г. Хабаровск |
|
16 марта 2020 г. |
А73-10588/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Усенко Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубининой А.С.,
при участии в заседании:
от Управления лесами Правительства Хабаровского края ООО "Леспромэкспорт": представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леспромэкспорт"
на решение от 26.11.2019
по делу N А73-10588/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, г. Хабаровск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Леспромэкспорт" (ОГРН 1172724021040, г. Хабаровск)
о взыскании 53 317 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесами Правительства Хабаровского края (Управление лесами) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с ООО "Леспромэкспорт" (ООО "Леспромэкспорт") 53 317 руб.
Требование мотивировано причинением ущерба незаконной рубкой и повреждением до степени прекращения роста лесных насаждений.
Решением от 26.11.2019 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ООО "Леспромэкспорт" считает судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на не установление актом о лесонарушении лица, совершившего указанные деяния.
Отзыв на жалобу не направлен.
В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела 11.09.2018 между Управлением лесами (продавец) и ООО "Леспромэкспорт" (покупатель) на основании протокола от 30.08.2018 N 8 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора купли продажи лесных насаждений по Лоту N 8 заключен договор купли-продажи лесных насаждений N 103, по условиям которого покупателю в собственность передан лесной участок квартал N 177, выделы N N 4, 9, лесосека N 1, деляна N 1, находящийся в федеральной государственной собственности, расположенный по адресу: Хабаровский край, Комсомольский муниципальный район, Уктурское лесничество, Джаурское участковое лесничество.
В силу пункта 9 договора заготовка древесины производится в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, "Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки древесины) и иных правовых актов, регулирующих отношения лесопользования.
Согласно подпунктам "г", "д" пункта 15 договора покупатель имеет право выполнять лесосечные работы в соответствии с технологической картой лесозаготовительных работ, осуществлять складирование заготовленной древесины в местах, предусмотренных технологической картой лесосечных работ.
Лесной участок передан покупателю по акту приема-передачи N 34 от 18.09.2018.
10.10.2018 покупателем составлена технологическая карта N 4 лесосечных работ ООО "Леспромэкспорт", согласно которой в пределах выделов N N 4, 9, 10, за пределами лесосеки N 1, в соответствии с приложением к технологической карте "Схемы разработки лесосеки", имеются два трелевочных волока для вывоза древесины с лесосеки N 1 и складирования ее на погрузочном пункте, расположенном в выделе N 10.
Рубка лесных насаждений при эксплуатации указанных в технологической карте трелевочных волоков и погрузочного пункта договором купли-продажи лесных насаждений N 103 не предусмотрена.
06.12.2018 при проведении межведомственного профилактического мероприятия "Лес" группой в составе сотрудников управления лесами Правительства Хабаровского края, сотрудников филиала КГКУ Комсомольское
лесничество" "Уктурское лесничество", сотрудников УЭБ и ПК по Хабаровскому краю произведен осмотр квартала N 177 Уктурского лесничества Джаурского участкового лесничества, находящегося в Хабаровском крае, Комсомольском муниципальном районе.
В ходе проведения осмотра в выделе 10 (за пределами лесосеки согласно технологической карте) обнаружен склад древесины пород лиственница, пихта, ель.
07.12.2018 при осмотре верхнего склада и магистральных трелевочных волоков в квартале N 177 выделах N N 4, 7, 10 выявлено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в незаконной рубке лесных насаждений и повреждении до степени прекращения роста сырорастущих деревьев в количестве 48 штук.
Общий объем составил 8,12 куб.м, а именно: обнаружены поврежденные до степени прекращения роста деревья породы: лиственница в количестве 25 штук, пихта в количестве 2 штук, береза белая в количестве 19 штук и 2 (два) пня незаконно спиленных дерева породы лиственница.
По результатам осмотра составлен акт от 07.12.2018 N 11/04-18 "О лесонарушении", на основании которого в соответствии с таксами и методикой, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", определен размер ущерба, составивший 53 317 руб.
13.12.2018 исх.N 13-03/2534 в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости возместить ущерб в добровольном порядке, которое не исполнено.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд. Правоотношения сторон подлежат регулированию положениями Лесного и Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда, законодательства об охране окружающей природной среды, условиями заключенного договора.
В соответствии со статьями 3, 14 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 75 Лесного кодекса РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 75 Лесного кодекса РФ).
По договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса, осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных в пределах одной лесосеки (часть 4.1 статьи 75 Лесного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений (часть 7 статьи 29).
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29).
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 утверждены Правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации. Правилами предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, категориям рубок.
Перечень лесонарушений определен пунктом 12 названных Правил.
Так, согласно подпунктам "б" и "е" пункта 12 Правил заготовки древесины при заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах; запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации.
В силу статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса (статья 100 Лесного кодекса РФ).
На основании части 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 6 - 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49), основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу пункта 2 статьи 15 ГК под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49).
