г. Чита |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А78-8439/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Ошировой Л.В., Барковской О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
при участии в судебном заседании представителя ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" по доверенности N 77 от 09.01.2020 Конюковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 декабря 2019 года по делу N А78-8439/2019 по исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889 юридический адрес: 672000, Забайкальский край, город Чита, улица Профсоюзная, дом 23) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 юридический адрес: 105005, город Москва, улица Спартаковская, дом 2б), федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036 юридический адрес: 672000, Забайкальский край, город Чита, улица Ленинградская, дом 100), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 юридический адрес: 119019, город Москва, улица Знаменка, дом 19) о взыскании 101 784 рублей 79 копеек,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН 1057536070900, ИНН 7536060653 юридический адрес: 672010, Забайкальский край, город Чита, улица Ингодинская, 6),
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за фактически поставленную тепловую энергию за период с 01.04.2019 по 30.04.2019 в размере 101 784 рублей 79 копеек.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 15.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лидер".
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 08.10.2019 суд по ходатайству истца в порядке ст.46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве соответчика при недостаточности денежных средств ФГКУ "Сибирское ТУИО" субсидиарно Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В процессе рассмотрения дела истец заявил об отказе от исковых требований к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены частично. С ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14", а при недостаточности денежных средств (лимитов бюджетных обязательств) субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны взыскана задолженность в сумме 66 725 рублей 59 копеек. В остальной части иска отказано. Производство по делу по требованию истца к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит отменить решение суда.
В обоснование доводов жалобы указал, что наличие вещного права Учреждения в отношении объекта нежилого помещения, куда теплоснабжающей организацией поставлялась тепловая энергия, не влечет для Территориального управления обязанности по оплате за такой ресурс. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является единственным поставщиком ресурсов для нужд учреждений, подведомственных Минобороны России. Когда ФГБУ "ЦЖКУ" не обладает собственным источником тепловой энергии для оказания коммунальной услуги для нужд Минобороны России, следовательно, такой энергетический ресурс он должен приобрести у теплоснабжающей организации по возмездному договору, коим в настоящей спорной ситуации является ПАО "ТГК N 14". То обстоятельство, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не заключило прямой договор на поставку тепловой энергии, не умоляет обязанности ЦЖКУ обеспечивать объекты Минобороны России такой энергией, поскольку именно Министерство определило данного ответчика, как единственного поставщиком испрашиваемого ресурса для нужд Вооруженных Сил. Бездействие ФГБУ "ЦЖКУ" сводится к уклонению от осуществления прямых обязанностей и порождает отпуск тепловой энергии на конкретные объекты недвижимого имущества в отсутствие письменного договора потребления. Обеспечение тепловой энергии объектов материально технической базы Вооруженных Сил является бременем ФГБУ "ЦЖКУ". Несмотря на наличие зарегистрированного вещного права, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России Территориальное управление не может являться надлежащим ответчиком по иску, поскольку не является фактическим потребителем поставленного коммунального ресурса, и не имеет законного права на заключение договора по поставке коммунального ресурса. Учреждение полагает, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и Российская Федерация в лице Минобороны России.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Представители иных участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в оперативном управлении ФГКУ "СибТУИО" находится нежилое помещение N 1, расположенное в многоквартирном жилом доме в городе Чита, поселок Антипиха, ДОС 650.
Право оперативного управления подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.03.2019.
Согласно сведениям портала "Реформа ЖКХ" www.reformagkh.ru управляющей организацией указанного многоквартирного дома является ООО "Лидер".
ПАО "ТГК-14" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепла в указанный многоквартирный дом.
Договор теплоснабжения в заявленный период в отношении спорного помещения не заключался.
Истец указывает, что в период с 01.04.2019 по 30.04.2019 осуществлял теплоснабжение спорного объекта.
Индивидуальный прибор учета теплоснабжения в нежилом помещении отсутствует.
