город Воронеж |
|
6 марта 2020 г. |
Дело N А35-9712/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 марта 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания": Мятечкина И.И. - представитель по доверенности от 17.02.2020;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: Исаенко Н.В. - представитель по доверенности N 1265 от 18.04.2019;
от прокурора Курской области: Тинькова Н.Н., удостоверение;
от Комитета по тарифам и ценам Курской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания "Железногорский дом-интернат ветеранов труда": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии с Арбитражным судом Курской области апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 07.08.2019 по делу N А35-9712/2018 и дополнительное решение Арбитражного суда Курской области от 11.12.2019 по делу N А35-9712/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (ОГРН 1064633003038, ИНН4633017746) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области о признании недействительным решения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Комитет по тарифам и ценам Курской области, Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", при участии прокурора Курской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (далее - ООО "Региональная Энергосбытовая Компания", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области) от 06.11.2018 по делу N 04-05/01-2018 и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23.10.2018.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц: Комитета по тарифам и ценам Курской области, Областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", прокурора Курской области.
Одновременно ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" направило жалобу на указанные решение и предписание в Федеральную антимонопольную службу, воспользовавшись институтом внутриведомственной апелляции ФАС России.
Решением от 29.01.2019 коллегиального органа Федеральной антимонопольной службы - Апелляционной коллегией Федеральной антимонопольной службы предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23.10.2018 по делу N 04-05/01-2018 о нарушении антимонопольного законодательства изменено в части действий, предписываемых для исполнения ООО "Региональная Энергосбытовая Компания", пункт 1 резолютивной части предписания от 23.01.2018 изложен в новой редакции: "ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" прекратить нарушение антимонопольного законодательства в месячный срок путем произведения перерасчета стоимости электрической энергии в отношении ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат" с учетом потребления электрической энергии в жилых помещениях и в соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования". В остальной части ФАС России не установлено нарушение единообразии применения антимонопольного законодательства УФАС по Курской области.
26.02.2019 ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" обжаловало решение Апелляционной коллегии Федеральной антимонопольной службы по жалобе ООО "РЭК" на решение и предписание УФАС по Курской области по делу N 04-05/01-2018 в Арбитражный суд города Москвы в соответствии с правилами подсудности (дело N А40- 51177/19-148-298).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2019 по делу N А40-1177/19-148-298 производство по данному делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А35-9712/2018.
В процессе рассмотрения Арбитражным судом Курской области дела N А35-9712/2018 представитель заявителя уточнил заявленные требования в части признания недействительным предписания, и просил признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23.10.2018 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выданное обществу с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания", с учетом изложенного в новой редакции пункта 1 предписания на основании решения Апелляционной коллегии Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2019.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненные требования были приняты судом.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.08.2019 по делу N А35-9712/2018 в удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 06.11.2018 по делу N 04-05/01-2018 отказано.
Определением суда от 07.08.2019 по делу N А35-9712/2018 заявленное обществом с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" требование о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23.10.2018 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (307170, Курская область, г. Железногорск, ул. Гагарина, д. 28, ИНН 4633017746), с учетом изложенного в новой редакции пункта 1 предписания на основании решения Апелляционной коллегии Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2019, оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с указанным решением Арбитражного суда Курской области от 07.08.2019 по делу N А35-9712/2018, ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" обжаловало его в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" также обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило определение Арбитражного суда Курской области от 07.08.2019 по делу N А35-9712/2018 об оставлении заявления без рассмотрения требования общества о признании недействительным предписания отменить и принять по делу новый судебный акт.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 определение Арбитражного суда Курской области от 07.08.2019 по делу N А35-9712/2018 об оставлении заявления без рассмотрения отменено; вопрос о рассмотрении требования о признании недействительным предписания направлен в Арбитражный суд Курской области для разрешения по существу.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 07.08.2019 по делу N А35-9712/2018 приостановлено до вынесения Арбитражным судом Курской области дополнительного решения по делу N А35-9712/2018.
Дополнительным решением Арбитражного суда Курской области от 11.12.2019 по делу N А35-9712/2018 в удовлетворении заявленного ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" требования о признании недействительным предписания от 23.10.2018 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выданного ООО "Региональная Энергосбытовая Компания", с учетом изложенного в новой редакции пункта 1 предписания на основании решения Апелляционной коллегии Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2019, отказано.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда производство по делу N А35-9712/2018 возобновлено.