Как следует из материалов дела, при использовании указанных в "Технологической карте" трелевочных волоков и погрузочного пункта для вывоза и складирования заготовленной древесины допущено повреждение при расчистке отвалом бульдозера "Погрузочного пункта и 2-х трелевочных волоков" до степени прекращения роста деревья в количестве 46 штук и незаконно спилено 2 дерева породы лиственница.
Расчет убытков (вреда окружающей среде) произведен истцом на основании постановления Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" и постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; размер ущерба составил 53 317 руб.
Апелляционным судом расчет проверен и признан верным.
С учетом установленных обстоятельств и указанных норм права, заявленная сумма (53 317 руб.), в отсутствие оснований для применения статьи 401 ГК РФ, правомерно взыскана с ответчика в доход федерального бюджета.
Доводы жалобы о не установлении актом о лесонарушении лица, совершившего указанные деяния, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно составленной ответчиком 10.10.2018 технологической карте N 4 лесосечных работ в пределах выделов N N 4, 9, 10, за пределами лесосеки N 1, в соответствии с приложением к технологической карте "Схемы разработки лесосеки", имеются два трелевочных волока для вывоза древесины с лесосеки N 1 и складирования её на погрузочном пункте расположенном в выделе N 10.
При этом рубка лесных насаждений при эксплуатации указанных в технологической карте трелевочных волоков и погрузочного пункта, договором купли-продажи лесных насаждений N 103 не предусмотрена.
Иных договоров купли-продажи лесных насаждений, аренды лесных участков и т.д. расположенных в пределах квартала N 177, выделов N 4, 9, 10, за пределами лесосеки N1, между сторонами не заключалось.
06.12.2018 в ходе проведения межведомственного профилактического мероприятия "Лес" по результатам произведенного осмотра квартала N 177 Уктурское лесничество, Джаурского участкового лесничества, находящегося в Хабаровском крае, Комсомольском муниципальном районе, в выделе 10 (за пределами лесосеки согласно технологической карте) обнаружен склад древесины пород лиственница, пихта, ель.
При осмотре верхнего склада и магистральных трелевочных волоков в квартале N 177 выделах N N 4, 7, 10 обнаружены поврежденные до степени прекращения роста деревья породы: лиственница в количестве 25 штук, пихта в количестве 2 штук, береза белая в количестве 19 штук и 2 (два) пня незаконно спиленных дерева породы лиственница.
Указанное свидетельствует о выявлении в результате обследования нарушения требований лесного законодательства, выразившегося в незаконной рубке лесных насаждений и повреждении до степени прекращения роста сырорастущих деревьев в количестве 48 штук; общий объем - 8,12 куб.м.
При этом, по характерным следам установлено, что повреждение до степени прекращения роста деревьев допущено в результате расчистки отвалом бульдозера погрузочной площадки и магистральных трелевочных волоков.
На расстоянии 3-х километров от погрузочной площадки в выделе N 9 квартала N 193 Джаурского участкового лесничества расположена лесозаготовительная вахта.
На момент осмотра данной площадки на ней находилось два жилых вагончика на колесном шасси зеленого и красного цветов, вагон-кухня красного цвета, бульдозер Коматцу Д 65 Е, автомобиль Урал, оборудованный манипуляторной установкой, трелевочный трактор "Скидр" Джон Диар, автомобиль Камаз, оборудованный канатной установкой, бензопила Хускварна 365 SP, оборудованная пильной шиной и цепью.
Согласно пояснениям находящихся на вахте граждан, - последние работают в ООО "Леспромэкспорт", а вся техника принадлежит данной организации. Разработку лесосеки в квартале N 177 Джаурского участкового лесничества производила бригада ООО "Леспромэкспорт" в ноябре 2018 года.
Сотрудниками УЭБ и ПК по Хабаровскому краю произведено изъятие бензопилы Хускварна 365 SP и бульдозера Коматцу Д 65 Е.
Указанное подтверждает факт причинения ущерба именно ответчиком.
Кроме того, заявленные требования обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя обязательств по договору купли-продажи лесных насаждений от 11.09.2018, выразившихся в нарушении требований заготовки древесины при использовании трелевочных волоков и склада заготовленной древесины, учитывая, что повреждения и рубки обнаружены в районе используемой ответчиком территории.
Таким образом, ответчик при производстве работ по заготовке древесины не обеспечил соблюдение обязательных требований Закона об охране окружающей среды, Правил санитарной безопасности в лесах, Правил заготовки древесины, тем самым допустил нарушения лесного законодательства, а также нарушение условий договора купли-продажи лесного участка, при использовании лесных участков.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, в связи с чем решение отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.11.2019 по делу N А73-10588/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10588/2019
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОМСОМОЛЬСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО", Управление лесами Правительства Хабаровского края
Ответчик: ООО "Леспромэкспорт"