г. Челябинск |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А47-8186/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская сервисная компания" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2019 по делу N А47-8186/2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская сервисная компания" (далее - общество, заявитель, ООО "Оренбургская сервисная компания") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемыми требованиями к контрольно-ревизионному управлению администрации города Оренбурга (далее - КРУ администрации г.Оренбурга, КРУ) о признании недействительными предписания N 13 от 14.05.2019 в части пункта 1 и 4, в части предписания осуществить перерасчет оплаты по договорам с обществом с ограниченной ответственностью "Оренбургская сервисная компания" в размере 242370,51 руб. (пункт 1 мотивировочной части предписания) и 303852,43 рубля (пункт 4 мотивировочной части предписания).
Определением суда от 25.09.2019 судом принят отказ заявителя от заявленных требований в части. Производство по делу в части требований о признании недействительным требования N 01-23/1495 от 21.05.2019 Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга об уплате за неисполнение обязательств по договору на право установки и эксплуатации рекламной конструкции на территории города Оренбурга, о признании недействительным уведомления N 01-23/1471 от 21.05.2019 Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга об изменении размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции муниципального образования "город Оренбург" на размер уровня инфляции, прекращено.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2019 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным предписание N 13 от 14.05.2019, выданное Контрольно-ревизионным управлением администрации города Оренбурга в части пункта 1 и 4 мотивировочной части, в части предписания осуществить перерасчет оплаты по договорам с обществом с ограниченной ответственностью "Оренбургская сервисная компания" в размере 242370,51 руб. (пункт 1 мотивировочной части предписания) и 303852,43 рубля (пункт 4 мотивировочной части предписания). Кроме того, суд обязал контрольно-ревизионное управление администрации города Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом в части мотивировочной части решения, ООО "Оренбургская сервисная компания" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит исключить из мотивировочной части решения суда следующие абзацы:
- "Как установлено судом первой инстанции, ООО "Оренбургская сервисная компания" на основании счетов-фактур Управления (департамента) в период со дня заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" (23.01.2014 года) по 31.03.2019 года производило уплату платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с Порядком N 238, то есть без учета изменения величины коэффициента К4 и без учета размера уровня инфляции.
При этом условиями договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" предусмотрено право Управления в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке путем направления обществу дополнительных соглашений к договорам.
В случае получения от Управления дополнительного соглашения о перерасчете размера платы по настоящему договору заявитель обязан рассмотреть и подписать полученное дополнительное соглашение или направить протокол разногласий (в случае несогласия с содержанием дополнительного соглашения) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (п. 3.2.6 договоров в редакции дополнительных соглашений).
При наличии правовых актов Оренбургского городского Совета, являющихся основанием для изменения цены договоров, Управлением в адрес ООО "Оренбургская сервисная компания" дополнительные соглашения к договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" для подписания не направлялись.
Само по себе наличие правовых актов органа местного самоуправления об изменении на будущее время порядка расчета платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций не является, согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, самостоятельным основанием для изменения условий спорного договора. В указанных правовых актах не устанавливается цена конкретного договора и периоды внесения платы рекламораспространителем. Такие сведения должны быть указаны Управлением в приложениях N 2 к спорным договорам (абзацы 1 пункта 4.1. договоров).
Соответствующий порядок применения статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорным отношениям изложен в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах"", (абз.5 стр. 27 и абз. 1-5 стр.28 решения от 24.12.2019).
- "В силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами: 1) по основаниям, установленным законом; 2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита); 3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
По смыслу указанной нормы такое изменение не может являться произвольным или направленным на нивелирование условий проведенных торгов, что соответствует принципам осуществления закупок (эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения злоупотреблений, в том числе коррупции).
Правилами установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденными Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795 (ред. от 24.10.2017) в пункте 5.4 предусмотрено, что после проведения торгов и заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции его условия могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах. Условием договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, имеющим существенное значение для определения цены на торгах, является размер платы по договору, исходя из которого рассчитывается цена права заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выставляемая на торги. Основания и порядок изменения условий договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, могут устанавливаться постановлением администрации города Оренбурга.
При этом в пункте 2.9 названных Правил указано, что порядок изменения условий таких договоров устанавливается постановлением администрации города Оренбурга. При этом условия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенных по результатам торгов в отношении места под установку рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть изменены, только если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах или в случаях, установленных нормативным актом. Условием договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, имеющем существенное значение для определения цены на торгах, является размер платы no договору, исходя из которого рассчитывается цена права заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выставляемой на торги.