Истец на основании пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 произвел расчет объёма оказанных услуг исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Истцом в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" выставлен счет-фактура за апрель 2019 года на общую сумму 101 784 рубля 79 копеек.
Ссылаясь на наличие задолженности, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании задолженности за период с 01.04.2019 по 30.04.2019.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворены частично.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Факт принадлежности спорного нежилого помещения N 1, расположенного в многоквартирном жилом доме в городе Чита, поселок Антипиха, ДОС 650 ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного подтвержден выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, ФГКУ "СибТУИО", как лицо, которому нежилое помещение передано в оперативное управление, обязано нести бремя содержания, в том числе исполнять обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг с момента государственной регистрации этого вещного права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России в силу норм действующего законодательства обязано нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирных домов и оплате коммунальных услуг.
Истец произвел расчет объема потребленной тепловой энергии на основании пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Расчет стоимости тепловой энергии истец произвел согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" с применением полуторакратного повышающего коэффициента, ссылаясь на бездоговорное потребление тепловой энергии.
Проверив представленный истцом расчет, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности применения повышающего коэффициента, установив, что потребление тепловой энергии в отсутствие заключенного договора теплоснабжения с потребителем само по себе не свидетельствует о факте бездоговорного потребления в смысле вышеуказанной нормы в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств к тепловым сетям произведено в установленном порядке.
В период 2018 года в отношении спорного помещения был заключен государственный контракт N 02000470 от 29.12.2017, утвержден акт эксплуатационной ответственности сторон. Действие контракта было прекращен в связи с истечением срока 31.12.2018 (пункт 9.2 контракта).
Доказательства того, что услуга по отоплению была ограничена до заявленного истцом периода, материалы дела не содержат.
Помещения в спорный период были подключены к системе отопления в установленном порядке, что свидетельствует о возникновении договорных отношений.
Акты бездоговорного потребления в отношении ответчиков применительно к спорному помещению не составлялись.
По расчетам суда стоимость поставленной в спорное помещение тепловой энергии без учета полуторакратного повышающего коэффициента составляет 66 725 рублей 59 копеек за период с 01.04.2019 по 30.04.2019 из расчета 18,64512 Гкал (796,8 кв.м. *0,0234) в месяц. 18,64512 Гкал * 3032,81 руб. +18% = 66725,59 руб.
Тариф утвержден для истца приказом РСТ Забайкальского края N 105-НПА от 29.03.2019.
Расчет суда является верным. Доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено.
Доводы жалобы о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны Российской Федерации и организаций, подведомственных Минобороны России подлежат отклонению.
При рассмотрении дела N А78-12019/2018 судом установлено, что управляющие организации не приступили к выполнению функций исполнителей коммунальной услуги в отношении коммунального ресурса в виде отопления в указанных многоквартирных домах.
Возможность производить расчеты за поставленную тепловую энергию напрямую ресурсоснабжающей организации подтверждается выводами судов по делам N А78-9505/2016, N А78-17137/2017.
Правовая позиция, допускающая обращение ресурсоснабжающей организации с требованием о взыскании основного долга за потребленную тепловую энергию к Учреждению, как правообладателю помещений в многоквартирном доме, сформирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2017 N 305-ЭС17-3797 по делу со схожими фактическими обстоятельствами.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанным лицом по оплате должно выступать ФГБУ "ЦЖКУ", в компетенцию которого входит содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежит отклонению как несостоятельный.
Помещение размещено в многоквартирном доме, который не находится на обслуживании данного лица, потому оснований считать, что именно ФГБУ "ЦЖКУ" в отсутствие договора, составленного в виде письменного документа, должно оплачивать коммунальные услуги у суда не имеется.
То обстоятельство, что с 01.04.2017 содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации возложено на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, не свидетельствует о наличии у последнего обязанности возмещать управляющей компании расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме вместо владельца помещений.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17.12.2019 по делу N А78-8439/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-8439/2019
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 14"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ООО "Лидер", ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