город Томск |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А45-33120/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Новосибирской области (N 07АП-1463/2020) на решение от 09.01.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-33120/2019 (судья Рубекина И.А.) по заявлению Министерства труда и социального развития Новосибирской области, г. Новосибирск, к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области, г Новосибирск, о признании недействительными представления от 31.07.2019 N 51-18-19/10-9225 в части.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Перкова И.В., доверенность от 30.12.2019,
от заинтересованного лица: Макашенцева К.С., доверенность от 29.10.2018, Дербенева Н.С., доверенность от 21.03.2019.
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда и социального развития Новосибирской области (далее - заявитель, Министерство, Минтруда и соцразвития НСО) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФК по НСО, казначейство) о признании недействительными представления от 31.07.2019 N 51-18-19/10-9225 в части пунктов 1, 2.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Правилами N 861 не установлен предельный размер расходов по получателям бюджетных средств внутри субъекта Российской Федерации. Предельный размер расходов в 1,5% произведенных из бюджета Новосибирской области в целом по территориальным органам Министерства не превышен.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции по изложенным письменно основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением на основании приказов от 03.06.2019 N 458 "О назначении плановой выездной проверки в Министерстве труда и социального развития Новосибирской области", от 07.06.2019 N 478 "О внесении изменений в приказ Управления Федерального казначейства по Новосибирской области от 03.06.2019 N 458 "О назначении плановой выездной проверки в Министерстве труда и социального развития Новосибирской области", от 12.07.2019 N 587 "О продлении срока проведения плановой выездной проверки в Министерстве труда и социального развития Новосибирской области", от 12.07.2019 N 588 "О внесении изменений в приказ Управления Федерального казначейства по Новосибирской области от 03.06.2019 N 458 "О назначении плановой выездной проверки в Министерстве труда и социального развития Новосибирской области" проведена плановая выездная проверка использования субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 (далее - Правила N861) за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
В ходе проверки установлено, в частности то, что в проверяемом периоде 24 Отделами пособий и социальных выплат города Новосибирска и Новосибирской области (территориальными органами областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченными в сфере социальной защиты населения на территории Новосибирской области), допущены факты превышения предельного объема (1,5 %) расходования средств, выплаченных из бюджета Новосибирской области, на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, на оплату услуг почтовой связи, банковских услуг и компенсации затрат на обеспечение деятельности.
По итогам проверки УФК по НСО составлен акт выездной проверки от 17.07.2019, в адрес Министерства направлено представление от 31.07.2019 N 51-18-19/10-9225 (далее-Представление), в котором Управление, требовало Министерство рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения представления, а также указало о необходимости информирования УФК по НСО о результатах исполнения представления в 10-дневный срок со дня исполнения представления.
Министерство, ссылаясь на незаконность представления в части пункта 1 и пункта 2, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое представление в обжалуемой части соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
В период по 31.07.2017 Минтруда и соцразвития НСО действовало на основании Положения о Министерстве социального развития Новосибирской области, утвержденного Постановлением N 490-п. С 01.08.2017 Минтруда и соцразвития НСО действует на основании Положения о Министерстве труда и социального развития Новосибирской области, утвержденного Постановлением N 296-п.
Подпунктом 37 пункта 8 Постановления N 490-п и абзацем 8 подпункта 47 пункта 8 Постановления N 296-п установлено, что Минтруда и соцразвития НСО осуществляет полномочия по контролю за деятельностью подведомственных государственных учреждений Новосибирской области.
Согласно подпунктам 25, 26 пункта 13 Постановления N 490-п и подпунктам 28, 29 пункта 15 Постановления N 296-п Минтруда и соцразвития НСО осуществляет функции по контролю: за подведомственными получателями бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, а также за использованием субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из областного бюджета Новосибирской области.
Пунктом 4 Правил N 861 установлено, что форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (абзац 1).
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (абзац 2).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 861 за счет субвенций в пределах 1,5 процента средств, выплаченных из бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, могут осуществляться: расходы по оплате услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, определяемыми субъектами Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг; компенсация затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Порядка начисления и обеспечения выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2014 N 105-п, Министерство на основании полученных от центров социальной поддержки населения заявок на финансирование расходов по предоставлению компенсаций формирует сводную бюджетную заявку на финансирование расходов по предоставлению компенсаций и направляет ее в Минфин НСО.
После доведения Минфином НСО до Министерства объемов финансирования Министерство перечисляло денежные средства получателям бюджетных средств -территориальным органам министерства (отделам пособий и социальных выплат (до их ликвидации в 2019), в настоящее время - казенным учреждениям Новосибирской области -центрам социальной поддержки населения.
Согласно части 1 Закона Новосибирской области от 06.12.2013 N 380-ОЗ "О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области" установлено, что предоставление компенсации гражданину осуществляется территориальным органом областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения на территории Новосибирской области (далее -территориальный орган), по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина (далее - место жительства или место пребывания) по его выбору.
Постановлением администрации Новосибирской области от 27.12.2007 N 204-па "О территориальных органах министерства социального развития Новосибирской области" утверждены: -перечень территориальных органов Министерства социального развития Новосибирской области -10 Отделов пособий и социальных выплат города Новосибирска и 34 Отдела пособий и социальных выплат Новосибирской области;-Типовое положение о территориальном органе министерства труда и социального развития Новосибирской области -отделе пособий и социальных выплат.
Расчет и предоставление компенсаций расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области осуществлялись в 2017-2018 годах 44 Отделами пособий и социальных выплат города Новосибирска и Новосибирской области.
Из материалов дела следует, что проверкой выявлены факты превышения предельного объема (1,5 %) расходования средств, выплаченных из бюджета Новосибирской области, на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, на оплату услуг почтовой связи, банковских услуг и компенсации затрат на обеспечение деятельности в общей сумме 340 779,59 руб. за 2017 год, 229 987,43 руб. за 2018 год.
Так в частности в Отделе пособий и социальных выплат Венгеровского района Новосибирской области кассовые расходы по средствам субвенции, предоставленной из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, составили 4 261 074,26 руб. Фактически кассовые расходы на прочую закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд составили 77 394,15 руб. Подлежало не более 63 916,11 руб. (4 261 074,26*1,5%). Превышение составило 13 478,04 руб. (77394,15-63916,11);
-в Отделе пособий и социальных выплат Доволенского района Новосибирской области кассовые расходы по средствам субвенции, предоставленной из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, составили 6 526 735,18 руб. Фактически кассовые расходы на прочую закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд составили 109 735,18 руб. Подлежало не более 97 901,03 руб. (6 526 735,18 *1,5%). Превышение составило 11 834,15 руб. (109 735,18-97 901,03) и др.
Как верно отметил суд первой инстанции, тот факт, что в целом не допущено превышения объема расходования в 1,5 процента по Министерству, не свидетельствует о незаконности обжалуемого представления, учитывая, что оно направлено на принятие мер только по контролю за получателями денежных средств.
Невозможность соблюдения предельного объема расходования средств территориальными отделами Министерством в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждена.
Министерство, как главный распорядитель средств бюджета области, вправе анализировать заявки, контролировать подведомственные ему в 2017-2018 отделы пособий, не допуская отдельными отделами необоснованные расходы, сверх установленного предельного объема 1,5 % расходования средств.
Апелляционный суд отклоняет довод Министерства о том, что Правилами N 861 не установлен предельный размер расходов по получателям бюджетных средств внутри субъекта Российской Федерации, поскольку неравномерное распределение между территориальными отделами бюджетных средств не будет обеспечивать сбалансированности их финансирования.
Как верно отметил суд первой инстанции, вынесение казначейством оспариваемого представления, имеет направленность профилактического характера, направлено на предупреждение нарушения норм законодательства впредь, принято уполномоченным на то органом, действующему законодательству не противоречит.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении государственной пошлины апелляционным судом не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Минтруда и соцразвития НСО освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.01.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-33120/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-33120/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Томской области
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2336/20
16.03.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1463/20
09.01.2020 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-33120/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-33120/19