г.Самара |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А72-13203/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "РЕСУРС" - представитель не явился, извещено,
от министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2020 года апелляционную жалобу министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 января 2020 года по делу N А72-13203/2019 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЕСУРС" (ОГРН 1137325002594, ИНН 7325120688), г.Ульяновск, к министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (ОГРН 1197325000014, ИНН 7325163755), г. Ульяновск, третье лицо: администрация города Ульяновска, г.Ульяновск,
об отмене постановления от 18.07.2019 по делу об административном правонарушении N 420/19-ЖН по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РЕСУРС" (далее - ООО "РЕСУРС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и городской среды Ульяновской области (далее - министерство, административный орган) об отмене постановления от 18.07.2019 по делу об административном правонарушении N 420/19-ЖН, которым общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27 января 2020 года заявленные требования удовлетворены, постановление министерства по делу об административном правонарушении N 420/19-ЖН от 18.07.2019 в отношении ООО "Ресурс" по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на доказанность наличия в действиях общества вменяемого ему в вину состава правонарушения. Законодательство не предусматривает обязанности при составлении акта обследования присутствие представителей управляющей организации и тем более понятых. На представленных в материалы дела фотографиях указаны адрес и дата съемки, следовательно, по мнению министерства, данное доказательство не противоречит законодательству. Представитель общества не отрицал факт наличия мусора по адресу: ул. Ефремова, д. 91 в г. Ульяновске, однако суд не принял это во внимание.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "РЕСУРС" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.06.2019 администрацией города Ульяновска проведено обследование придомовой территории многоквартирных жилых домов, в том числе домов по адресу: г.Ульяновск, ул.Ефремова N 87, 91, 123, ул.Отрадная, N76, о чем составлен акт обследования органом муниципального контроля. В ходе проведения обследования выявлено следующее: на придомовой территории имеется мусор, строительные отходы (ул.Ефремова, д.87); бытовой и крупногабаритный мусор (слева от подъезда) (ул.Ефремова, д.91); не установлены урны, используются автопокрышки для цветников; имеется свалка крупногабаритного мусора на придомовой территории (ул.Ефремова, д. 123); по периметру многоквартирного дома не скошена трава, не произведена стрижка кустарника; не установлены урны, используются автопокрышки для цветников; имеется бытовой мусор, твердые бытовые отходы у подъездов (не производится своевременный вывоз) (ул.Отрадная, 76).
Министерством 05.07.2019 в отношении ООО "РЕСУРС" составлен протокол об административном правонарушении N У-127 по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Протокол составлен с участием представителя общества. О дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении общество уведомлено надлежащим образом.
Министерством 18.07.2019 в отношении ООО "РЕСУРС" принято постановление N 420/19-ЖН, которым обществу назначено административное наказание в виде предупреждения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению МКД осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Исчерпывающий перечень лицензионных требований установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), статьей 36 ЖК РФ, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относится, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) в состоянии, обеспечивающем в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил N 491).
Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 290 от 03.04.2013. В минимальный перечень работ по содержанию придомовой территории в теплый период года включены работы по подметанию и уборке придомовой территории; очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, в теплый период года уборка и выкашивание газонов (пункт 25).
Нарушение вышеизложенных норм образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (статьи 2.1, 26.1 КоАП РФ).
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств, отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что ООО "РЕСУРС" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 073-000045 от 14.04.2015.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в данном случае административным органом не доказан факт не исполнения ООО "РЕСУРС" обязанностей, предусмотренных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Административное расследование министерством при поступлении акта обследования от администрации г.Ульяновска, составленного единолично 27.06.2019, без указания оснований проведения такого обследования по адресу: г.Ульяновск, ул.Ефремова N 87, 91, 123, ул.Отрадная, N76, не проводилось. Изложенные в акте обследования факты, наличие которых ООО "РЕСУРС" оспаривало при рассмотрении дела об административном правонарушении, административным органом непосредственно не были проверены.
В соответствии с п.10 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Однако указанная проверка министерством, наделенным соответствующими полномочиями, по факту поступившего из администрации сообщения проведена не была, обстоятельства, изложенные в единолично составленном консультантом управления акте обследования от 27.06.2019, с приложением фотографий плохого качества, в черно-белом цвете, не позволяющим определить наличие нарушения, не проверены. Акт обследования от 27.06.2019 составлен в одностороннем порядке, в отсутствие представителей ООО "РЕСУРС" и в отсутствие понятых.
Общество отрицает факты, указанные в оспариваемом постановлении. Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что ООО "РЕСУРС" не отрицает факт наличия мусора по ул.Ефремова, д.91, однако вину не признает. Управляющая компания не должна отвечать за действия недобросовестных собственников. Как видно из фотографий от 27.06.2019 мусор бытовой, уложен в мусорные пакеты. Собственникам дома неоднократно давались предписания о недопустимости складирования мусора рядом с мусорокамерой, однако мусор периодически продолжают складывать. Как следует из пояснений собственников, его выносят не только собственники дома N 91 по ул.Ефремова, но и жители рядом расположенного дома. В целях содержания общего имущества многоквартирного дома и исполнения условий договора управления, ООО "РЕСУРС" заключило договор N 3 с ИП Скоробогатовой А.В. от 01.08.2018 на оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе, на уборку придомовой территории, обслуживанию мусоропроводов и мусорокамер, содержанию контейнерной площадке. Уборка придомовой территории осуществляется 6 раз в неделю. Жалоб на качество уборки и, как и на ее отсутствие, от собственников в адрес управляющей компании не поступало. Как и не поступало в адрес министерства. К административной ответственности ООО "РЕСУРС" за аналогичные правонарушения не привлекалось.
Суд первой инстанции не принял фотографии (т.1, л.д. 138-141), произведенные консультантом Мурзиным А.Н., в качестве доказательств, подтверждающих вину заявителя, поскольку из них не представляется возможным установить событие, место административного правонарушения, наличие нарушения. Отнесение сфотографированной местности к придомовой территории дома не подтверждено. Одна и та же фотография имеется в фототаблице по нескольким адресам (к адресу по ул. Отрадная, 76 приложена фотография дома N 91 по ул.Ефремова).
В постановлении содержится следующее описание нарушения: использование автопокрышек в качестве цветников, однако норм, запрещающих разведение цветников в автопокрышках, не приведено, доказательств вины управляющей организации в устройстве таких клумб (и их наличие на придомовой территории указанных многоквартирных жилых домов) при производстве дела об административном правонарушении не получено и суду не представлено.
Иных доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушения, суду не представлено.
Ссылку администрации г.Ульяновска на фотографии от 07.11.2019 суд первой инстанции отклонил, поскольку данные фотографии произведены после рассмотрения дела об административном правонарушении.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание, что жалобы жителей спорного многоквартирного жилого дома на ООО "РЕСУРС" на непроведение управляющей компанией ежедневной уборки, непроведение покоса травы, на использование автомобильных покрышек, на наличие мусора не поступали.
В материалы дела представлены заявления жителей спорных многоквартирных домов в адрес ООО "РЕСУРС" с просьбами не демонтировать цветники, обустроенные из автопокрышек.
Покос травы по ул. Отрадная, 76 был произведен управляющей компанией 20.06.2019, что подтверждается актом выполненных работ, подписанном, в том числе, собственником многоквартирного жилого дома.
Кроме того, управляющей компанией представлены в материалы дела акты, подтверждающие отсутствие правонарушений, указанных в оспариваемом постановлении. Акты подписаны, в том числе, собственниками многоквартирного жилого дома.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае проверка общества администрацией г.Ульяновска и министерством не проводилась, следовательно, ссылки заявителя на нарушения Закона N 294-ФЗ суд первой инстанции не принял.
В соответствии с п.10.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", по общему правилу, сбор доказательств осуществляется в рамках дела о привлечении к административной ответственности.
Согласно п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции посчитал, что в данном случае факт нарушения ООО "РЕСУРС" отсутствует, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в действиях ООО "РЕСУРС".
С учетом изложенного суд первой инстанции оспариваемое постановление министерства N 420/19-ЖН от 18.07.2019 признал незаконным и отменил его, удовлетворив заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях общества вменяемого ему в вину состава правонарушения несостоятельны, надлежащими доказательствами не подтверждены.
Ссылка министерства на то, что законодательство не предусматривает обязанности при составлении акта обследования присутствие представителей управляющей организации и тем более понятых, не может быть принята. Суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности факта правонарушения ввиду того, что министерством в установленном законодательством порядке проверка не была проведена, а представленные в материалы дела доказательствам (в том числе фотографии) не является относимыми и допустимыми доказательствами.
Так, в силу ст.27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Ссылка министерства на то, что представитель общества не отрицал факт наличия мусора на придомовой территории по адресу: ул. Ефремова, д. 91 в г. Ульяновске, не освобождает административный орган от обязанности доказывания наличия в действиях общества вменяемого состава правонарушения.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о недоказанности наличия в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 АПК РФ.
На основании изложенного решение суда от 27 января 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 января 2020 года по делу N А72-13203/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13203/2019
Истец: ООО "РЕСУРС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА