г. Саратов |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А12-36307/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Степуры С.М., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2019 года по делу N А12-36307/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Репникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (ИНН 3444121098, ОГРН 1053444025920)
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц - Администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023404976792, ИНН 3407100090), Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (далее - ООО "Управление отходами - Волгоград", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее- Управление) N 9456 от 09.09.2019 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.14.4 ч.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2019 года по делу N А12-36307/2019 отказано в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград".
ООО "Управление отходами - Волгоград", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и удовлетворить требования заявителя.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 3 июля 2019 года в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области поступил акт внеплановой документарной проверки от 24 июня 2019 года N 879, проведенной в отношении ООО "Управление отходами - Волгоград" Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция).
Проверкой установлены факты нарушения ООО "Управление отходами - Волгоград" требований п.148 (45), п.148 (46), п.148 (47) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 в части предъявления сумм к оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в апреле 2019 г. потребителям, проживающим на территории Жирновского района Волгоградской области, при несоблюдении периодичности и объемов предоставления.
По факту выявленного нарушения в отношении ООО "Управление отходами - Волгоград" должностным лицом Управления составлен протокол N 9456 от 13.08.2019 об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.4 КоАП РФ.
Постановлением Управления N 9456 от 09.09.2019 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, назначенное наказание - административный штраф в размере 20 000 рублей.
Считая постановление о назначении административного наказания незаконным, ООО "Управление отходами - Волгоград" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Управление отходами - Волгоград" в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В силу части 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.
Объективная сторона административного правонарушения предполагает совершение действий, в частности по оказанию услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) их оказания.
Субъектом правонарушения является лицо, оказавшее населению соответствующую услугу.
Таким образом, статьи 14.4 КоАП РФ направлена на охрану общественных отношений в сфере защиты прав потребителей.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 4 Закона РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Из абзаца 2 части 2 статьи 1 Закона о защите прав потребителей следует, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;
Исходя из требований подпункта "ж", пункта 4 Правил N 354, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 4 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил.
Для коммунальной услуги по обращению с ТКО пунктом 17 Приложения N 1 Правилам N 354, установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии с пунктами 4, 5 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В ходе проверки установлено, что 06.08.2018 комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области с ООО "Управление отходами - Волгоград" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области (далее - Соглашение), согласно которому статус регионального оператора ООО "Управление отходами - Волгоград" присвоен на 10 лет.
В соответствии с п.1.3 указанного Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п.1.5 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области. Описание границы зоны содержится в Приложении N 1 к настоящему Соглашению.
Из Приложения N 1 следует, что зоной деятельности является вся территория Волгоградской области. На момент проведения конкурса графическое отображение зоны деятельности отражено на листе 79 приложения 10 к территориальной схеме, утвержденной приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 16.09.2016 N 1310.
В соответствии с п.2.1.1 Соглашения региональный оператор обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области.
В пункте 2.1.8 Соглашения указан срок начала деятельности - не позднее 01.01.2019.
В силу п.2.1.12 Соглашения региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора, определенными в заявке на участие в конкурсном отборе. При этом региональный оператор не вправе допускать более 40 допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест накоплений в год. Допустимым нарушением графика вывоза считается нарушение данного графика в теплое время года не более чем на 24 часа с одного места накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, в холодное время года не более чем на 24 часа с одного места накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов.
Кроме того, п.2.1.17 Соглашения на регионального оператора возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора.
Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Управление отходами - Волгоград".
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) Правил N 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Пунктом 148(2) Правил N 354 предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать Правилам N 354. В случае несоответствия указанного договора Правилам N 354 он считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
ООО "Управление отходами - Волгоград" представлена информация, что согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
На официальном сайте ООО "Управление отходами - Волгоград" (http://uo34.ru) размещена и находится в свободном доступе форма договора (оферты) на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО. Публичная оферта также была опубликована в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации - выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017).
ООО "Управление отходами - Волгоград" свои обязательства в части размещения проекта договора (оферты) на оказание услуг по обращению с ТКО в официальных печатных изданиях были исполнены.