Не согласившись с дополнительным решением Арбитражного суда Курской области от 11.12.2019 по делу N А35-9712/2018, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" обжаловало его в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционных жалобах на решение Арбитражного суда Курской области от 07.08.2019 по делу N А35-9712/2018 и дополнительное решение Арбитражного суда Курской области от 11.12.2019 по делу N А35-9712/2018 ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" указывает на то, что судом не исследовался вопрос, о том, что объектами поставки электрической энергии являются не только жилое здание дома-интерната, но и другие отдельно стоящие нежилые помещения (здания), находящиеся в оперативном управлении ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" и уличное освещение, также не исследовался вопрос о том, по каким тарифам должна осуществляться поставка электрической энергии в данные нежилые помещения. ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" не обеспечен раздельный учет электрической энергии, несмотря на то, что техническая возможность установки прибора учета и обеспечение раздельного учета электрической энергии имеется. Более того, ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" является бюджетным некоммерческим учреждением, располагается в жилом здании, в котором часть помещений, отведена под административные помещения (приемная, кабинеты директора, зам. директора, бухгалтерии, отдела кадров, инженера, архив и т.д.). Поскольку данные помещения не предназначены для проживания граждан и потребление электроэнергии производится не гражданами, поставляемая в данные помещения электрическая энергия используется на нужды учреждения, в целях осуществления им административно-управленческих функций. Судом области не принято во внимание, что ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" в соответствии с уставом учреждения осуществляет в том числе внебюджетную деятельность, доходы от которой поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Вывод суда области о применении при расчете стоимости электроэнергии тарифа для потребителей, приравненных к категории "население" не соответствует требованиям действующего законодательства. Также судом не учтено, что в договоре о предоставлении социальных услуг в стационарной форме с гражданами не предусмотрены условия по предоставлению коммунальных услуг и оплата данных услуг. Кроме того, в решении Курское УФАС России указало, что ООО "РЭК" неправомерно производило расчет с ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" в рамках государственного контракта с использованием нерегулируемых цен на электрическую энергию и с данным выводом согласился арбитражный суд Курской области, что отражено в решении от 07.08.2019 г. по делу N А35-9712/2018, а в разъяснениях предписания Курское УФАС России указывает на перерасчет только по жилому зданию.
Таким образом, заявитель полагает, что в оспариваемых решении и предписании антимонопольного органа содержатся противоречивые выводы, более того требования антимонопольного органа, содержащиеся в предписании и разъяснениях к нему не исполнимы в действительности и незаконны.
В отзыве на апелляционные жалобы УФАС по Курской области ссылается на то, что оспариваемые решение и предписание по делу 04-05/01-2018 вынесены Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области в полном соответствии с действующим законодательством, не нарушают прав и законных интересов Заявителя, не возлагают на Заявителя не предусмотренных законом обязанностей. Здание дома-интерната труда является жилым, все помещения, входящие в состав данного здания, предназначены для обеспечения жизнедеятельности проживающих в них граждан (проживание престарелых инвалидов, нуждающихся в уходе), и относятся к специализированному жилищному Фонду. Весь объем израсходованной электрической энергии необходим для обеспечения граждан, проживающих в ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", социальными услугами, которые в составе платы за предоставленные услуги социального характера оплачивают и коммунальную услугу электроснабжения. По договору о предоставлении социальных услуг ветеранам труда получатель социальной услуги осуществляет оплату всех расходов, связанных с его содержанием, в том числе в том числе выплаты обслуживающему персоналу и оплату всех коммунальных услуг, поставленных в жилое здание. Следовательно, при расчете стоимости коммунальных услуг, поставленных в жилое здание дома-интерната ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", энергоснабжающие организации должны были применять тариф для потребителей, приравненных к категории "население".
Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" в своем отзыве на апелляционные жалобы указывает на то, что из содержания Устава ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" следует, что учреждение является некоммерческой государственной организацией, осуществляющей социальное обслуживание в стационарной форме на условиях постоянного, временного и пятидневного (в неделю) круглосуточного проживания ветеранов труда, а также граждан в возрасте старше 18 лет, в том числе инвалидов. Основной целью деятельности учреждения является осуществление социального обслуживания с обеспечением проживания, а также учреждение предоставляет следующие виды услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические и другие. Получатели социальных услуг в стационарной форме имеют регистрацию по месту проживания в ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда". По мнению Учреждения, при определении стоимости поставленной электрической энергии подлежит применению тариф, установленный для категории "население". Оспариваемое предписание является исполнимым и направлено на устранение выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
В отзыве на апелляционные жалобы прокурор Курской области ссылается на то, что потребителями услуг, оказываемых ООО "РЭК" государственному контракту энергоснабжения N Э0013/17/04 от 01.01.2017, фактически являются престарелые граждане и инвалиды, проживающие в доме-интернате в основном на постоянной основе. Осуществляя функция наймодателя для жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан, ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" обязан заключить договоры с исполнителями коммунальных услуг. То обстоятельство, что абонентом является государственное учреждение, само по себе не исключает возможности применения при расчетах за оказываемые услуги тарифов, установленных для группы "население". Доводы заявителя о возможности установки приборов раздельного учета являются несостоятельными ввиду того, что все помещения в жилом помещении предназначены для удовлетворения получателями социальных бытовых услуг и иных нужд, связанных с проживанием.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Комитета по тарифам и ценам Курской области и Областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" не явились.
