незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (Далее - АПК РФ) юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем в материалы дела не представлены.
Из положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования, и карты-плана территории.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, ООО "Башмачок" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100907:2891, площадью 630 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, Новомытищинский проспект, д.29/9, на основании соответствующего договора аренды N 1260, заключенного с Администрацией Мытищинского района 13.10.1997 сроком действия до 01.09.2046.
В отношении указанного земельного участка осуществлён государственный кадастровый учёт, при этом границы данного участка в установленном законом порядке до настоящего времени не уточнены.
ООО "Башмачок" обратилось в Администрацию городского округа Мытищи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Согласование местоположения границ земельных участков, являющихся смежными с земельными участками, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена".
Решением Администрации городского округа Мытищи от 25.04.2019 г. N 7830 в предоставлении соответствующей муниципальной услуги отказано по следующим основаниям:
- Местоположение границ земельного участка, в отношении которого подготовлен акт согласования, определено с нарушениями прав и законных интересов Муниципального образования;
- Установление границ земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные Земельным кодексом РФ.
Кроме того, в оспариваемом решении также указано, что рассматриваемый земельный участок, расположен в красных линиях ул. Терешковой и Новомытищинского проспекта.
ООО "Башмачок" обратилось к кадастровому инженеру ООО "Земсервис" Кузнецову Ю.В. за составлением межевого плана.
В соответствии с заключением кадастрового инженера, границы участка с кадастровым номером 50:12:0100907:2891 определены исходя из договора аренды Смежные земельные участки, местоположение которых следует уточнять при межевании, отсутствуют.
Считая отказ Администрации незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (п.4 ст.2).
Порядок согласования границ установлен Постановлением администрации городского округа Мытищи МО от 19.07.2018 N 2951 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование местоположения границ земельных участков, являющихся смежными с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" и признании утратившим силу постановления администрации городского округа Мытищи Московской области от 02.04.2018 N 1217 "Об утверждении временного порядка предоставления муниципальной услуги "Согласование местоположения границ земельных участков, являющихся смежными с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена".
Отказывая в согласовании границ земельного участка, Администрация указала пункт 13.1.4. Местоположение границ земельного участка, в отношении которого подготовлен акт согласования, определено с нарушением прав и законных интересов муниципального образования, а также пункт 13.1.7. Установление границ земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные Земельным кодексом РФ.
Судом первой инстанции установлено, что границы земельного участка в предложенных истцом координатах налагаются на земли общего пользования, находящиеся в неразграниченной государственной собственности, а именно - на внутридворовой проезд к жилым домам и внутридворовую территорию, что противоречит пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Частично земельный участок, в отношении которого заявителем подготовлен акт согласования границ, расположен в границах красных линий улицы Терешковой и Новомытищинского проспекта, разработанных Институтом Генерального плана г.Москвы, аналитически рассчитанных Мосгоргеотрестом и нанесенных на планшеты по состоянию на 11.02.1988 г. в соответствии с документами действовавшими на момент их расчета и закрепляют исторически сложившую систему улично-дорожной сети.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Администрацией в материалы дела представлен фрагмент генерального плана, а также фрагмент правил землепользования и застройки городского округа Мытищи, согласно которым представленные для согласования границы земельного участка частично налагаются на границы красных линий.
В силу ч. 1 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" При выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Если местоположение границ земельного участка, в отношении которого подготовлен межевой план, определено с нарушением прав и законных интересов городского округа Мытищи, то данное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с п.13.1.4, п.13.1.7, административного регламента.
Пунктом 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Пунктом 2 статьи 9 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100907:2891 площадью 630 кв.м., определены без учета документации по планировке территории, в результате чего часть спорного земельного участка в предложенных координатах располагается на землях общего пользования, пришёл к обоснованном у выводу, что отказ в согласовании границ является законным и правомерно отказал в удовлетворении требований.
В заседании апелляционного суда обозревался представленный в материалы дела фотоматериал территории земельного участка вокруг здания магазина ответчика, из которого наглядно следует, что границы земельного участка в предложенных истцом координатах налагаются на земли общего пользования - на внутридворовой проезд к жилому дому и внутридворовую территорию, что противоречит положениям п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.12.2019 по делу N А41-69069/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69069/2019
Истец: ООО "Башмачок"
Ответчик: Администрация городского округа Мытищи Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