Таким образом, неисполнение Управлением обязанности по уведомлению ООО "Оренбургская сервисная компания" об увеличении размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций нарушает баланс интересов сторон сделки, поскольку лишает общество права на отказ от договора в случае несогласия с изменением размера платы, либо на подготовку и направление протокола разногласий (в случае несогласия с содержанием дополнительного соглашения) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (п. 3.2.6 договоров в редакции дополнительных соглашений)", (абз.1-5 стр.29, абз.1 стр. 30 решения от 24.12.2019).
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что на момент проведения аукциона, любой его участник мог оценить свои затраты по договору, которые складывались из размера платы за право заключения (по предложению участника) и размера платы по договору. Одностороннее изменение порядка определения платы по договору после его заключения для участника аукциона означает существенное изменение его законных ожиданий затрат на его исполнение, то есть нарушение его законных интересов. Все неясности договора должны быть истолкованы в пользу ООО "Оренбургская сервисная компания", которое при подписании договора исходило из тех норм, которые были прямо прописаны в договоре.
ООО "Оренбургская сервисная компания" считает недопустимым произвольное распространение действия муниципального акта на ранее возникшие отношения и ранее заключенные договоры.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет. В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, организатором торгов - департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга размещено извещение о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", форма торгов - аукцион, открытый по составу участников; дата начала приема заявок на участие в торгах - 24.12.2013, дата окончания приема заявок на участие в торгах - 14.01.2014; дата подведения итогов рассмотрения заявок на участие в торгах - 21.01.2014; дата проведения торгов - 23.01.2014; торги проводятся по 14 лотам.
Приложением к извещению о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" является проект договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" (далее - проект договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).
Согласно п. 1.1. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, департамент за плату предоставляет рекламораспространителю право установить и эксплуатировать рекламную конструкцию на территории МО "город Оренбург", а рекламораспространитель обязуется произвести установку рекламной конструкции, осуществлять ее эксплуатацию и техническое обслуживание для распространении рекламы в строгом соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством в сфере наружной рекламы.
Департамент вправе в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке (п. 2.1.3. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).
Рекламораспространитель обязан своевременно вносить в полном объеме плату, определенную п. 4.1. настоящего договора. В случае получения от департамента дополнительного соглашения о перерасчете размера платы по настоящему договору в связи с изменением базовой ставки и (или) Порядка расчета платы рекламораспространитель обязан подписать полученное дополнительное соглашение в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (п. 3.2.6. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).
Рекламораспространитель вносит плату по настоящему договору согласно расчету (приложение N 2), являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора.
Размер годовой платы по настоящему договору рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" и составляет _____ руб. коп. (_______), в том числе НДС (п. 4.1. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).
В случае изменения Порядка расчета размера платы по настоящему договору размер платы подлежит пересмотру по инициативе департамента, оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору и направляется для подписания рекламораспространителю (п. 4.4. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).
Приложением N 2 к проекту договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций является Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" от N, которым установлена формула расчета платы, подлежащей перечислению по договору: П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где К4 - коэффициент, учитывающий территориальную привязку (т. 3, л.д. 176).
Согласно протоколу о результатах торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" от 23.01.2014 N 4, ООО "Оренбургская сервисная компания" признано победителем аукциона.
Департаментом и обществом (рекламораспространитель) 23.01.2014 заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", в том числе N N 14л-1376, 14д-1326, 14л-1325, 14д1315, 14д-1365, 14ц-1354, 14д-1353, 14д-1401, 14д-1366.
Заключенные договоры идентичны проекту договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, указаны лишь наименование рекламораспространителя (ООО "Оренбургская сервисная компания"), место установки и эксплуатации рекламной конструкции (пункт 1.2. договоров), тип и вид рекламной конструкции (пункт 1.3. договоров), размер годовой платы по договору (пункт 4.1. договоров). В приложениях N 2 к названным договорам содержатся расчеты размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции по каждому из договоров.
Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2016 N 146 утверждено Положение об Управлении по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга. Согласно указанному Положению, Управление учреждено в результате реорганизации в форме выделения из департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, является правопреемником департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в сфере наружной рекламы в соответствии с передаточным актом, осуществляет функции главного администратора доходов бюджета города.