В связи с наличием доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Комитета по тарифам и ценам Курской области и Областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания "Железногорский дом-интернат ветеранов труда".
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, заслушав представителей ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (далее - ООО "РЭК", Общество) зарегистрировано по адресу: 307179, Курская область, г. Железногорск, ул.Ленина, д. 59, кв. V, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.02.2006, ОГРН 1064633003038, ИНН 4633017746.
20.10.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступило заявление областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания (ОБУ ССО) "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" (далее также - Учреждение) с жалобой на неправомерные, по мнению заявителя, действия ООО "РЭК", выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при расчете стоимости услуг энергоснабжения по государственному контракту от 01.01.2017 N Э0013/17/04 (л.д.99, т.2).
Антимонопольным органом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" занимает доминирующее положение в сфере торговли электроэнергией на территории зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика в Курской области в географических границах, определенных постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 05.10.2006 N 69, с долей 100%, в связи с чем, ООО "РЭК" при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как следует из материалов дела, между ООО "РЭК" (гарантирующий поставщик) и ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" (потребитель) заключен государственный контракт энергоснабжения от 01.01.201 N Э0013/17/04 (далее также - Контракт)- т. 1 л.д.104-122, в рамках которого гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии (мощности) покупателю в точках поставки, указанных в Приложении N 3 к контракту, а также оказывает услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией покупателя (потребителя), а покупатель (потребитель) оплачивает приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В Приложении N 3 ( т. 1 л.д. 118) к государственному контракту энергоснабжения от 01.01.201 NЭ0013/17/04 стороны согласовали перечень точек поставки и точек учета в здание ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", расположенное по адресу: Курская область, г. Железногорск, проезд Ветеранов, 10.
Т.е. объектом поставки электрической энергии является здание дома-интерната
Согласно пункту 5.4 государственного контракта энергоснабжения от 01.01.201 N Э0013/17/04 оплата за электрическую энергию производится по нерегулируемой цене, выбранной заказчиком в установленном порядке, за исключением фактических объемов поставки электрической электроэнергии населению и приравненных нему категориям потребителей. Поставка электрической электроэнергии населению и приравненных к нему категорий потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В ходе исполнения Контракта между сторонами возникли разногласия относительно применения при определении стоимости поставленной электрической энергии ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" тарифов, установленных регулирующим органом для категорий потребителей "население" и "прочие потребители".
ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", не согласившись с тарифами при расчете за электроэнергию, применяемыми ООО "РЭК", направило в адрес поставщика письма ( N 368 от 21.09.2016, N 425 от 24.10.16), в которых просило произвести перерасчет платы за электрическую энергию, применив тариф, установленный для категории потребителей, которые приравнены к населению. В ответ на указанные обращения заявитель письмом N 942 от 11.08.2015 сообщил, что оснований для поставки по регулируемым ценам не имеется.
Приказом заместителя руководителя Управления ФАС по Курской области Волковой М.В. от 22.01.2018 N 16 возбуждено производство по делу N04-05/01-2018 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" со стороны ООО "РЭК" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, а именно в применении при взаиморасчетах с ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" по государственному контракту энергоснабжения от 01.01.2017 N Э00113/17/011 нерегулируемой цены на поставку электрической энергии, результатом которого явилось ущемление интересов иных лиц, в том числе ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" (л.д.228, т.3).
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением ФАС по Курской области принято решение от 06.11.2018 (резолютивная часть оглашена 23.10.2018) по делу N 04-05/01-2018, согласно которому ООО "РЭК" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, а именно в применении при расчетах по государственному контракту энергоснабжения от 01.01.2017 N Э00113/17/011 с ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", расположенном в здании по адресу: Курская область, г. Железногорск, проезд Ветеранов, д. 10, нерегулируемой цены в отношении поставляемой электрической энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" и иных лиц, в том числе граждан, получающих социальные услуги по договорам о предоставлении социальных услуг в ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда"- т. 6 л.д.3-13.
23.10.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области в адрес общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (307170, Курская область, г. Железногорск, ул. Гагарина, д. 28, ИНН 4633017746) выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому Обществу предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для чего при исполнении обязательств по оказанию услуг энергоснабжения с ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", расположенного в здании по адресу: Курская область, г. Железногорск, проезд Ветеранов, дом 10, не допускать расчетов по нерегулируемой цене (пункт 1)- т. 6 л.д.14.
