г. Самара |
|
17 марта 2020 г. |
дело N А55-26339/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ягудиным Р.У.,
с участием:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Жирова Н.Д., доверенность от 13.11.2019, диплом N 48912 от 09.07.2015, Старостина Н.В., доверенность от 18.01.2019, диплом N 00727 от 22.06.2001,
от общества с ограниченной ответственностью "Нефтетранссервис" - Есина Т.Ю., доверенность от 19.02.2019, диплом N 82 от 19.10.2001,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтетранссервис" на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2019 года по делу N А55-26339/2019 (судья Богданова Р.М.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтетранссервис" (ОГРН 1086320004682, ИНН 6323106661) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтетранссервис" (далее - ответчик, ООО "Нефтетранссервис") о взыскании 1 529 735 руб. штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной ведений о грузе.
Решением от 02.12.2019 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права ввиду неправильного истолкования закона, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования остаить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что истец не представил доказательств того, что груз в вагоне является "растворителем, н.п.", а не "пироконденсатом нефтяным", в том числе, отсутствуют документы, подтверждающие факт отбора проб из вагона и результаты экспертизы.
Нарушением, за которое ответчик по требованию ОАО "РЖД" привлекается к ответственности - это несоответствие тарифных классов кода ЕТСНГ и ГНГ.
Между тем, согласно паспорту безопасности химической продукции на перевезенный груз от 23.10.2017, указанному грузу присвоен код ТН ВЭД 3814 00 9000.
Коду ТН ВЭД 3814 00 9000 соответствует код ГНГ 38140090 "составы готовые для удаления лаков и красок", что не отрицает и истец.
В соответствии с технологией работы АС ЭТРАН, при оформлении перевозочного документа и введении кода ГНГ 38140090 программа АС ЭТРАН выдает номенклатуру грузов с кодами ЕТСНГ, которые соответствуют только данному коду ГНГ.
Таким образом, выбор кода ЕТСНГ ограничен только тем перечнем наименований груза, который включен в номенклатуру кода ГНГ в программе АС ЭТРАН.
Таким образом, если в АС ЭТРАН под кодом ГНГ по 3 тарифному классу включены наименования груза с кодами ЕТСНГ по 2 тарифному классу, то это не свидетельствует о том, что грузоотправитель исказил сведения о грузе.
Судом первой инстанции не учтен довод ответчика о том, что увязка кодов ГНГ и ЕТСНГ была проверена перевозчиком еще на стадии согласования заявки на перевозку груза, а в последующем и при внесении сведений об этом в перевозочный документ при его оформлении в программе АС ЭТРАН.
Из представленных в материалы дела документов следует, что перевозчик согласовал перевозку груза "пироконденсат нефтяной" код ЕТСНГ 215084, где в разделе 12 "Примечание" - торг. наименование груза -"растворитель поверхностно-активный РПА".
Также судом необоснованно оставлено без удовлетворения ходатайство ответчика о применении статьи 333 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании
Представители истца отклонили жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, возражениями ответчика на отзыв истца, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
В январе 2019 года со станции Новоотрадная Куйбышевской железной дороги грузоотправителем ООО "Нефтетранссервис" в адрес АО "НК" КТЖ" на станцию Махамбет Казахстанской железной дороги был направлен груз - "жидкость легковоспламеняющаяся, Н.У.К., 3,1 АК 328 (растворитель поверхностно-активный РПА)" присвоен код ГНГ - 38140090 (3 тарифный класс). Оформлены перевозочные документы - железнодорожные накладные N 26529939,26567767, 26586868, 26599567.
В соответствии с параграфом 1 статьи 16 "Сглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении" (далее - СМГС) грузоотправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Грузоотправитель несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной.
В соответствии со статьей 23 СМГС перевозчиком произведена проверка на предмет соблюдения грузоотправителем условий перевозки и соответствия отправок сведениям, указанным в 7 транспортных железнодорожных накладных.