Приказом начальника КРУ администрации г.Оренбурга от 21.02.2019 N 45-п назначена плановая выездная ревизия исполнения бюджета по доходам, законности и эффективности использования муниципального имущества в Управлении; проведение проверки поручено начальнику отдела финансового контроля и контроля за имуществом Жердевой Е.А., ведущему специалисту отдела финансового контроля и контроля за имуществом Душкину Е.Н.; в перечень основных вопросов, подлежащих проверке, включена проверка выполнения бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета; проверяемый период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
Приказ от 21.02.2019 N 45-п "О назначении плановой ревизии" принят начальником КРУ администрации г.Оренбурга в соответствии с п. 1.21. Порядка осуществления полномочий контрольно-ревизионным управлением администрации города Оренбурга по внутреннему муниципальному финансовому контролю, контролю за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также контролю за распоряжением, управлением, сохранностью и эффективным использованием муниципального имущества, утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 17.04.2014 N 769-п, п. 2.3. Положения о контрольно-ревизионном управлении администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 N 213, в соответствии с Планом контрольных мероприятий контрольно-ревизионного управлении администрации города Оренбурга, утвержденного распоряжением администрации города Оренбурга от 17.12.2018 N 92-р.
Начальником КРУ администрации г.Оренбурга 22.02.2019 утвержден рабочий план плановой выездной ревизии исполнения бюджета по доходам, законности и эффективности использования муниципального имущества в Управлении за период с 01.01.2017 по 31.03.2019. По вопросу проверки "Проверка выполнения бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета" в рабочем плане установлены следующий способ контроля и проверяемый период: сплошным порядком, за 2017 год. 2018 год, 1 квартал 2019 года, по длящимся отношениям с начала их возникновения по дату ревизии.
По результатам проверки проверяющими составлен акт ревизии от 10.04.2019.
Из акта ревизии следует, что размер платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург", действующим по состоянию на 01.05.2014 в соответствие Порядку, утвержденному Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795 Управлением не приведен, в результате чего за период с 01.01.2016 по 31.03.2019 по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций недоначислено к оплате и соответственно недополучены в бюджет города Оренбурга доходы в сумме 2 657 158,42 рублей, в том числе по ООО "Оренбургская сервисная компания" - 242370,51 рублей (приложение N 11 к акту).
В нарушение Решения Оренбургского городского Совета от 27.04.2017 N 321 изменение цены договоров, заключенных Управлением по результатам торгов, проведенных в 2014 году, на размер уровня инфляции не осуществлялось, в результате недополучен доход в бюджет города Оренбурга с 27.04.2017 по 31.03.2019 в сумме 2 214 544,19 рублей, в том числе по ООО "Оренбургская сервисная компания" в размере 303852,43 рублей (приложение N 13 к акту).
Руководителем КРУ администрации г.Оренбурга по результатам рассмотрения акта ревизии от 10.04.2019 принято решение о направлении объекту контроля Управлению предписания от 14.05.2019 N 13, согласно которому недополучено в бюджет города Оренбурга (недоначислено к оплате рекламораспространителям) по договором на установку и эксплуатацию рекламных конструкций за 2016 год - 1 квартал 2019 года 2 657 158,42 рублей, недополучен доход в бюджет города Оренбурга за период с 27.04.2017 по 31.03.2019 2 214 544,19 рублей. Управлению предписано в срок до 20.06.2019 произвести перерасчет оплаты по договорам, заключенным с рекламораспространителями в соответствии с условиями торгов и заключенных договоров и на основании решений Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795, от 27.04.2017 N 321.
Управлением в адрес ООО "Оренбургская сервисная компания" 21.05.2019 направлено требование N 01-23/1495 об уплате в течение 5 календарных дней с момента получения настоящего требования задолженности по договорам на право установки и эксплуатации рекламной конструкции на территории города Оренбурга в размере 242370,51 рублей. Указанное требование вынесено по договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" от 23.01.2014 N N 14л-1376, 14д-1326, 14л-1325, 14д-1315, 14д-1365, 14ц-1354, 14д-1353, 14д-1401, 14д-1366, на основании предписания КРУ администрации г.Оренбурга N 13 от 14.05.2019, акта от 10.04.2019 и приложения N 11 к акту.