Решением от 29.01.2019 Апелляционной коллегии Федеральной антимонопольной службы изменено предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23.10.2018 по делу N 04-05/01-2018 о нарушении антимонопольного законодательства в части действий, предписываемых для исполнения ООО "Региональная Энергосбытовая Компания", пункт 1 резолютивной части предписания от 23.01.2018 изложен в новой редакции: "ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" прекратить нарушение антимонопольного законодательства в месячный срок путем произведения перерасчета стоимости электрической энергии в отношении ОБУССО "Железногорский дом-интернат" с учетом потребления электрической энергии в жилых помещениях и в соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования"- т. 6 л.д.106-114.
Таким образом, решением от 29.01.2019 Апелляционной коллегии Федеральной антимонопольной службы фактически уточнено предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23.10.2018 по делу N 04-05/01-2018, в части срока и способа исполнения данного правового акта.
ООО "Региональная Энергосбытовая Компания", полагая, что оспариваемые решение от 06.11.2018 по делу N 04-05/01-2018 и предписание от 23.10.2018 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выданного ООО "Региональная Энергосбытовая Компания", с учетом изложенного в новой редакции пункта 1 предписания на основании решения Апелляционной коллегии Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2019
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Как установлено Курским УФАС России и не оспаривается обществом, ООО "РЭК" занимает доминирующее положение в сфере торговли электроэнергией на территории зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика в Курской области в географических границах, определенных постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 05.10.2006 N 69, с долей 100%.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции, помимо доминирующего положения, необходимо доказать, что он совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что антимонопольным органом доказан факт нарушения ООО "РЭК" требований статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в том, что обществом неправомерно производился расчет с учреждением в рамках государственного контракта с использованием нерегулируемых цен на электрическую энергию, результатом чего явилось ущемление прав конкретных лиц (ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда") и неопределенного круга (граждан, получающих социальные услуги по договорам о предоставлении социальных услуг в ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда").
В оспариваемом решении от 06.11.2018 по делу N 04-05/01-2018 антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении ООО "РЭК" порядка ценообразования, а именно в применении при расчетах по государственному контракту энергоснабжения N30013/17/04 от 01.01.2017 с ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", расположенным в здании по адресу: Курская обл., г.Железногорск, пр-д Ветеранов, д. 10, нерегулируемой цены в отношении поставляемой электрической энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" и иных лиц, в том числе граждан, получающих социальные услуги по договорам о предоставлении социальных услуг в ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда".
Как следует из материалов 01.01.2017 между ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" и ООО "РЭК" заключен государственный контракт энергоснабжения N Э0013/17/04.
Согласно п. 1.1 государственного контракта энергоснабжения N Э0013/17/04 гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств заказчика, и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии заказчику, а заказчик обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги на условиях, установленных настоящим контрактом.
В Приложении N 3 к государственному контракту энергоснабжения от 01.01.201 NЭ0013/17/04 стороны согласовали перечень точек поставки и точек учета в здание ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", расположенном по адресу: Курская область, г. Железногорск, проезд Ветеранов, 10.
Объектом поставки является здание дома-интерната труда, расположенное по адресу: Курская область, г. Железногорск, проезд Ветеранов, 10.
Согласно пункту 5.4 государственного контракта энергоснабжения от 01.01.201 N Э0013/17/04 оплата за электрическую энергию производится по нерегулируемой цене, выбранной заказчиком в установленном порядке, за исключением фактических объемов поставки электрической электроэнергии населению и приравненных нему категориям потребителей. Поставка электрической электроэнергии населению и приравненных к нему категорий потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В ходе исполнения Контракта поставщик определял стоимость поставленной электрической энергии ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", исходя из тарифов, установленных регулирующим органом для категорий потребителей "прочие потребители".
При этом, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.04.2016 N 46-46-07/005/2009-428 ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" в оперативное управление передано здание дома-интерната с кадастровым номером 46:30:000044:357, общей площадью 8847,20 кв. м 5 этажей, расположенное по адресу: город Железногорск, проезд Ветеранов, 10, с назначением - жилое помещение.
Указанное здание в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 27.04.2016 г. N 46-46-07/005/2009-428 находится в оперативном управлении у ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда".
Согласно пункта 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 19 ЖК РФ установлено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется, в том числе на специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда определены в статье 92 ЖК РФ.
Согласно пункту 1 указанной статьи к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; 8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статье 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции пояснило, что решение об отнесении здания дома-интерната труда, расположенного по адресу: Курская обл., г. Железногорск, пр-д Ветеранов, д. 10, к специализированному жилищному фонду в установленном порядке органом управления государственным или муниципальным жилищным фондом не принималось.
Согласно пункту 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.
В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.
В пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается в силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Как подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.04.2016 N 46-46-07/005/2009-428, кадастровым паспортом, заключением ОГУП "КУРСКОБЛКОММУНПРОЕКТ" N2-35-2007, все здание дома-интерната труда, расположенное по адресу: Курская обл., г.Железногорск. пр-д Ветеранов, д. 10. является жилым.
