город Ростов-на-Дону |
|
16 марта 2020 г. |
дело N А32-34838/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П., при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
муниципального казенного учреждения муниципального образования города Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 по делу N А32-34838/2019 по иску муниципального казенного учреждения муниципального образования города Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (ИНН 2309008513, ОГРН 1022301211580) к обществу с ограниченной ответственностью Научно-пректно-производственная фирма "Краснодаравтодорсервис" (ИНН 2309008513, ОГРН 1022301424386), при участии третьего лица: временного управляющего Сунгурова Руслана Цахаевича,
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение муниципального образования города Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (далее - истец, учреждение) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью НППФ "Краснодаравтодорсервис" (далее - ответчик) о взыскании 4 753 049,40 руб. штрафа. (требования, уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ).
Как установлено судом первой инстанции, по делу N А32-55433/2017 в отношении ответчика введена процедура наблюдения, обязательства должника являются текущими.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий Сунгуров Руслан Цахаевич.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное казенное учреждение муниципального образования города Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. В соответствии с актом о выявлении недостатков от 06.02.2019 N 3/КАДС по объекту "Ремонт ул. Котовского от ул. Буденного до ул. Аэродромной на участке от ул. Калинина до ул. Северной в г. Краснодаре" комиссия выявила недостатки, подлежащие устранению до 06.03.2019. Указанные недостатки в установленные сроки подрядчиком не выполнены. Кроме того, работы выполнены с отставанием от графика работ. Суд не принял во внимание доводы истца о том, что обязанность доказывания возникновения недостатков (дефектов), в период гарантийных обязательств, лежит на подрядчике.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис" просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из отзыва, ответчиком в материалы дела были предоставлены акты выполненных работ, подтверждающие, что все работы были выполнены в полном объеме, в соответствии с сметной документацией, строительными нормами и правилами. Работы заказчиком приняты без замечаний по качеству выполненных работ. В своем заявлении истец ссылается на направление ответчику претензии с требованием об устранении выявленных недостатков и оплате штрафа, однако до настоящего времени данные претензии в адрес ООО "НППФ" "Краснодаравтодорсервис" так и не поступили.
Стороны в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 23.03.2018 между муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (муниципальный заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью Научно-проектно-производственной фирмой "Краснодаравтодорсервис" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0318300119418000091_128431 (ИКЗ 183230900477323100100100110024211244) на выполнение работ по объекту: "Ремонт улицы Индустриальной от ул. Захарова до ул. Красина в г. Краснодаре. Ремонт ул. Котовского от ул. Буденного до ул. Аэродромной на участке от ул. Калинина до ул. Северной в г. Краснодаре. Ремонт ул. Комсомольской от ул. Кубанская Набережная до ул. Седина на участке от ул. Красной до ул. Кубанской Набережной в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Кондратенко Н.И. от ул. Октябрьской до ул. Захарова в г. Краснодаре. Ремонт ул. Бабушкина от ул. Красной до ул. им. Академика Трубилина на участке от ул. красной до ул. Красных Партизан в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Гаврилова П.М. от ул. Красных Партизан до ул. Коммунаров на участке от ул. Красных Партизан до ул. Красной в г. Краснодаре." (далее - Контракт).
В связи с принятием администрацией муниципального образования город Краснодар Постановления от 01.02.2018 N 368 "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 14.02.2012 N 1328 "Об утверждении Устава муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" муниципальное казенное учреждение проводит обследование (испытание) и контроль состояния автомобильных дорог, в том числе состояния конструктивных элементов автомобильных дорог (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожных сооружений (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог), расположенных на земельных участках в границах красных линий и границах полос отвода автомобильных дорог, инженерных сооружений, в том числе водоотводных сооружений, водопропускных сооружений, ливневых канализаций, насосных станций, мостов, эстакад, путепроводов, поземных и надземных пешеходных переходов; проводит оценку технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия их транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям технических регламентов при проведении работ по содержанию улично-дорожной сети, инженерных сооружений, в том числе водоотводных сооружений, водопропускных сооружений, ливневых канализаций, насосных станций, мостов, эстакад, путепроводов, поземных и надземных пешеходных переходов, а также осуществляет иные виды деятельности.
Таким образом, все обязательства по дорожной деятельности были переданы МКУ МО г. Краснодар "ЦМДДТ".
Согласно пункту 5.1 контракта сроки выполнения работ установлены следующие. Начало выполнения работ: от даты подписания контракта; окончание выполнения работ: по 01.10.2018.
Согласно пункту 3.1 контракта цена составляет 202 528 098 руб.
Дополнительным соглашением N 2 от 15.08.2018 цена контракта была изменена и стала составлять 190 121 975,91 руб.