В случае, если при проверке груза во время его перевозки или выдаче перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза, сведением, указанным в транспортной железнодорожной накладной, то, согласно статье 29 СМГС, перевозчик обязан составить коммерческий акт.
В пункте 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 39, предусмотрено, что графа "Наименование груза" в транспортной железнодорожной накладной заполняется в соответствии с тарифным руководством, в ней указывается наименование груза и его код.
05.01.2019 на станции Новоотрадная Куйбышевской железной дороги была произведена комиссионная проверка груза, размещенного в вагоне N 51145787 на соответствие перевозочным документам, а именно, сведениям, указанным в железнодорожной накладной N 26529939. Составлен акт общей формы N 43 от 05.01.2019.
В результате комиссионной проверки груза установлено, что вагон N 51145787 находился в технически исправном состоянии, за исправными ЗПУ грузоотправителя Спрут-777 РЖДО0828214. По железнодорожной накладной значится груз "Пироконденсат нефтяной", количество мест налив, масса 59 142 кг.
Фактически при осмотре оказалось: в вышеуказанном вагоне находится груз "Растворители, н.п.", масса не проверялось кг. Согласно транспортной накладной грузоотправитель указал код ГНГ - 38140090, код ЕТСНГ 215084. В графе 15 "Наименование груза" данной накладной грузоотправителем указан груз - "жидкость легковоспламеняющаяся Н.У.К. (растворитель поверхностно-активный РПА)".
В действительности код ГНГ 38140090 соответствует наименование груза "составы готовые для удаления красок и лаков", коду ЕТСНГ - 215084 соответствует наименование груза "Пироконденсат нефтяной", который соответствует код ГНГ - 21739090. Наименование груза "Растворители" и "Составы готовые для удаления красок и лаков" относятся к третьему тарифному классу, а наименование груза "Пироконденсат нефтяной" ко второму тарифному классу. Грузоотправителем нарушен параграф 3 пункта 4 статьи 16 СМГС.
Исходя из вышеизложенного, код ГНГ должен соответствовать коду ЕТСНГ, определяющего и влияющего на тариф перевозки.
Грузоотправитель ООО "Нефтетранссервис" уплатил провозные платежи по коду ЕТСНГ - 215084 как за груз "Пироконденсат нефтяной", относящиеся ко второму тарифному классу, а фактически перевозил груз "Растворители, не поименованные в алфавите", относящиеся к третьему тарифному классу.
05.01.2019 по факту неправильного указания сведений в перевозочном документе, в результате которых был занижен размер провозных платежей, на железнодорожной станции Новоотрадная Куйбышевской железной дороги оформлен коммерческий акт N КБШ 1900022/1, в связи с тем, что в соответствии с Тарифным руководством N 1 Прейскуранта N 10-01, приложения N 2 наименования груза "Растворители, не поименованные в алфавите" относится к разделу 12 "Продукция органической химии", код ЕТСНГ-754115, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе.
14.01.2019 на станции Новоотрадная Куйбышевской железной дороги была произведена комиссионная проверка груза, размещенного в вагоне N 51145837 на соответствие перевозочным документам, а именно, сведениям, указанным в железнодорожной накладной N 26567767. Составлен акт общей формы N111 от 14.01.2019.
В результате комиссионной проверки груза установлено, что вагон N 51145837 находился в технически исправном состоянии, за исправными ЗПУ грузоотправителя Спрут-777 РЖДО0828204. По железнодорожной накладной значится груз "Пироконденсат нефтяной", количество мест налив, масса 59 826 кг.
Фактически при осмотре оказалось: в вышеуказанном вагоне находится груз "Растворители, н.п.", масса не проверялось кг. Согласно транспортной накладной грузоотправитель указал код ГНГ - 38140090, код ЕТСНГ 215084.
В графе 15 "Наименование груза" данной накладной грузоотправителем указана груз "жидкость легковоспламеняющаяся Н.У.КЛ (растворитель поверхностно-активный РПА)".
В действительности код ГНГ 38140090 соответствует наименование груза - "составы готовые для удаления красок и лаков", коду ЕТСНГ - 215084 соответствует наименование груза - "Пироконденсат нефтяной", который соответствует код ГНГ - 21739090.
Наименование груза "Растворители" и "Составы готовые для удаления красок и лаков" относятся к третьему тарифному классу, а наименование груза "Пироконденсат нефтяной" ко второму тарифному классу. Грузоотправителем нарушен параграф 3 пункта 4 статьи 16 СМГС.
Исходя из вышеизложенного, код ГНГ должен соответствовать коду ЕТСНГ, определяющего и влияющего на тариф перевозки.
Грузоотправитель ООО "Нефтетранссервис" уплатил провозные платежи по коду ЕТСНГ - 215084 как за груз "Пироконденсат нефтяной", относящиеся ко второму тарифному классу, а фактически перевозил груз "Растворители, не поименованные в алфавите", относящиеся к третьему тарифному классу.
14.01.2019 по факту неправильного указания сведений в перевозочном документе, в результате которых был занижен размер провозных платежей, на железнодорожной станции Новоотрадная Куйбышевской железной дороги оформлен коммерческий акт N КБШ 1900076/2, в связи с тем, что в соответствии с Тарифным руководством N 1 Прейскуранта N 10-01, Приложения N 2 наименования груза "Растворители, не поименованные в алфавите" относится к Разделу 12 "Продукция органической химии", код ЕТСНГ-754115, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе.
17.01.2019 на станции Новоотрадная Куйбышевской железной дороги была произведена комиссионная проверка груза, размещенного в вагоне N 57472896 на соответствие перевозочным документам, а именно, сведениям, указанным в железнодорожной накладной N 26586868. Составлен акт общей формы N166 от 17.01.2019.
В результате комиссионной проверки груза установлено, что вагон N 57472896 находился в технически исправном состоянии, за исправными ЗПУ грузоотправителя Спрут-777 РЖДО0828246.
По железнодорожной накладной значится груз "Пироконденсат нефтяной", количество мест налив, масса 58 989 кг. Фактически при осмотре оказалось: в вышеуказанном вагоне находится груз "Растворители, н.п.", масса не проверялось кг.
Согласно транспортной накладной грузоотправитель указал код ГНГ - 38140090, код ЕТСНГ 215084.
В графе 15 "Наименование груза" данной накладной грузоотправителем указана груз "жидкость легковоспламеняющаяся Н.У.К. (растворитель поверхностно-активный РПА)".
В действительности код ГНГ 38140090 соответствует наименование груза "составы готовые для удаления красок и лаков", коду ЕТСНГ - 215084 соответствует наименование груза - "Пироконденсат нефтяной", который соответствует код ГНГ - 21739090.
Наименование груза "Растворители" и "Составы готовые для удаления красок и лаков" относятся к третьему тарифному классу, а наименование груза "Пироконденсат нефтяной" ко второму тарифному классу. Грузоотправителем нарушен параграф 3 пункт 4 статьи 16 СМГС.
Исходя из вышеизложенного, код ГНГ должен соответствовать коду ЕТСНГ, определяющего и влияющего на тариф перевозки.
Грузоотправитель ООО "Нефтетранссервис" уплатил провозные платежи по коду ЕТСНГ - 215084 как за груз "Пироконденсат нефтяной", относящиеся ко второму тарифному классу, а фактически перевозил груз "Растворители, не поименованные в алфавите", относящиеся к третьему тарифному классу.
17.01.2019 по факту неправильного указания сведений в перевозочном документе, в результате которых был занижен размер провозных платежей, на железнодорожной станции Новоотрадная Куйбышевской железной дороги оформлен коммерческий акт N КБШ1900105/3, в связи с тем, что в соответствии с Тарифным руководством N 1 Прейскуранта N 10-01, Приложения N 2 наименования груза "Растворители, не поименованные в алфавите" относится к Разделу 12 "Продукция органической химии", код ЕТСНГ-754115, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе.
19.01.2019 на станции Новоотрадная Куйбышевской железной дороги была произведена комиссионная проверка груза, размещенного в вагоне N 58649245 на соответствие перевозочным документам, а именно, сведениям, указанным в железнодорожной накладной N 26599567. Составлен акт общей формы N211 от 19.01.2019.
В результате комиссионной проверки груза установлено, что вагон N 58649245 находился в технически исправном состоянии, за исправными ЗПУ грузоотправителя Спрут-777 РЖДО0828211. По железнодорожной накладной значится груз "Пироконденсат нефтяной", количество мест налив, масса 57 974 кг.
Фактически при осмотре оказалось: в вышеуказанном вагоне находится груз "Растворители, н.п.", масса не проверяласьь кг. Согласно транспортной накладной грузоотправитель указал код ГНГ - 38140090, код ЕТСНГ 215084. В графе 15 "Наименование груза" данной накладной грузоотправителем указан груз "жидкость легковоспламеняющаяся Н.У.К. (растворитель поверхностно-активный РПА)". В действительности код ГН 38140090 соответствует наименование груза "составы готовые для удаления красок и лаков", коду ЕТСНГ - 215084 соответствует наименование груза "Пироконденсат нефтяной", который соответствует код ГНГ - 21739090. Наименование груза "Растворители" и "Составы готовые для удаления красок и лаков" относятся к третьему тарифному классу, а наименование груза "Пироконденсат нефтяной" ко второму тарифному классу. Грузоотправителем нарушен параграф 3 пункт 4 статьи 16 СМГС.
Исходя из вышеизложенного, код ГНГ должен соответствовать коду ЕТСНГ, определяющего и влияющего на тариф перевозки.
Грузоотправитель ООО "Нефтетранссервис" уплатил провозные платежи по коду ЕТСНГ - 215084 как за груз "Пироконденсат нефтяной", относящиеся ко второму тарифному классу, а фактически перевозил груз "Растворители, не поименованные в алфавите", относящиеся к третьему тарифному классу.
19.01.2019 по факту неправильного указания сведений в перевозочном документе, в результате которых был занижен размер провозных платежей, на железнодорожной станции Новоотрадная Куйбышевской железной дороги оформлен коммерческий акт N КБШ1900118/4, в связи с тем, что в соответствии с Тарифным руководством N 1 Прейскуранта N 10-01, Приложения N 2 наименования груза "Растворители, не поименованные в алфавите" относится к Разделу 12 "Продукция органической химии", код ЕТСНГ-754115, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе.
В соответствии с пунктом 4 § 3 статьи 16 СМГС грузоотправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что занижен размер провозных платежей.
Неустойка по пункту 4 § 3 статьи 16 СМГС взыскивается в соответствии с предписаниями статьи 31 "Уплата провозных платежей и неустоек" в пятикратном размере провозной платы.
По расчету истца в соответствии с Прейскурантом N 10-01 провозная плата за фактически перевезённый груз в вагоне N 51145787 составляет 77 455 руб.
провозная плата согласно перевозочному документу составляет 44 461,00 руб., то есть произошло занижение провозных платежей на сумму 32 994,00 руб.
Штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о наименовании груза на основании §3 пункта 4 статьи 16 СМГС составляет 77 455 руб. х 5 = 387 275 руб.
В соответствии с Прейскурантом N 10-01 провозная плата за фактически перевезённый груз в вагоне N 51145837 составляет 77 455 руб., провозная плата согласно перевозочному документу составляет 44 461,00 рублей, то есть произошло занижение провозных платежей на сумму 32 994 руб. Штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о наименовании груза на основании §3 пункта 4 статьи 16 СМГС составляет: 77 455 руб.* 5 = 387 275 руб.
В соответствии с Прейскурантом N 10-01 провозная плата за фактически перевезённый груз в вагоне N57472896 составляет 76 164 руб., провозная плата согласно перевозочному документу составляет 44 461 руб., то есть произошло занижение провозных платежей на сумму 31 703 руб. Штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о наименовании груза на основании §3 пункта 4 статьи 16 СМГС составляет 76 164 руб. х 5 = 380 820 руб.
В соответствии с Прейскурантом N 10-01 провозная плата за фактически перевезённый груз в вагоне N58649245 составляет 74 873 руб., провозная плата согласно перевозочному документу составляет 42 979 руб., то есть произошло занижение провозных платежей на сумму 31 894 руб. Штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о наименовании груза на основании §3 пункта 4 статьи 16 СМГС составляет: 74 873 руб. х 5 = 374 365 руб.
05.03.2019 истец направил в адрес ответчика претензию за исх. N 3044/КбшТЦФТО, которая ответчиком оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
По расчет истца общая сумма штрафа составляет 1 529 735 руб.
Возражая против удовлетворения заявленного требования, ответчик указал о недопустимости взыскания штрафа в связи с отсутствием нарушения в указании кода ЕТСНГ в привязке к коду ГНГ.
Отклоняя указанный довод, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом накладную.
СМГС - международное межведомственное соглашение, заключенное в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", министерствами, ведающими железнодорожным сообщением, в следующих странах: Азербайджан, Албания, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, КНДР, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, 5 48 3112753 Польша, Россия, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония.
Согласно разделу 2 пунктов 7.1, 7.2. СМГС, перевозка груза оформляется накладной единого образца по установленной форме. Накладная составляется отправителем и предъявляется договорному перевозчику. Графы накладной заполняются отправителем и перевозчиком в соответствии с предписаниями вышеуказанных Правил.
Согласно разделу 2 пункта 8 СМГС, в графе "Наименование груза", накладной проставляются наименование и 8-значный код каждого груза в соответствии с гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ). Указываются нанесенные на груз знаки, марки и номера. При перевозке опасного груза также указываются наименование груза и информация в соответствии с Приложением 2 "Правила перевозок опасных грузов" к СМГС.
Гармонизированная номенклатура грузов (далее - ГНГ) служит для описания и кодирования грузов в международном грузовом сообщении стран-членов ОСЖД, участвующих в СМГС или применяющих положения СМГС. ГНГ создана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - ГС) и соответствует Гармонизированной номенклатуре грузов Международного союза железных дорог (N НМ). Наименования разделов, глав и позиций соответствуют тексту ГС с дополнениями для глав 27 и 99, обусловленными железнодорожной спецификой.
Согласно решениям, утвержденным на XXII заседании Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД (23-27 апреля 2007 года, г. Тбилиси, Грузия), ГНГ обязательна для каждой железной дороги стран - членов ОСЖД, участвующих в СМГС или применяющих положения СМГС. ГНГ содержит: перечень позиций, состоящий из 22 разделов, 99 глав; аналитический список грузов; алфавитный список грузов.
Для обозначения грузов используется восьмизначный код. Первые шесть знаков соответствуют ГС, из них: первые четыре цифры идентифицируют позицию, из которых первая и вторая цифры обозначают соответствующую главу, а третья и четвертая цифры обозначают порядковый номер позиции в данной главе; пятая и шестая цифры идентифицируют субпозицию груза в пределах позиции. Седьмой и восьмой знаки применяются для достижения особой точности описания груза.
В случае невозможности внесения в графу "Наименование груза" накладной СМГС полного наименования груза по ГНГ, допускается указание сокращенного наименования груза, не искажающего характеристик груза с обязательным проставлением кода ГНГ, соответствующего полному наименованию данного груза.
В пункте 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 39, предусмотрено, что графа "Наименование груза" в транспортной железнодорожной накладной заполняется в соответствии с тарифным руководством, с указанием наименования груза и его код.
Согласно Приложению 2 к СМГС, пункт 3.1.2.8 обобщенные или "не указанные конкретно" (Н.У.К.) наименования и "не указанные конкретно" надлежащие наименования веществ, для которых в колонке 6 таблицы А главы 3.2 указано специальное положение 274 или 318, должны дополняться техническим наименованием груза, если только национальное законодательство или какая-либо международная конвенция не запрещают его открытого упоминания в случае, когда речь идет о контролируемом веществе. Технические наименования должны указываться в скобках сразу же после надлежащего наименования груза. При необходимости могут также употребляться такие определения, как "содержит" или "содержащий" или другие определяющие слова, например "смесь", "раствор" и т.д., а также указываться процентное содержание технического компонента.
Согласно статье 30 § 1 СМГС провозная плата за перевозку грузов исчисляются по тарифам, применяемым перевозчиками осуществляющими перевозку.
Согласно статье 31 СМГС § 5 размер неустойки (штрафов) исчисляется и уплачивается перевозчику в порядке предусмотренным национальным законодательством государства, в котором производится оплата.
Исходя из вышеизложенного, код ГНГ должен соответствовать коду ЕТСНГ, определяющего и влияющего на тариф перевозки.
Согласно ГНГ (редакция 2007 года), при указании в накладной СМГС наименования опасного груза согласно алфавитному указателю опасных грузов Правил перевозки опасных грузов, (Приложение 2 к СМГС) или аналогичным алфавитным указателям, применяемым для перевозок опасных грузов на основе двух- и многосторонних соглашений, заключенных между железными дорогами, в случае отсутствия данного наименования в ГНГ, отправитель обязан проставить код ГНГ, соответствующий наименованию, наиболее подходящему по химическому составу, свойствам и характеристикам груза.
Согласно перевозочному документу, грузоотправитель определил груз, по алфавитному указателю опасных грузов Правил перевозки опасных грузов, как UN 1993, жидкость легковоспламеняющаяся, Н.У.К, 3.1. АК 328 (растворитель поверхностно-активный РПА).
Выбирая наименование UN 1993, жидкость легковоспламеняющаяся, Н.У.К, 3.1. АК 328 (растворитель поверхностно-активный РПА), грузоотправитель подтвердил, что именно это наименование подходит по химическому составу, свойствам и характеристикам перевозимому грузу.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Прейскуранта N 10-01 наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ) (приложение N 2 к прейскуранту N 10-01), с указанием отличительных признаков груза. При перевозке грузов в указанных случаях в перевозочных документах дополнительно указывается наименование груза и его код в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ), издаваемой отдельно, если эта информация оказывает влияние на порядок определения тарифа. При этом, поскольку код присваивается одному и тому же грузу, то код ЕТСНГ должен соответствовать коду ГНГ.
Осмотром было установлено, что в вагоне N 51145787 находится груз "Растворители, н.п."
Согласно транспортной накладной грузоотправитель указал код ГНГ - 38140090, код ЕТСНГ 215084. В графе 15 "Наименование груза" данной накладной грузоотправителем указан груз "Жидкость легковоспламеняющаяся Н.У.К. (растворитель поверхностно-активный РПА)".
В действительности коду ГНГ 38140090 соответствует наименование груза "составы готовые для удаления красок и лаков", следовательно, ему не может соответствовать код ЕТСНГ - 215084 "Пироконденсат нефтяной".
Наименование груза "Растворители" и "Составы готовые для удаления красок и лаков" относятся к третьему тарифному классу, а наименование груза "Пироконденсат нефтяной" ко второму тарифному классу.
Плата за перевозку грузов, не поименованных в алфавитном списке Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, определяется:
а) если они могут быть отнесены к какой-либо позиции данной группы - по тарифному классу, установленному для этой позиции;
б) если они подходят под какую-либо группу, но не могут быть отнесены к определенной позиции этой группы - по высшему из тарифных классов, имеющихся в этой группе (пункт 2.2.2 Прейскуранта N 10-01).
Перечень позиций наименований груза представлен в приложении 2 данного Тарифного руководства, в котором так же указаны отличительные признаки груза в любых его состояниях (твердом, жидком), любых его видах (в свежим или охлажденном) и другие сведения и свойства груза, если эти признаки, свойства, состояния оказывают влияние на уровень тарифа, (редакция ФСТ России от 27.11.2012 г. N 303-т/3).
При невозможности отнесения груза к одной из позиций, представленных в перечне, решение об отнесении груза к соответствующему коду принимает орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при предъявлении грузоотправителем соответствующей документации на груз.
Из примечания к пункту 2.2.1 Тарифного руководства N 1 (Прейскурант 10-01) следует, при отсутствии такого наименования в алфавитном списке, запрещается указывать наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ, и груз должен обозначаться под тем наименованием под которым он указан в соответствующей документации на груз с указанием кода такого груза, поименованного в алфавитном списке, к которому груз можно отнести по его свойствам или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием "не поименованном в алфавите".
Согласно приложению 2 к СМГС, 3.1.2.8.1.1 Техническое наименование должно быть признанным химическим, биологическим или другим наименованием, употребляемым в настоящее время в научно-технических справочниках, периодических изданиях и публикациях. Для этой цели не должны применяться коммерческие наименования.
В соответствии с подпунктом б пункта 2.2.2 Тарифного руководства N 1 (Прейскурант 10-01) если груз подходит под какую - либо группу, но не может быть отнесен к определенной позиции этой группы, то плата за перевозку грузов не поименованных в алфавите, определяется по высшему из тарифных классов имеющихся в этой группе.
Согласно Приложению N 2 к разделу 2 Прейскуранта 10-01: первые две цифры кода груза - это номер группы, к которой он относится; третья цифра это номер позиции; четвертая и пятая - порядковый номер наименования груза в этой позиции: - шестая - контрольная.
Код ЕТСНГ 215084 (2-ой тарифный класс) присвоенный грузу "UN 1993, жидкость легковоспламеняющаяся, Н.У.К, 3.1. АК 328 (растворитель поверхностно-активный РПА)" и внесенный в перевозочный документ, относится к разделу 4 "Продукция топливно-энергетической промышленности"; 12-ой позиции "Нефтепродукты светлые"; (таблица N 1 приложения N 2 прейскуранта 10-01).
Согласно техническим условиям груз, фактически погруженный в вагон N 51145787, относится к "Растворителям, не поименованным в алфавите", что соответствует коду ГНГ 38140090, указанному в накладной и относящийся к коду ЕТСНГ 754115 "Растворители, н.п.", соответствующие 3-му тарифному классу (на момент отправки груза).
Из вышеуказанного следует, что ответчиком одному и тому же грузу присвоены два разных, не соответствующих друг другу кода: ЕТСНГ - 2-й тарифный класс и ГНГ - 3-ой тарифный класс, при этом, сам ответчик в своих пояснениях указал, что в паспорте безопасности указан код ТН ВЭД 3814 00 9000, и он должен соответствовать коду ГНГ - 38140090 - 3-ему тарифному классу.
Установленная в статье 98 Устава железнодорожного транспорта штрафная санкция имеет своей целью обеспечение безопасности перевозки грузов, то есть является элементом обеспечения публичного интереса, в связи с чем, неправильное указание класса опасности груза, напрямую влияет на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, в связи с этим, суд первой инстанции правомерно признал начисление штрафа по статье 98 Устава железнодорожного транспорта обоснованным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факта искажения сведений о наименовании груза в перевозочных документах, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, доказан, а заявленное требование является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Истец заявил о применении статьи 333 ГК РФ к сумме предъявленного штрафа.
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
В соответствии с пунктами 73, 77 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7) бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Снижение размера неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды.
Критериями для установления явной несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезвычайно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и другое (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 17). Явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной.
Необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам.
Таким образом, снижение размера неустойки не должно вести к необоснованному освобождению должника от ответственности за просрочку исполнения обязательства.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае доказательства явной несоразмерности неустойки в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, ходатайство ответчика оставил без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Довод ответчика о "Регламенте многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения поездов при приеме груза и порожних вагонов к перевозке, в пути следования и при выдаче груза" утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 28.11.2017 N 2451р в суде первой инстанции не заявлялся, в связи с чем, в силу части 7 статьи 268 АПК РФ не принимается и не рассматривается.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции необоснованно принял довод истца о том, что данными Тарифного руководства, оформленного на бумажном носителе и выпущенного по заказу ОАО " РЖД" в 2004 году (действовал с 01.01.2014) по кодом ГНГ 38140090, относящегося к 3 тарифному классу, могут перевозиться только грузы с кодом ЕТСНГ 754 не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Истец не ссылался на Тарифное руководство, оформленное на бумажном носителе и выпущенное по заказу ОАО " РЖД" в 2004 году не ссылался., а ссылался на Тарифное руководство N 1 Прейскуранта N 10-01, в частности на Приложение N 2 (Перечень позиций Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов с указанием тарифных классов грузов и минимальных весовых норм в тоннах загрузки универсальных вагонов, из которых следует, что наименование груза "Растворители, не поименованные в алфавите" относятся к разделу 12 "Продукция органической химии", код ЕТСНГ - 754115, а не к наименованию груза " Пироконденсат нефтяной", относящийся к Разделу 4 "Продукция топливно- энергетической промышленности", код ЕТСНГ - 215084.
Также отклоняется довод ответчика о том, что грузоотправитель, указав в перевозочном документе код ГНГ 38140090, система АС ЭТРАН предоставила список наименований грузов, которые возможно перевозить при указании в документах данного кода ГНГ. Среди прочих наименований груза и кодов ЕТСНГ в предоставленном АС ЭТРАН списке был и груз "Пироконденсат нефтяной" с кодом ЕТСНГ 215084, что наиболее точно соответствует фактическим и химическим свойствам перевозимого груза.
АС ЭТРАН не ограничивает грузоотправителя в выборе при оформлении транспортной железнодорожной накладной.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта, Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39 (пункты 2.18, 2.21, 2.22, 2.25) ответственность за сведения, внесенные в транспортную железнодорожную накладную, несет грузоотправитель.
Довод ответчика о том, что суд не учел его довод о том, что увязка кодов ГНГ и ЕТСНГ была проверена перевозчиком еще на стадии согласования заявки на перевозку груза, а в последующем и при внесении сведений об этом в перевозочные документы при его оформлении в программе АС ЭТРАН со ссылкой на Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.11.2017 N 2451 также отклонятся как необоснованный.
В пункте 1.1 Регламента указано, что агент при приеме заявки от грузоотправителя и вводе данных заявки в АС ЭТРАН, проверяя соблюдение определенных условий, в частности возможность перевозки предъявляемого к перевозке груза в заявленном роде подвижного состава, условиям перевозки и требованиям, установленным действующим Правилам перевозок.
Также агентом проверяется указание необходимой информации в графе 12 "Примечание" заявки: об особых условиях перевозки, перевозке грузов в составе поездного формирования, не принадлежащего ОАО "РЖД".
Таким образом, перевозчик не обязан проверять информацию, указанную в разделе 12 "Примечания", отличную от необходимой информации, то есть о наличии особых условий, либо о составе поездного формирования, не принадлежащего ОАО "РЖД".
Ссылка ответчика на п.п. 5 статьи 11 Устава железнодорожного транспорта, в соответствии с которым перевозчик вправе отказать в согласовании заявки, а именно " в ином случае, предусмотренном Уставом, иными правовыми актами" в данном случае не свидетельствует об обязанности перевозчика поверять соответствие кода ЕТСНГ и кода ГНГ перевозимого ответчиком груза.
В тоже время статья 27 Устава железнодорожного транспорта предоставляет истцу право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа, и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
Таким образом, именно на ответчике, как на грузоотправителе, лежит ответственность за внесение недостоверных сведений о грузе, в результате чего была снижена стоимость перевозки.
Довод ответчика о том, что суд необоснованно не применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации также отклоняется, как необоснованный.
Исследовав и оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для снижения подлежащей взысканию неустойки.
Оснований признать иное и переоценить данные выводы суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Приложенные к апелляционной жалобе документы касаются порядка расчета провозной платы, выводы суда первой инстанции не опровергают.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2019 года по делу N А55-26339/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтетранссервис" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А.Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26339/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "НЕФТЕТРАНССЕРВИС"
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-61742/20
17.03.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22627/19
02.12.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-26339/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-26339/19