В соответствии с заключением по вместимости существующих помещений ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", сделанным ОГУП "Курскоблкоммунпроект" в 2007 году, общая площадь жилых помещений в здании интерната составляет 2408,1 кв. м; площадь помещений для медицинского обслуживания, профессиональной деятельности, культурно-массового и административно-бытового обслуживания составляет - 856,6 кв. м; столовая и помещения кухни- 402,5 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.04.2016 N 46-46-07/005/2009-428 ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" в оперативное управление передано здание дома-интерната с кадастровым номером 46:30:000044:357, общей площадью 8847,20 кв. м 5 этажей, расположенное по адресу: город Железногорск, проезд Ветеранов, 10, с назначением - жилое помещение.
В соответствии с пп. 1-2 Положения о доме-интернате для престарелых и инвалидов, утв. приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27.12.1978 N 145, действовавшем в период создания Железногорский дома-интерната ветеранов труда, дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
В зависимости от контингента проживающих дома-интернаты подразделяются на дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет и "Пансионат ветеранов труда".
Как предусмотрено Уставом ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", утвержденным приказом Комитета социального обеспечения Курской области от 20.04.2016 N 108 (далее - Устав), указанное учреждение создано в соответствии с решением от 24.10.1985 N434 Курским областным Советом народных депутатов, исполкома областного Совета народных депутатов по согласованию с Министерством социального обеспечения РСФСР.
В соответствии с абз. 3 ст. 1 Закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", утратившего силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др. вошли в жилищный фонд, как специализированные дома.
Статья 12 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" ранее предусматривала возможность проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания с предоставлением им права на обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.
В силу пункта 8 действующих Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.
При этом в домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности. В силу пункта 11 этих Правил в качестве жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан используются специально построенные или приспособленные для таких целей здания.
Таким образом, на момент создания ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" указанное учреждение применялось для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании и с изданием Закона от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" вошло в жилищный фонд, как специализированное жилое здание.
Граждане, проживающие в здании по поезду Ветеранов, 10, г.Железногорска, имеют там постоянную прописку по месту жительства, с ними заключены договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.05.2016 N 69 (СП 2.1.2.3358-16), в организациях стационарного социального обслуживания предусматриваются основные группы помещений:
- для приема лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- для проживания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- для лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, предусматриваются помещения для организации питания, медицинского, административно-бытового обслуживания, культурно-массового и физкультурно-оздоровительных назначения, профессиональной подготовки и социальной адаптации;
- хозяйственные помещения;
- санитарно-бытовые помещения для обслуживающего персонала организации социального обслуживания.
Исходя из комплексного анализа вышеуказанных норм и правил, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся не только помещения, предназначенные непосредственно для проживания, но и иные помещения, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности проживающих в них граждан.
Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ установлено, что социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальные услуги могут оказываться в стационарной форме их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Таким образом, договор социального обслуживания включает в себя элементы договора найма специализированного жилого помещения в стационарном учреждении социального обслуживания.
В силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Аналогичная норма закреплена в части 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из содержания Устава ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат" следует, что последнее является учреждением социального обслуживания ветеранов труда, а также граждан в возрасте старше 18 лет, в том числе инвалидов, признанных нуждающимися в социальных услугах в стационарной форме социального обслуживания на условиях постоянного, временного и пятидневного (в неделю) круглосуточного проживания и обслуживания. Основной целью деятельности учреждения, наряду с другими, является предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг в соответствии с Перечнем, утвержденным Законом Курской области от 05.12.2014 N 94-ЗКО "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Курской области".
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "Об основах социального обслуживания" социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме ( ст. 19 Федерального закона "Об основах социального обслуживания").
Социальные услуги в стационарной форм предоставляются их получателям при постоянном, временном или пятидневном круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели указанных услуг обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных п.1-7 настоящего федерального закона.
Судом области установлено, что между ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" (исполнитель) и проживающим гражданином (заказчик) заключен договор о предоставлении социальных услуг (далее - Договор).
Во исполнение Договора ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" предоставляет проживающему гражданину социальные услуги, а заказчик обязуется оплачивать данные услуги, за исключением случаев, когда действующим законодательством предусмотрено предоставление услуг бесплатно.
Пунктом 11 Договора установлен размер среднедушевого дохода заказчика на день заключения договора.
В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утв. постановлением Правительства от 01.12.2014 N 1285 (далее - Методические рекомендации), подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 Методических рекомендаций подушевые нормативы определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.
В силу п. 5 Методических рекомендаций к прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся зависящие от численности получателей социальных услуг расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают: а)расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу; б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.): в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.
Таким образом, получатель социальной услуги по договору с ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" осуществляет, в том числе, оплату всех расходов, связанных с его содержанием, в том числе выплаты обслуживающему персоналу и оплату всех коммунальных услуг, поставленных в занимаемое ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" здание.
С учетом изложенного следует, что отсутствие решения уполномоченного органа о включении здания дома-интерната в специализированный жилищный фонд в установленном действующим законодательством порядке, не изменяет в данном случае ни статуса спорных жилых помещений, ни цели их использования на протяжении периода действия учреждения с момента его создания.
Из анализа положений статьи 92, 96, 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 следует, что к жилым помещениям специализированного жилого фонда относятся не только помещения, предназначенные непосредственно для проживания, но и иные помещения, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности проживающих в них граждан, входящие в состав специализированного жилого фонда.
Учитывая, что граждане, проживающие в здании дома-интерната, имеют там постоянную регистрацию по месту постоянного жительства, потребителями услуг, оказываемых по заключенному между сторонами государственному контракту, фактически являются престарелые граждане, проживающие в доме-интернате на постоянной основе.
Весь объем потребленной электроэнергии, поставленный ООО "РЭК" в помещения Учреждения, используется для целей обеспечения условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, то есть направлен на осуществление основной цели деятельности Учреждения.
Апелляционная коллегия отмечает, что обжалуемые Обществом, решение и предписание приняты в отношении необходимости применения в расчетах по стоимости коммунальных услуг, поставленных в жилое здание дома-интерната, тарифа для потребителей, приравненных к категории население.
Доводы ООО "РЭК" относительно наличия необходимости установки в ОБУССО "Железногорский дом-интернат" приборов раздельного учета электроэнергии отклоняются коллегией. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, здание дома-интерната является жилым, а соответственно все помещения в здании ОБУССО "Железногорский дом-интернат" предназначены для удовлетворения получателями социальных услуг бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещений. Исходя из целей создания указанного учреждения все помещения, используются для обслуживания проживающих там лиц.
То обстоятельство, что абонентом является ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" - бюджетное учреждение, само по себе не исключает возможности применения при расчетах за оказываемые услуги тарифов, установленных для группы "население".
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 2 статьи 23, пунктов 1 и 4 статьи 23.1, статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) подлежат государственному регулированию.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, предусмотрено, что к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В группе "прочие потребители" указаны потребители, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, а также физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 67 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в Приложении N 1.
Согласно Приложению N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), относятся исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
Следовательно, при расчете стоимости коммунальных услуг, поставленных в жилое здание дома-интерната ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", энергоснабжающие организации, в том числе ООО "РЭК", должны были применять тариф для потребителей, приравненных к категории "население".
Довод ООО "РЭК" о том, что ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" в жилом здании дома-интерната труда, расположенного по адресу: Курская обл., г.Железногорск, пр-д Ветеранов, д. 10, осуществляет коммерческую деятельность, несостоятелен, исходя из следующего.
Частью 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Согласно пункту 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 данной статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Также бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
В соответствии с п. 1.2 Устава ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", указанное учреждение является некоммерческой государственной организацией социального обслуживания.
Согласно чч. 1-2 ст. 2, ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
В соответствии с п. 2.1 Устава основной целью деятельности ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" является предоставление проживающим социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг и условиями договоров, заключенных с проживающими или их законными представителями, на основании требований действующего законодательства.
Указанное учреждение создано для предоставления ветеранам труда, а также гражданам старше 18 лет ( в том числе инвалидам) социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания на условиях постоянного, временного и пятидневного (в неделю) круглосуточного проживания и обслуживания.
В соответствии с Положением о предоставлении дополнительных платных услуг в ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", утвержденным приказом от 01.08.2016 N 131, дополнительная платная услуга представляет собой услугу, оказываемую Учреждением сверх деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Согласно указанному Положению, ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" предоставляет дополнительные платные услуги в соответствии с настоящим Положением и Уставом Учреждения с целью повышения эффективности работы, повышения качества предоставляемых услуг и привлечения финансирования для обеспечения и развития материально-технической базы учреждения.
Однако п. 2.1 данного положения установлено, что целью оказания дополнительных платных услуг является: повышение эффективности работы, улучшение качества предоставляемых социальных услуг, привлечение дополнительных финансовых средств для обеспечения, развития и совершенствования социальных услуг, расширение материально-технической базы.
Следовательно, основной целью деятельности ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", в том числе при предоставлении дополнительных услуг, является уход за гражданами - получателями социальных услуг с обеспечением проживания, с предоставлением социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических и прочих услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту.
Таким образом, предоставление дополнительных платных услуг ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" направлено не на извлечение прибыли, а на улучшение качества социального обслуживания граждан, т.е. на осуществление уставной деятельности Учреждения.
Из пункта 3.7 Устава Учреждения следует, что финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета и за счет средств проживающих, поступающих в качестве платы по договору за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Средства получателей социальных услуг при предоставлении Учреждением социальных услуг за плату или частичную плату являются только одним из возможных источников финансирования учреждения.
При указанных обстоятельствах получение платы за дополнительные услуги, предоставляемые Учреждением, не может рассматриваться как основание для применения по расчетам за электроэнергию тарифа "прочие потребители".
Антимонопольным органом правомерно установлено, что плата за весь объем электроэнергии, поставленный ООО "РЭК" для ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" в здание дома-интерната, расположенного по проезду Ветеранов, 10, г. Железногорска, в нарушение пункта 67 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и пункта 5.4 государственного Контракта, рассчитывалась по нерегулируемой цене.
Довод ООО "РЭК" о том, что общество правомерно производило расчет за потребленную электрическую энергию по свободным (нерегулируемым ценам), ссылаясь на разъяснение Комитета по тарифам и ценам Курской области, отклоняется как несостоятельный.
Как установлено судом области ООО "РЭК" обратилось в Комитет по тарифам и ценам Курской области с просьбой дать разъяснение относительно тарифа, применяемого для ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" при поставке электроэнергии.
Комитетом по тарифам и ценам Курской области ООО "РЭК" был дан ответ (исх. N 07.1-03-09/3362 от 08.11.2016), в котором он разъяснил, что электрическая энергия (мощность) может поставляться по регулируемым ценам (тарифам) только в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, то есть должен быть налажен раздельный учет электрической энергии. В случае если в жилом здании ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" расположены административные помещения, которые не используются для проживания граждан и должным образом не обеспечен раздельный учет электрической энергии, то вся электрическая энергия должна поставляться по свободным (нерегулируемым) ценам.
При этом, судом учтено, что полномочиями по официальному толкованию положений действующего законодательства об электроэнергетике Комитет не наделен, следовательно, позиция, изложенная в письме от 07.11.2016 исх. N 07.1-03-09/3362, не носит обязательного характера.
В абзаце 2 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Пунктом 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, установлено, что изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, в том числе нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, относятся к нарушениям порядка ценообразования в смысле положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом любое отклонение от установленного тарифа, в том числе неправильный выбор тарифа, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается, что Учреждение осуществляет социальное обслуживание населения, а здание, расположенное по адресу: Курская обл., г. Железногорск, пр-д Ветеранов, д. 10, является жилым и помещения в нем относятся к специализированному жилищному фонду, апелляционная коллегия соглашается с выводом о том, что ООО "РЭК" неправомерно осуществляло расчет стоимости электрической энергии по нерегулируемой цене в отношении всего объема поставленной в жилое здание ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" Учреждением электрической энергии.
В рассматриваемом случае Учреждение относится к категории потребителей, приравненной к населению, и в соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования электрическая энергия для Учреждения должна поставляться по регулируемой цене в отношении объемов, в том числе не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
При этом сам факт наличия в здании дома-интерната кабинетов директора бухгалтера, а также иных помещений, напрямую не используемых для проживания граждан, а равно и отсутствие раздельного учета электрической энергии в здании, нс свидетельствуют о возможности энергоснабжающей организации осуществлять расчет платы за поставку электрической энергии в отношении всего объема потребляемой Учреждением электрической энергии по нерегулируемой цене, поскольку такой порядок расчета не предусмотрен действующим законодательством, а напротив, прямо противоречит пункту 67 Основ ценообразования
Действия ООО "РЭК" по необоснованному начислению ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" платы за электроэнергию по нерегулируемой цене по государственному контракту энергоснабжения от 01.01.2017 N Э0013/17/04, правомерно признаны антимонопольным органом ущемляющими интересы как самого Учреждения, так и граждан, получающих социальные услуги от Учреждения и проживающих в здании дома-интерната по постоянному месту жительства.
Учитывая изложенное, Управление ФАС по Курской области пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "РЭК" злоупотребления доминирующим положением, и нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в расчетах по государственному контракту энергоснабжения от 01.01.2017 N Э0013/17/04 с ОБУ ССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" нерегулируемой цены поставляемой электроэнергии, что привело к ущемлению интересов социального учреждения и обслуживаемых им граждан.
Таким образом, оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 06.11.2018 по делу N 04-05/01-2018 соответствует нормам действующего законодательства, и не нарушает законные права и интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (на основании решения по делу) комиссия выдает предписание нарушителю.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области в адрес общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" выдано предписание от 23.10.2018 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому Обществу предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для чего при исполнении обязательств по оказанию услуг энергоснабжения с ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", расположенного в здании по адресу: Курская область, г. Железногорск, проезд Ветеранов, дом 10, не допускать расчетов по нерегулируемой цене (пункт 1).
Решением от 29.01.2019 Апелляционной коллегии Федеральной антимонопольной службы изменено предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23.10.2018 по делу N 04-05/01-2018 о нарушении антимонопольного законодательства в части действий, предписываемых для исполнения ООО "Региональная Энергосбытовая Компания", пункт 1 резолютивной части предписания от 23.01.2018 изложен в новой редакции: "ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" прекратить нарушение антимонопольного законодательства в месячный срок путем произведения перерасчета стоимости электрической энергии в отношении ОБУССО "Железногорский дом-интернат" с учетом потребления электрической энергии в жилых помещениях и в соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования".
Таким образом, Решением от 29.01.2019 Апелляционной коллегии Федеральной антимонопольной службы фактически уточнено предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23.10.2018 по делу N 04-05/01-2018, в части срока и способа исполнения данного правового акта.
Судебной коллегией установлено, что ООО "Региональная энергосбытовая компания" (далее - ООО "РЭК") обратилось с заявлением (исх.N 223 от 11.02.2019 г.) о соответствующим заявлением о разъяснении предписания по делу N 04-05/012018 о нарушении антимонопольного законодательства, в котором просило уточнить:
- за какой период ООО "РЭК" должно произвести перерасчет стоимости электрической энергии в отношении ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда";
- в отношении каких жилых помещений ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" должно произвести перерасчет ООО "РЭК".
Определением от 04 марта 2019 года Комиссий принято решение разъяснить предписание по делу N 04-05/01-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, а именно:
1. Во исполнение предписания от 22 января 2019 года по делу N 04-05/01-2018 о нарушении антимонопольного законодательства ООО "РЭК" произвести перерасчет стоимости электрической энергии в отношении ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", постановленной по государственному контракту энергоснабжения N Э0013/17/04 от 01.01.2017 г.
2. Во исполнение предписания от 22 января 2019 года по делу N 04-05/01-2018 о нарушении антимонопольного законодательства ООО "РЭК" произвести перерасчет стоимости электрической энергии, поставленной ОБУССО "Железногорский дом- интернат ветеранов труда" в жилое здание дома-интерната, расположенное по адресу: Курская обл., г. Железногорск, пр-д Ветеранов, д. 10, (свидетельство о государственной регистрации права от 27.04.2016 г. N 46-46-07/005/2009-428).
Таким образом, исходя из разъяснений, обществу четко указано на необходимость перерасчета электрической энергии, поставляемой именно в жилое здание в отношении контракта от 01.01.2017.
Доводы ООО "РЭК" о том, что исполнение предписания повлечет экономический ущерб для третьих лиц не подтвержден документально и не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта, поскольку исполнение предписания направлено на устранение нарушения антимонопольного законодательства, установленного решением по делу N 04-05/01-2018, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения порядка ценообразования, а именно в применении при расчетах по государственному контракту энергоснабжения N 30013/17/04 от 01.01.2017 г. с ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", расположенным в здании по адресу: Курская обл., г.Железногорск, пр-д Ветеранов, д. 10, нерегулируемой цены в отношении поставляемой электрической энергии
Довод заявителя о том, что оспариваемое предписание является недействительным, поскольку оно неисполнимо в связи с наличием у заявителя вопросов по его исполнению, отклоняется, поскольку из материалов настоящего дела усматривается, что Комиссией УФАС по Курской области Определением от 04.03.2019 по делу N 04-05/01-2018 разъяснено предписание по указанному делу, на основании заявления ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" (письмо от 11.02 2019); за дополнительным разъяснением предписания заявитель в УФАС не обращался.
Из содержания предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23.10.2018 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выданного ООО "Региональная Энергосбытовая Компания", с учетом изложенного в новой редакции пункта 1 предписания на основании решения Апелляционной коллегии Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2019, усматривается, что данный акт основан на выводах, изложенных в оспариваемом в настоящем деле решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 06.11.2018 по делу N 04-05/01-2018.
Поскольку оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 06.11.2018 по делу N 04-05/01-2018 соответствует нормам действующего законодательства, и не нарушает законные права и интересы заявителя, то и основанное на данном решении от 06.11.2018 по делу N 04-05/01-2018 предписание от 23.10.2018 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выданного ООО "Региональная Энергосбытовая Компания", с учетом изложенного в новой редакции пункта 1 предписания на основании решения Апелляционной коллегии Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2019, также соответствует нормам действующего законодательства, и не нарушает законные права и интересы заявителя.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя - ООО "Региональная Энергосбытовая Компания".
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 07.08.2019 по делу N А35-9712/2018 и дополнительное решение Арбитражного суда Курской области от 11.12.2019 по делу N А35-9712/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9712/2018
Истец: ООО "Региональная Энергосбытовая Компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Третье лицо: Комитет по тарифам и ценам Курской области, Областное бюджетное учреждение здравоохранения стационарного социального обслуживания " Железногорский дом-интернат ветеранов труда", Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания Курской области "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", Прокурор Курской области
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2498/20
06.03.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6589/19
15.10.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6589/19
07.10.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6589/19
07.08.2019 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-9712/18