В силу пункта 2.1 контракта муниципальный заказчик поручает, а подрядчик обязуется надлежаще выполнить собственными и/или привлеченными силами, за оговоренную стоимость, в полном объеме, квалифицированно, качественно, на объекте муниципального заказчика, в указанный контрактом срок, в соответствии с действующими на территории РФ законами и нормативными актами, в том числе строительными нормами и правилами работы по объекту: "Ремонт ул. Индустриальной от ул. Захарова до ул. Красина в г. Краснодаре. Ремонт ул. Котовского от ул. Буденного до ул. Аэродромной на участке от ул. Калинина до ул. Северной в г. Краснодаре. Ремонт ул. Комсомольской от ул. Кубанская Набережная до ул. Седина на участке от ул. Красной до ул. Кубанской Набережной в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Кондратенко Н.И. от ул. Октябрьской до ул. Захарова в г. Краснодаре. Ремонт ул. Бабушкина от ул. Красной до ул. им. Академика Трубилина на участке от ул. красной до ул. красных Партизан в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Гаврилова П.М. от ул. Красных Партизан до ул. Коммунаров на участке от ул. Красных Партизан до ул. Красной в г. Краснодаре.", а также выполнить иные работы, прямо вытекающие из условий контракта и законодательства, неразрывно связанные с объектом, а также с устранением выявленных дефектов (недостатков), в том числе, в течение гарантийного периода, сдать объект муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненный надлежащим образом результат работ и оплатить его на условиях контракта.
Пунктом 6.1.1 контракта предусмотрено, что подрядчик обязан выполнить все работы по ремонту объекта в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему, и сдать объект заказчику с качеством, соответствующим условиям контракта и приложений к нему, действующей нормативно-технической документации и нормативных правовых актов, обязательных при выполнении дорожных работ.
В пункте 6.1.8 контракта установлено, что подрядчик обязан обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта в соответствии с пунктом 9.2. контракта, исправлять дефекты, допущенные при выполнении работ, за свой счет в согласованные с муниципальным заказчиком сроки.
Согласно пункту 6.2.12 контракта муниципальный заказчик в случае выявления дефектов на объекте, возникших в течение гарантийного срока, обязан в течение 3 рабочих дней с момента обнаружения направить подрядчику письменное извещение о выявленных дефектах на объекте, необходимости направления уполномоченного представителя подрядчика для участия в комиссии по обследованию гарантийного участка для фиксирования выявленных дефектов в акте и определения сроков их устранения.
В пункте 10.1 контракта предусмотрены гарантии качества распространяются на все конструктивные элементы и работы, выполненные подрядчиком по настоящему контракту.
Пунктом 10.2 контракта предусмотрен гарантийный срок устранения подрядчиком дефектов, возникших в течение гарантийных сроков на автомобильной дороге или искусственном сооружении, и входящих в него инженерных сооружений, оборудования, материалов.
Если в период гарантийной эксплуатации объекта обнаружатся дефекты, то подрядчик обязан их устранить за свой счет и в согласованные с муниципальным заказчиком сроки (пункт 10.3 контракта).
Для участия в составлении акта, фиксирующего дефекты, согласования порядка и сроков их устранения, подрядчик обязан направить своего представителя в срок, указанный в извещении муниципального заказчика.
Пункт 15.3 контракта устанавливает, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается настоящим контрактом в виде фиксированной суммы 1 012 640,49 руб., определяемой в следующем порядке: 0,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно).
В связи с изменением цены контракта, размер штрафа подлежит перерасчету и составляет 950 609,88 руб.
Актом о выявлении недостатков от 06.02.2019 N 3/КАДС по объекту: "Ремонт ул. Котовского от ул. Буденного до ул. Аэродромной на участке от ул. Калинина до ул. Северной в г. Краснодаре" комиссия в составе: представителя МКУ МО г. Краснодар "ЦМДДТ" Барилко А.А., представителя федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Черноморье") Бажинова Д.П., представителя государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодаравтодор" (далее - ПСУ ЮС "Краснодаравтодор") Двухжилова М.О. установлены следующие недостатки, подлежащие устранению до 06.03.2019: не заделаны места отбора проб асфальтобетонного покрытия проезжей части (Участок ПК+ (номер ж/с д.20). Вышеуказанные недостатки в установленные сроки подрядчиком не выполнены. Заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия N 2456 от 18.04.19 с требованием об устранении выявленных недостатков и уплаты штрафа в размере 950 609,88 руб. за неисполнение обязательств по контракту.
Актом о выявлении недостатков от 06.02.2019 N 1/КАДС по объекту "Ремонт ул. Бабушкина от ул. Красной до ул. им. Академика Трубилина на участке от ул. Красной до ул. Красных Партизан в г. Краснодаре комиссия в составе: представителя МКУ МО г. Краснодар "ЦМДДТ" Барилко А.А., представителя федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Черноморье") Бажинова Д.П., представителя государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодаравтодор" (далее - ПСУ КК "Краснодаравтодор") Двухжилова М.О. выявлены следующие недостатки подлежащие устранению до 06.03.2019: разрушение асфальтобетонного покрытия на проезжей части вокруг люка смотрового колодца (Участок ПК+(номер ж/с д. 295). Указанный недостаток в установленные сроки подрядчиком не исправлен. В адрес подрядчика направлена претензия N 2457 от 18.04.19 с требованием об устранении выявленных недостатков и уплаты штрафа в размере 950 609,88 руб. за неисполнение обязательств по контракту.