В соответствии с 148(11) Правил N 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 148(8) или 148(9) Правил N 354;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 148(8) или 148(9) Правил N 354, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанного в пункте 148(8) или 148(9) Правил N 354;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) Правил N 354, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут;
г) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме - в случае принятия такими собственниками решения, предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
д) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в отношении которого расторгнут договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный управляющей организацией, товариществом или кооперативом с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, - до заключения нового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении этого многоквартирного дома.
Учитывая вышеизложенное, исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих на территории Волгоградской области Жирновского муниципального района (за исключением потребителей, проживающих в многоквартирных домах, которыми управляют управляющие организации, ТСЖ (ЖСК), такие как: ЖСК "СОСНОВЫЙ"; ТСЖ "НАДЕЖДА Г. ЖИРНОВСК"; ООО "ЖЭУ"; ООО "АКВАТОРИЯ"; ЖСК ДОМА "НЕФТЯНИК", заключившие договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, и, соответственно, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по обращению с ТКО для таких потребителей), является ООО "Управление отходами - Волгоград", которое несет ответственность за соблюдение обязательных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что административный орган пришел к обоснованному выводу, что ООО "Управление отходами - Волгоград" является лицом, ответственным перед потребителями, проживающими в многоквартирных жилых домах на территории Волгоградской области, за обеспечение своевременного вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления.
Административным органом установлено, что вывоз ТКО в Жирновском муниципальном районе Волгоградской области в апреле 2019 года осуществлялся Обществом согласно представленным к проверке выпискам из маршрутного журнала движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) твердых коммунальных отходов, а также "Приложению N 1 к акту неоказания услуг, оказания услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность за апрель 2019 года" со следующей периодичностью:
г.Жирновск
С территории многоквартирных домов: 01.04.2019, 03.04.2019, 05.04.2019, 08.04.2019, 10.04.2019, 12.04.2019, 15.04.219, 17.04.2019, 19.04.2019, 22.04.2019, 24.04.2019, 26.04,2019, 29.04.2019,
С территории частных домовладений:
- ул. Родниковая, ул. Садовая, ул. Черемуховая, ул. Коммунальная, ул. Хлебозаводская, ул. Жирновская, ул. 21 Партсъезда, пер. Чапаева, ул. К.Маркса, ул. Первомайская, ул. Набережная, ул. Пушкина, ул. Мелиораторов, ул. Березовая, ул. Кленовая, ул. Сиреневая, пер. Вишневый, ул. Каштановая, ул. Дачная, ул. Цветочная, ул. Рябиновая, ул. Ольховая, ул. Горького, ул. Губкина, ул. Магистральная, ул. Заречная, ул. Солнечная, ул. Лазурная, бул. Луговой, ул. Листопадная, ул. Тихая, пер. Тихий, ул. Луговая, ул. Радужная, ул. Тенистая: 04.04.2019, 11.04.2019, 18.04.2019, 25.04.2019;
- ул. Степная, ул. Чкалова, ул. Верхняя, ул. Озерная, ул. Нагорная, ул. Мира, ул. Макаренко, ул. Чапаева, ул. Пионерская, ул. Комсомольская, ул. Нефтяников, ул. Октябрьская, ул. Ломоносова, ул. Чехова, ул. Шолохова, ул. Маяковского, ул. Гагарина, ул. Карбышева, ул. Титова, ул. Энгельса, ул. Пирогова, ул. Павлова, ул. Фадеева, ул. Короленко, ул. Речная, ул. Зеленая, ул. Молодежная, ул. Полевая, ул. Озерная, пер. Мирный, пер. Полевой, пер. Нагорный, ж/p Родниковый, ж/p Сосновый: 02.04.2019. 09.04.2019. 16.04.2019. 23.04.2019. 30.04.2019;
ж/p Лесная Поляна: 05.04.2019, 12.04.2019, 19.04.2019, 26.04.2019;
ж/p Тальники: 01.04.2019,05.04.2019. 08.04.2019. 12.04.2019. 15.04.2019. 19.04.2019, 22.04.2019, 26.04.2019, 29.04.2019;
пер. Сосновый, ул. Школьная, пер. Песчаный, пер. Дачный, пер. Верхний, ул. Ленина 02.04.2019, 04.04.2019. 09.04.2019. 11.04.2019. 16.04.2019. 18.04.2019. 23.04.2019. 25.04.2019. 30.04.2019;
ул. Калинина, ул. Матросова, ул. Куйбышева, ул. Советская: 01.04.2019. 03.04.2019. 05.04.2019. 08.04.2019. 10.04.2019. 13.04.2019. 15.04.2019. 17.04.2019. 19.04.2019. 22.04.2019. 24.04.2019. 26.04.2019. 29.04.2019;
ул. Сосновая: 03.04.2019. 10.04.2019. 17.04.2019. 24.04.2019.