Управлением в адрес ООО "Оренбургская сервисная компания" 21.05.2019 направлено уведомление N 01-23/1471 об изменении размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург", обществу предложено в течение 5 календарных дней с момента получения настоящего уведомления оплатить задолженность в размере 303852,43 рублей. Указанное уведомление вынесено по всем заключенным договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" на основании предписания КРУ администрации г.Оренбурга N 13 от 14.05.2019, акта от 10.04.2019 и приложения N 13 к акту.
Не согласившись с вынесенным предписанием КРУ администрации г.Оренбурга N 13 от 14.05.2019, ООО "Оренбургская сервисная компания" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что предписание в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Как следует из пункта 5 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.
Согласно пункту 5.1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является ни договором аренды, ни иным договором, предусматривающим переход права владения и пользования в отношении государственного либо муниципального имущества. Отношения по использованию земельных участков для размещения средств наружной рекламы оформляется специальным договором - договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, наделяющий хозяйствующий субъект правом на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника. При этом законом прямо установлен срочный характер такого договора и определен порядок его заключения - путем проведения торгов (конкурса или аукциона).
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 названного Кодекса.
Как следует из пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В силу пункта 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам.
Пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Судом первой инстанции установлено, что решением Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 N 223 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" (далее - Порядок N238).
Согласно указанному Порядку N 238, размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" определяется по следующей формуле (в рублях за год): П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где: П - плата, подлежащая перечислению по договору (рублей в год без НДС); БС - базовая ставка, размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС); S - площадь информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров); коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов рекламных конструкций; коэффициент К2, отражающий степень применения освещения рекламной конструкции; коэффициент К3, стимулирующий внедрение более сложных современных технологий; коэффициент К4, учитывающий территориальную привязку, в том числе Загородное шоссе - 1,5, иные улицы (проспекты - 1).
Департаментом и ООО "Оренбургская сервисная компания" 23.01.2014 заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" по каждому из названных договоров определена в соответствии с Порядком N 238.
Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" (далее - Порядок N 795), Порядок N 238 признан утратившим силу.
Согласно указанному Порядку N 795, размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" определяется по следующей формуле (в рублях за год): П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где: П - плата, подлежащая перечислению по договору (рублей в год без НДС); БС - базовая ставка, размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС); S - площадь информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров); коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов рекламных конструкций, коэффициент К2, отражающий степень применения освещения рекламной конструкции; коэффициент К3, стимулирующий внедрение более сложных современных технологий; коэффициент К4, учитывающий территориальную привязку.
Решением Оренбургского городского Совета от 27.04.2017 N 321 (вступает в силу со дня официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург", дата публикации - 03.05.2017) Порядок N 795 дополнен абзацем следующего содержания: "Размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" устанавливается на один год и ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург", изменяется Управлением на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор".
Как установлено судом первой инстанции, в ходе выездной плановой ревизии проверяющими КРУ администрации г. Оренбурга произведен перерасчет платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" по договорам от 23.01.2014 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" с учетом измененной величины коэффициента К4 за период с 01.01.2016 по 31.03.2019, сумма дополнительно начисленной платы - 242 370 руб. 51 коп. (приложение N 11 к акту ревизии). При проведении перерасчета учтены соглашения о замене лиц по отдельным договорам, соглашения о расторжении соглашений о замене лиц по отдельным договорам, изменение типа и места установки рекламной конструкции.
Также, в ходе выездной плановой ревизии проверяющими КРУ администрации г. Оренбурга произведен перерасчет платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" по всем заключенным с ООО "Оренбургская сервисная компания" договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" с учетом размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор.
Перерасчет произведен за период с 01.05.2017 по 31.03.2019, сумма дополнительно начисленной платы - 303 852 руб. 43 коп. (приложение N 13 к акту ревизии).
Как следует из заключенных департаментом и ООО "Оренбургская сервисная компания" договоров от 23.01.2014 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", департамент вправе в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке (пункт 2.1.3.); рекламораспространитель обязан своевременно вносить в полном объеме плату, определенную пункт 4.1. договора. В случае получения от департамента дополнительного соглашения о перерасчета размера платы по настоящему договору в связи с изменением базовой ставки и (или) Порядка расчета платы рекламораспространитель обязан подписать полученное дополнительное соглашение в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (пункт 3.2.6.); рекламораспространитель вносит плату по настоящему договору согласно расчету (приложение N 2), являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора. Размер годовой платы по настоящему договору рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" и составляет (указан размер платы по каждому договору), в том числе НДС (пункт 4.1.); в случае изменения Порядка расчета размера платы по настоящему договору размер платы подлежит пересмотру по инициативе департамента, оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору и направляется для подписания рекламораспространителю (пункт 4.4.).