Согласно акту выявленных недостатков от 06.02.19 N 2/КАДС комиссия в том же составе на объекте "Ремонт ул. им. Гаврилова П.М. от ул. Красных Партизан до ул. Коммунаров на участке от ул. Красных Партизан до ул. Красной в г. Краснодаре" выявила следующие недостатки подлежащие устранению до 06.03.2019: просадка асфальтобетонного покрытия на проезжей части S=8 м2 (участок ПК+(номер ж/с д. 51). Указанный недостаток в установленные сроки подрядчиком не исправлен. В адрес подрядчика направлена претензия N 2458 от 18,04.19 с требованием об устранении выявленных недостатков и уплаты штрафа в размере 950 609,88 руб. за неисполнение обязательств по контракту.
Согласно акту выявленных недостатков от 06.02.19 N 4/КАДС комиссия в том же составе на объекте "Ремонт ул. Индустриальной от ул. Захарова до ул. Красина в г. Краснодаре" выявила следующие недостатки, подлежащие устранению до 06.03.2019: продольная трещина на асфальтобетонном покрытии проезжей части L=20 м и выбоина S=0,5 м2 (участок ПК+(номер ж/с пересечение с ул. Затонной). Указанный недостаток в установленные сроки подрядчиком не исправлен. В адрес ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис" направлена претензия N 2459 от 18.04.19 с требованием об устранении выявленных недостатков и уплаты штрафа в размере 950 609,88 руб. за неисполнение обязательств по контракту.
На основании графика работ, являющемся приложением N 1 к контракту, подрядчик в 7-дневный срок после заключения контракта предоставляет муниципальному заказчику для согласования детализированный календарный график производства работ. При наличии замечаний муниципального заказчика подрядчик обязан их устранить в течение 2 (двух) дней и повторно представить на утверждение заказчику.
В соответствии с графиком работы по состоянию на сентябрь месяц 2018 года должны были составлять 70% с момента заключения контракта. По состоянию на 01.09.2018 работы были выполнены на 61% и приняты по формам КС-2, КС-3 (фактическая стоимость составляет 116 103 179,17 руб.).
Поскольку работы выполнены с отставанием от графика работ, заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия N 2208 от 04.04.19 с требованием уплаты штрафа в размере 1 012 640,49 руб. за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Поскольку цена контракта изменена, размер штрафа подлежит перерасчету, штраф составляет 950 609,88 руб.
Всего Учреждением было направлено 5 претензий на общую сумму 4 753 049,40 руб.
Неисполнение требований учреждения в добровольном порядке послужило основанием для обращения муниципального казенного учреждения муниципального образования города Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" в арбитражный суд с настоящим иском.
Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации), проектные и изыскательские работы (статья 758 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Положениями приведенной нормы права определены существенные условия договора подряда, к которым относятся предмет и срок выполнения работ.
Статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 15.3, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается настоящим контрактом в виде фиксированной суммы 1 012 640,49 руб., определяемой в следующем порядке: 0,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно).
Истец в обоснование своих требований ссылается на наличие недостатков результата выполненных работ.
В материалы дела предоставлены акты выполненных работ, подтверждающие, что все работы были выполнены в полном объеме, в соответствии с сметной документацией, строительными нормами и правилами (т.1, л.д. 123-152). Работы заказчиком приняты без замечаний по качеству выполненных работ, что свидетельствует о том, что явные недостатки при приемке работ отсутствовали.
Бремя доказывания наличия скрытых недостатков результата работ, полученного без замечаний от подрядчика, в силу статьи 65 АПК РФ возложено на истца.
Как верно указано судом первой инстанции, составленные истцом в одностороннем порядке акты, не позволяют определить причину выявленных недостатков.
Судом первой инстанции было предложено сторонам рассмотреть вопрос о проведении судебной строительно-технической экспертизы для определения объема и стоимости фактически выполненных подрядчиком работ, однако, от подачи соответствующего ходатайства стороны уклонились.
Статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, истцом не доказан факт некачественного выполнения ответчиком работ по ремонту дорог и наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика при ремонте дорог и выявленными недостатками.
В удовлетворении заявленного требования судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции доказательств.
Между тем, оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела всесторонне и полно исследованы и оценены судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 по делу N А32-34838/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34838/2019
Истец: МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта", Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта"
Ответчик: ООО НАУЧНО-ПРОЕКТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "КРАСНОДАРАВТОДОРСЕРВИС", ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис"
Третье лицо: Сунгуров Р Ц