Городское поселение Красноярское г.т.п Красный Яр
С территории многоквартирных домов: 01.04.2019, 03.04.2019, 05.04.2019, 08.04.2019, 10.04.2019, 12.04.2019, 15.04.219, 17.04.2019, 19.04.2019, 22.04.2019, 24.04.2019, 26.04.2019, 29.04.2019.
С территории частных домовладений:
ул. 40 лет Победы, ул. Набережная, 14-28, ул. Пионерская, ул. Садовая, ул. Центральная, ул. Заерок, ул. Зеленая, ул. Колхозная, ул. Лесная, ул. Нахимова, ул. Новая, 68-90, ул. Школьная, ул. Энергетиков, ул. Центральная, пер. Советский, ул. Молодежная: 03.04.2019. 10.04.2019. 17.04.2019. 24.04.2019;
ул. Вокзальная, ул. Володарского, ул. Майская, ул. Медведицкая, ул. Мельничная, ул. Набережная, 12-14, ул. Октябрьская, ул. Подгорная, ул. Пушкина, ул. Телефонная, ул. Фрунзе, ул. Верхне-Телефонная, ул. Камышинская, ул. Горького, ул. Нефтеразведка, ул. Кирпичная, ул. Лиманская, пер. Колхозный, пер. Лиманский, пер. Луговой, пер. Садовой, пер. Фоменковский, ул. Базарная, ул. Береговая, ул. Березовая, ул. Бугрянка, ул. Верхняя, ул. Дачная, ул. Еловая, ул. Заречная, ул. Кленовая, ул. Кооперативная, ул. Красная, ул. Луговая, ул. Новая, ул. Песочная, ул. Полевая, ул. Речная, ул. Сосновая, ул. Степная, ул. Ленина, ул. Пушкина-Ломоносова, ул. Рязань, пер. Подгорный, пер. Орловский, ул. Пролетарская, пер. Островского, пер. Некрасова, пер. Пушкинский, ул. Железнодорожная, ул. Листопадная, ул. Солнечная, ул. Ольховая, ул. Грибная (к ул. Кооперативной), пер. Красный, пер. Лесной, пер. Новогодний, пер. Заводской, ул. Лесхозная, пер. Тихий: 01.04.2019. 05.04.2019. 08.04.2019. 12.04.2019. 15.04.2019. 19.04.2019. 22.04.2019. 26.04.2019. 29.04.2019;
ул. Чапаева, пер. Астраханский, ул. Кирпичная: вывоз ТКО не осуществлялся.
с. Морозово: вывоз ТКО не осуществлялся.
х. Недоступов: 02.04.2019. 09.04.2019. 16.04.2019. 23.04.2019. 30.04.2019
с. Фоменково: 02.04.2019. 09.04.2019. 16.04.2019. 23.04.2019. 30.04.2019
Городское поселение Линевское п.г.т. Линево
С территории многоквартирных домов: 01.04.2019, 03.04.2019, 05.04.2019, 08.04.2019,10.04.2019.12.04.2019,15.04.219,17.04.2019, 19.04.2019,22.04.2019,24.04.2019,26.04.2019, 29.04.2019.
С территории частных домовладений:
ул. Набережная, ул. Цветная, ул. 8 марта, ул. Кирова, ул. Чапаева, ул. Управленческая, ул. Карла Либкнехта, ул. Зеленая, ул. Тельмана, ул. Пролетарская: 01.04.2019, 08.04.2019. 15.04.2019. 22.04.2019. 29.04.2019;
мкр. Южный, ул. Гагарина, Ферма 4, ул. Мира, пер. Лесной, ул. Тихая, ул. степная, ул. 60 Лет СССР, ул. Новая, ул. Молодежная, ул. Пушкина, ул. Воложанина, Ферма 3: 02.04.2019. 09.04.2019,16.04.2019.23.04.2019,30.04.2019;
ул. Октябрьская, ул. Революционная, ул. Комсомольская, ул. Советская, 24-28, ул. красноармейская, ул. Первомайская: 03.04.2019. 10.04.2019. 17.04.2019. 24.04.2019;
ул. Советская, 29-53, ул. Нефтяников, ул. Ленина, ул. К. Маркса: 04.04.2019. 11.04.2019. 18.04.2019. 25.04.2019;
ул. Пионерская, ул. Калинина, ул. Колхозная, ул. Медведицкая, ул. Разведчиков, ул. Садовая, ул.Вишневая, ул. Строителей, ул. Аэродромная: 05.04.2019. 12.04.2019. 19.04.2019. 26.04.2019.
Городское поселение Медведицкое
п.г.т. Медведицкий: 02.04.2019. 09.04.2019. 16.04.2019. 23.04.2019, 30.04.2019. п. Мельзавод: 02.04.2019. 09.04.2019. 16.04.2019. 23.04.2019. 30.04.2019.
Сельское поселение Александровское
с. Александровка: 04.04.2019. 11.04.2019. 18.04.2019. 25.04.2019.
с. Андреевка: 04.04.2019. 11.04.2019. 18.04.2019. 25.04.2019.
с. Большая Князевка: 04.04.2019. 11.04.2019. 18.04.2019. 25.04.2019.
х.Журавка: 03.04.2019. 10.04.2019. 17.04.2019.24.04.2019.
с. Новая Бахметьевка: 04.04.2019. 11.04.2019. 18.04.2019.25.04.2019.
Сельское поселение Алешниковское с. Алешники: 05.04.2019. 12.04.2019. 19.04.2019. 26.04.2019. п. Подчинный: 04.04.2019. 11.04.2019. 18.04.2019. 25.04.2019. с. Макаоовка: 04.04.2019. 11.04.2019. 18.04.2019. 25.04.2019.
Сельское поселение Бородачевское
с. Бородачи: 02.04.2019. 09.04.2019. 16.04.2019. 23.04.2019. 30.04.2019.
с. Чижи: вывоз ТКО не осуществлялся,
с. Серпокрылово: вывоз ТКО не осуществлялся.
Сельское поселение Верхнедобринское
с. Верхняя Добринка: 02.04.2019. 09.04.2019. 16.04.2019. 23.04.2019. 30.04.2019.
с. Вишневое: вывоз ТКО не осуществлялся.
Кленовское сельское поселение
с. Кленовка: 03.04.2019. 10.04.2019. 17.04.2019. 24.04.2019.
с. Бутырка: 03.04.2019. Ю.04.2019. 17.04.2019. 24.04.2019.
с. Ершовка: 03.04.2019. 10.04.2019. 17.04.2019. 24.04.2019.
с. Романовка: 03.04.2019. 10.04.2019. 17.04.2019. 24.04.2019.
с. Федоровка: 03.04.2019. 10.04.2019. 17.04.2019. 24.04.2019.
Сельское поселение Медведицкое с. Медведица
С территории многоквартирных домов: 01.04.2019. 05.04.2019. 08.04.2019. 12.04.2019. 15.04.2019. 19.04.2019. 22.04.2019. 29.04.2019:
С территории частных домовладений:
ул. Зеленая, ул. Колхозная, ул. Набережная, ул. Ленина, ул. Горького, ул. Пушкина, ул. К.Маркса: 01.04.2019, 08.04.2019. 15.04.2019. 22.04.2019. 29.04.2019:
ул. Калинина, ул. Кирова, ул. Комсомольская, ул. Овражная, ул. Букаева, ул. Новая:
05.04.2019. 12.04.2019. 19.04.2019. 26.04.2019.
с. Гречихино: 01.04.2019. 08.04.2019. 15.04.2019. 22.04.2019. 29.04.2019.
с. Песковка: 01.04.2019. 08.04.2019, 15.04.2019. 22.04.2019. 29.04.2019.
Меловатское сельское поселение
с. Меловатка: 02.04.2019. 09.04.2019, 16.04.2019. 23.04.2019. 30.04.2019.
Нижнедобринское сельское поселение
с. Нижняя Добоинка: 02.04.2019. 09.04.2019. 16.04.2019. 23.04.2019, 30.04.2019.
Новинское сельское поселение
с. Новинка: 05.04.2019. 12.04.2019. 19.04.2019. 26.04.2019.
п. Мирный: вывоз ТКО не осуществлялся..
с. Пограничное: вывоз ТКО не осуществлялся.
Тарапатинское сельское поселение
с. Тарапатино 04.04.2019. 11.04.2019. 18.04.2019. 25.04.2019.
Тетеревятское сельское поселение
с. Тетеревятка: 02.04.2019. 09.04.2019. 16.04.2019. 23.04.2019. 30.04.2019. за исключением ул. Нагорная (вывоз ТКО не осуществлялся).
При анализе представленной информации установлено, что ООО "Управление отходами - Волгоград" коммунальная услуга по обращению с ТКО потребителям, проживающим в Жирновском муниципальном районе Волгоградской области в апреле 2019 года предоставлялась с нарушением периодичности, установленной в пункте 17 Приложения 1 к Правилам N 354.
Исходя из требований п. 148(45) Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
В случае если в соответствии с Правилами N 354 размер платы за указанную коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, размер снижения платы за эту коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленный размер платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период.
В соответствии с п. 148(46) Правил N 354 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги.
В соответствии с п. 148(47) Правил N 354 объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю в жилом или нежилом помещении рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период или расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пунктами 148(30) и 148(38) Правил N 354 в зависимости от способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Плата за услугу по обращению с ТКО для одного проживающего в многоквартирном доме с 01.01.2019 составляет 114,92 рублей в месяц (0,206 м3 х 557,86 pyб./м3), в частном домовладении - 113,25 рублей в месяц (0,203 м3 х 557,86 py6./м3), с учетом предоставления качественной коммунальной услуги, соблюдения периодичности и объемов ее предоставления, где:
для многоквартирных домов - 2,472 м3 с проживающего в год или 0,206 м3 в месяц, для частных домовладений - 2,436 м3 с одного проживающего в год или 0,203 м3 в месяц - утверждены приказом Комитета от 30.06.2017 N 21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области" (вступили в действие с 01.01.2019);
557,86 руб./м3 (в том числе НДС 20%) - предельный единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей Волгоградской области утверждён приказом Комитета от 20.12.2018 N 47/23.
Учитывая положения п. 148(27) Правил N 354, расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО устанавливается равным календарному месяцу, календарный месяц - период времени продолжительностью от двадцати восьми до тридцати одного календарного дня. Календарный Месяц имеет наименование и порядковый номер в календарном году (Федеральный закон от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени").
Однако, исходя из анализа представленных от ООО "Управление отходами - Волгоград" документов: "Ведомость начислений и оплаты в разрезе услуг" за апрель 2019 года установлено, что снижение платы вплоть до полного освобождения (к оплате предъявлено 0,00 руб.) ООО "Управление отходами - Волгоград" произведено за коммунальную услугу по обращению с ТКО за апрель 2019 года только потребителям, проживающим на территории с. Пограничное, п. Мирный, с. Чижи, с. Серпокрылово, с. Вишневое, с. Морозово Жирновского муниципального района Волгоградской области.
В остальных муниципальных образованиях Жирновского района Волгоградской области перерасчет (снижение) платы за коммунальную услугу по ТКО, предоставленную ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, не произведен, что является нарушением требований п. 148(45), 148(46), 148(47) Правил N 354.
Таким образом, региональным оператором в лице ООО "Управление отходами - Волгоград" нарушены требования п. 148(45), 148(46), 148(47) Правил N 354, а также пункта 17 Приложения 1 к Правилам N 354 в части предъявления сумм к оплате за коммунальную услугу по обращению за ТКО, при не соблюдении периодичности и объемов предоставления.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого ООО "Управление отходами - Волгоград" правонарушения.
Общество имело возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений федерального и регионального законодательства.
Проверив соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, суд установил, что о времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении общество было надлежащим образом извещено и не было лишено гарантированных ему прав участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении и защищать свои права и законные интересы.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
При назначении наказания учтены все обстоятельства по делу. Административный штраф назначен в пределах санкции статьи 14.4 КоАП РФ.
Доводы апеллянта о том, что действующим законодательством осуществление "бестарного" способа вывоза твердых коммунальных отходов от потребителей не предусмотрено; на территории спорного населенного пункта места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют, апелляционным судом отклоняются.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов установлены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил N 1156).
Аналогичные положения содержит пункт 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 12.07.2019 N 1923.
Способ накопления твердых коммунальных отходов в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления твердых коммунальных отходов емкости непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления - есть бестарный способ накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, на территории Волгоградской области накопление твердых коммунальных отходов осуществляется также и бестарным способом, что не противоречит Правилам N 1156.
Поскольку одним из способов накопления собственниками твердых коммунальных отходов является бестарный способ, а региональный оператор обязан в силу статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ заключать договор с каждым собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне его деятельности, и не вправе отказать собственникам в предоставлении услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, места размещения пакетов и других емкостей для сбора твердых коммунальных отходов следует признать местами накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Волгоградской области, утвержденной Приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской обл. от 16.09.2016 N 1310, сбор и вывоз ТКО от большей части населения, проживающего в частном жилом секторе населенных пунктов Волгоградской области, организован бестарным способом. Сбор отходов осуществляется по установленным графикам специализированными предприятиями. Вывоз ТКО производится непосредственно на объекты обработки или размещения отходов, включенные в ГРОРО.
Соответственно, если расположенное в частном секторе место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то, независимо от того как собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, касающиеся периодичности вывоза твердых коммунальных отходов при предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым, вывоз твердых коммунальных отходов из месте накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре+5 градусов и ниже) осуществляется не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свеше+5 градусов) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что на регионального оператора пунктом 2.1.17 соглашения возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения ТКО, образующихся в зоне деятельности оператора в порядке, установленном Правилами N 1156.
В соответствии с пунктом 2.1.12 соглашения региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора. Оператор не вправе допускать более 40 нарушений графика вывоза ТКО.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого ООО "Управление отходами - Волгоград" правонарушения.
Апелляционный суд считает факт совершения правонарушения и вину заявителя доказанными. С учетом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлек ООО "Управление отходами-Волгоград" к ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций, существенных нарушений не допущено.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
ООО "Управление отходами-Волгоград" не заявлено доводов, не предоставлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких - либо негативных материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении к исполнению предусмотренных законом обязанностей.
Допущенное ООО "Управление отходами - Волгоград" правонарушение посягает на право потребителей на получение коммунальных услуг в необходимых объёмах и надлежащего качества, а также на благоприятные и безопасные условия проживания.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае освобождение лица от ответственности не оправдано, противоречило бы требованиям статей 1.2 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и способствовало бы распространению в обществе правового нигилизма.
Таким образом, основания для признания вмененного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание назначено в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2019 года по делу N А12-36307/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья С.М. Степура
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-36307/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ - ВОЛГОГРАД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Управление отходами - Волгоград", АДМИНИСТРАЦИЯ ЖИРНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