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Презумпция добросовестности и разумности действий участников гражданского оборота предполагается в равной степени для обеих сторон договора, а при оценке условий договора в первую очередь определяется буквальное толкование его содержания, и только при неясности содержания - практика, установившаяся во взаимных отношениях сторон.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Оренбургская сервисная компания" на основании счетов-фактур Управления (департамента) в период со дня заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" (23.01.2014) по 31.03.2019 производило уплату платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с Порядком N 238, то есть без учета изменения величины коэффициента К4 и без учета размера уровня инфляции.
При этом условиями договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" предусмотрено право Управления в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке путем направления обществу дополнительных соглашений к договорам.
В случае получения от Департамента дополнительного соглашения о перерасчете размера платы по настоящему договору обязан рассмотреть и подписать полученное дополнительное соглашение или направить протокол разногласий (в случае несогласия с содержанием дополнительного соглашения) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (п. 3.2.6 договоров в редакции дополнительных соглашений).
Судом первой инстанции установлено, что при наличии правовых актов Оренбургского городского Совета, являющихся основанием для изменения цены договоров, Управлением в адрес ООО "Оренбургская сервисная компания" дополнительные соглашения к договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" для подписания не направлялись.
Само по себе наличие правовых актов органа местного самоуправления об изменении на будущее время порядка расчета платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций не является, согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, самостоятельным основанием для изменения условий спорного договора.
В указанных правовых актах не устанавливается цена конкретного договора и периоды внесения платы рекламораспространителем. Такие сведения должны быть указаны Управлением в приложениях N 2 к спорным договорам (абзацы 1 пункта 4.1. договоров).
Соответствующий порядок применения статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорным отношениям изложен в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах".
Кроме того, неисполнение Управлением обязанности по уведомлению ООО "Оренбургская сервисная компания" об увеличении размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций нарушает баланс интересов сторон сделки, поскольку лишает общество права на отказ от договора в случае несогласия с изменением размера платы.
Согласно оспариваемому предписанию N 13 от 14.05.2019 КРУ администрации г. Оренбурга предписало Управлению в срок до 20.06.2019 произвести перерасчет оплаты по договорам, заключенным с рекламораспространителями в соответствии с условиями торгов и заключенных договоров и на основании Порядка N 795 и Порядка N 321.
В пункт 1 оспариваемого предписания включена доначисленная обществу плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций в размере 242 370 руб. 51 коп. (изменение величины коэффициента К4), в пункт 4 предписания включена доначисленная обществу плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций в размере 303 852 руб. 43 коп. (увеличение платы на размер уровня инфляции).
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание (в оспариваемой ООО "Оренбургская сервисная компания" части) не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, являются верными.
Довод общества о том, что изменение размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" в связи с изменением Порядка расчета размера платы, утвержденного решением Оренбургского городского Совета, путем подписания дополнительных соглашений приведет к изменению условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Как следует из условий договоров и из буквального значения содержащихся в договорах слов и выражений судом установлено право департамента в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке (пункт 2.1.3.); обязанность рекламораспространителя в случае получения от департамента дополнительного соглашения о перерасчете размера платы по настоящему договору подписать полученное дополнительное соглашение или направить протокол разногласий (в случае несогласия с содержанием дополнительного соглашения) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (пункт 3.2.6.); размер годовой платы по договору рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" (пункт 4.1.); пересмотр по инициативе департамента размера платы по договору в случае изменения Порядка расчета размера платы по настоящему договору и оформление дополнительного соглашения, направление его для подписания рекламораспространителю (пункт 4.4.).
При таких обстоятельствах, стороны при заключении договоров согласовали возможность изменить размер платы на основании нормативного правового акта.
Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие материалам дела, сводятся к переоценке доказательств и обстоятельств спора, оснований для которой в силу положений статьи 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании вышеизложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется. Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы обществом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 500 руб. по платежному поручению от 13.01.2020 N 3, которая в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2019 по делу N А47-8186/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская сервисная компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Оренбургская сервисная компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению от 13.01.2020 N 3.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8186/2019
Истец: ООО "Оренбургская сервисная компания"
Ответчик: Контрольно-ревизионное управление администрации города Оренбурга, Управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга