город Томск |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А27-26494/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонного) (N 07АП-1914/2020) на решение от 03.02.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Фуртуна Н.К.) по делу N А27-26494/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонного) (653000, Кемеровская область-Кузбасс, город Прокопьевск, улица Коммунальная, дом 9, ИНН 4223077318, ОГРН 1154223001327) к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" (652705, Кемеровская область-Кузбасс, город Киселевск, улица Привольная, дом 17, офис 12, ИНН 4223082621, ОГРН 1154223001382) о взыскании 4 000 рублей финансовых санкций, без вызова представителей участвующих в деле лиц,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Общество) о взыскании 4 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), за отчетные периоды январь, февраль, март, апрель 2019 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 21.01.2020 Арбитражного суда Кемеровской области принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 03.02.2020 по заявлению Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункты 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает на ненадлежащее исполнение Обществом обязанности по представлению в Пенсионный фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц по спорным отчетным периодам в связи с нарушением срока, установленного подпунктом 2.2 Федерального закона N 27-ФЗ, полагает, что направление дополняющих форм СЗВ-М на застрахованных лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, не может считаться исправлением (уточнением) ранее представленных страхователем сведений.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная":
- за январь 2019 года на 1 застрахованное лицо - 11.02.2019 (согласно акту от 10.07.2019 N 052S18190011607, решению от 14.08.2019 N 052S19190012641 почтовым отправлением), что подтверждается отметкой Пенсионного фонда 11.02.2019 на форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2019 года, представлен унифицированный протокол проверки отчетности от 18.02.2019 со статусом "Документ принят";
- за февраль 2019 года на 4 застрахованных лиц - 28.02.2019 (согласно акту от 10.07.2019 N 052S18190011608, решению от 14.08.2019 N 052S19190012657 почтовым отправлением), представлен унифицированный протокол проверки отчетности от 02.03.2019 со статусом "Документ принят";
- за март 2019 года на 4 застрахованных лиц - 27.03.2019 (согласно акту от 10.07.2019 N 052S18190011609, решению от 14.08.2019 N 052S19190012658 почтовым отправлением), что подтверждается отметкой Пенсионного фонда 27.03.2019 на форме СЗВ-М тип "исходная" за март 2019 года, представлен унифицированный протокол проверки отчетности от 01.04.2019 со статусом "Документ принят";
- за апрель 2019 года на 6 застрахованных лиц - 14.05.2019 (согласно акту от 10.07.2019 N 052S18190011610, решению от 14.08.2019 N 052S19190012659 почтовым отправлением), что подтверждается отметкой Пенсионного фонда 14.05.2019 на форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2019 года, представлен унифицированный протокол проверки отчетности от 15.05.2019 со статусом "Документ принят".
Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая":
- за январь 2019 года на 3 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2019 года - 04.07.2019 (согласно акту от 10.07.2019 N 052S18190011607, решению от 14.08.2019 N 052S19190012641 - лично на бумажном носителе), что подтверждается отметкой Пенсионного фонда 04.07.2019 на форме СЗВ-М тип "дополняющая" за январь 2019 года, представлен унифицированный протокол проверки отчетности от 09.07.2019 со статусом "Документ принят".
- за февраль 2019 года на 2 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в форме СЗВ-М тип "исходная" за февраль 2019 года - 04.07.2019 (согласно акту от 10.07.2019 N 052S18190011608, решению от 14.08.2019 N 052S19190012657 - лично на бумажном носителе), что подтверждается отметкой Пенсионного фонда 04.07.2019 на форме СЗВ-М тип "дополняющая" за февраль 2019 года, представлен также унифицированный протокол проверки отчетности от 09.07.2019 со статусом "Документ принят";
- за март 2019 года на 2 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в форме СЗВ-М тип "исходная" за март 2019 года - 04.07.2019 (согласно акту от 10.07.2019 N 052S18190011609, решению от 14.08.2019 N 052S19190012658 - лично на бумажном носителе), что подтверждается отметкой Пенсионного фонда 04.07.2019 на форме СЗВ-М тип "дополняющая" за март 2019 года, представлен также унифицированный протокол проверки отчетности от 09.07.2019 со статусом "Документ принят";
- за апрель 2019 года на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2019 года - 04.07.2019 (согласно акту от 10.07.2019 N 052S18190011610, решению от 14.08.2019 N 052S19190012659 - лично на бумажном носителе), что подтверждается отметкой Пенсионного фонда 04.07.2019 на форме СЗВ-М тип "дополняющая" за апрель 2019 года, представлен унифицированный протокол проверки отчетности от 09.07.2019 со статусом "Документ принят";
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.07.2019 N 052S18190011607, N 052S18190011608, N 052S18190011609, N 052S18190011610.
По результатам рассмотрения указанного актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 14.08.2019 N 052S19190012641(штраф в размере 1 500 рублей), от 14.08.2019 N 052S19190012657 (штраф в размере 1 000 рублей), от 14.08.2019 N 052S19190012658 (штраф в размере 1 000 рублей), от 14.08.2019 N 052S19190012659 (штраф в размере 500 рублей), общий размер финансовых санкций составил 4 000 рублей.
Обществу выставлены требования от 11.09.2019 N 052S01190017410, N 052S01190017412, N 052S01190017413, N 052S01190017414 об уплате финансовых санкций в срок до 01.10.2019.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением о взыскании финансовых санкций.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Общества финансовых санкций, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за январь 2019 года в отношении 3 застрахованных лиц, за февраль 2019 года - в отношении 2 застрахованных лиц, за март 2019 года - в отношении 2 застрахованных лиц, за апрель 2019 года - в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды:
за январь 2019 года - не позднее 15 февраля 2019 года, за февраль 2019 года - не позднее 15 марта 2019 года, за март 2019 года - не позднее 15 апреля 2019 года, за апрель 2019 года - не позднее 15 мая 2019 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-М тип "исходная" за январь, февраль, март, апрель 2019 года в установленный законом срок.
Ошибки в части не указания в представленных первоначальных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц выявлены, исправлены и формы СЗВ-М тип "дополняющая" за январь, февраль, март, апрель 2019 года представлены Обществом самостоятельно.
Данные обстоятельства Пенсионным фондом по существу не оспорены и документально не опровергнуты.
Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за январь, февраль, март, апрель 2019 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание то, что формы СЗВ-М тип "исходная" за январь, февраль, март, апрель 2019 года направлены Обществом с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, при этом допущенные ошибки самостоятельно Обществом устранены, что не опровергнуто Пенсионным фондом, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные отчетные периоды (за январь, февраль, март, апрель 2019 года), откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах (формы СЗВ-М тип "дополняющая") за эти отчетные периоды до момента обнаружения ошибок Пенсионным фондом, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций за заявленные отчетные периоды не имеется.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении Обществом срока, установленного подпунктом 2.2 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку направление дополняющих форм СЗВ-М на застрахованных лиц, в отношении которых за спорные отчетные периоды ранее сведения не представлялись, не может считаться исправлением (уточнением) ранее представленных страхователем сведений, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права, Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции N 766н), ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 03.02.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26494/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Т.Н. Дубинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-26494/2019
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда в г. Прокопьевске Кемеровской области
Ответчик: ООО "ПЕРСПЕКТИВА"