г. Саратов |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А12-38447/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А.,
рассмотрев без проведения судебного заседания и без извещения сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (404171, Волгоградская область, Светлоярский район, р.п. Светлый Яр, 4-й микрорайон, д. 6, оф. 3, ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 декабря 2019 года по делу N А12-38447/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (404171, Волгоградская область, Светлоярский район, р.п. Светлый Яр, 4-й микрорайон, д. 6, оф. 3, ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 50Б, ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098),
территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в городе Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах (403874, Волгоградская область, г. Камышин, ул. XXII Партсъезда, д. 10),
заинтересованные лица: администрация Медведицкого сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области (403762, Волгоградская область, Жирновский район, ст. Медведица, ул. Горького, д. 29, ОГРН 1053478209278, ИНН 3407010470),
администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области (403791, Волгоградская область, Жирновский район, г. Жирновск, ул. Зои Космодемьянской, д. 1, оф. 305, ОГРН 1023404976792, ИНН 3407100090),
инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, оф. 205, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (далее - ООО "Управление отходами - Волгоград", заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в городе Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах (далее - административный орган, инспекция) от 23 сентября 2019 года N 9458 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 декабря 2019 года по делу N А12-38447/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Управление отходами - Волгоград" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28 января 2020 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 22 июля 2019 года в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области поступил акт внеплановой документарной проверки от 10 июля 2019 года N 973, проведённой в отношении ООО "Управление отходами - Волгоград" инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области.
В ходе проверки установлены факты нарушения ООО "Управление отходами - Волгоград" требований пункта 148 (45), пункта 148 (46), пункта 148 (47) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), пункта 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг в части предъявления сумм к оплате за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в мае 2019 года потребителям, проживающим по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, с. Медведица, при несоблюдении периодичности и объёмов предоставления.
Допущенные нарушения квалифицированы административным органом по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
03 сентября 2019 года составлен протокол N 9458 об административном правонарушении, которым зафиксировано допущенное нарушение (т.1 л.д.45-47). ООО "Управление отходами - Волгоград" извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.48).
23 сентября 2019 года административным органом вынесено постановление N 9458 о привлечении ООО "Управление отходами - Волгоград" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб. (т.1 л.д.42-44). Заявитель извещён надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении (т.1 л.д.47 оборотная сторона).
ООО "Управление отходами - Волгоград" с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО "Управление отходами - Волгоград" в его совершении, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
ООО "Управление отходами - Волгоград" считает решение суда первой инстанции вынесенным с нарушениями норм материального и процессуального права. Заявитель считает, что на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза твёрдых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритных) из специально отведённых мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определённых соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами. Вместе с тем материалы дела не содержат сведений о наличии в ст. Медведица Жирновского муниципального района Волгоградской области мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов. Отсутствие мест (площадок) подтверждено ответом прокуратуры Жирновского района Волгоградской области. ООО "Управление отходами - Волгоград" также обращает внимание, что в связи с отсутствием мест (площадок) накопления отходов услуга по обращению с отходами осуществлялась в соответствии с периодичностью, установленной пунктом 6.4 СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест (далее - СанПиН 42-128-4690-88), что не противоречит дополнительному соглашению, заключённому с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 14.4.2 Кодекса.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 1 раздела I Правил предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Исходя из подпункта "ж" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твёрдыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 4(1) Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) указанных Правил.
Для коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в пункте 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг установлена обязанность исполнителя по обеспечению своевременного вывоза твёрдых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в тёплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков:
не более 72 часов (суммарно) в течение одного месяца;
не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже;
не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами).
В пункте 3 раздела I Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются с учётом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно пункту 4 раздела I Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённых с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Административным органом установлено, что 06 августа 2018 года комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области с ООО "Управление отходами - Волгоград" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области (далее - Соглашение), в соответствии с которым статус регионального оператора присвоен ООО "Управление отходами - Волгоград" на 10 лет.
В пункте 1.3 Соглашения указано, что региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Исходя из пункта 1.5 Соглашения, зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области. Описание границы зоны содержится в приложении N 1 к Соглашению.
Из указанного приложения следует, что зоной деятельности является территория Волгоградской области.
В силу пункта 2.1.1 Соглашения региональный оператор обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1.7 Соглашения региональный оператор обязан в течение месяца со дня наделения его статусом направить всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и проект такого договора в соответствии с формой типового договора, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.
В пункте 2.1.8 Соглашения указан срок начала деятельности - не позднее 01 января 2019 года.
На основании пункта 2.1.12 Соглашения региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора, определёнными в заявке на участие в конкурсном отборе. При этом региональный оператор не вправе допускать более 40 допустимых нарушений графика вывоза твёрдых коммунальных отходов из мест накоплений в год. Допустимым нарушением графика вывоза считается нарушение данного графика в тёплое время года не более чем на 24 часа с одного места накопления твёрдых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, в холодное время года - не более чем на 24 часа с одного места накопления твёрдых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов.
Кроме того, пунктом 2.1.17 Соглашения на регионального оператора возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения твёрдых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4)-148(6) Правил предоставления коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, может быть заключён с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий.
В пункте 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённый путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключённым на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключённый в письменной форме, должен соответствовать Правилам предоставления коммунальных услуг. В случае несоответствия указанного договора Правилам предоставления коммунальных услуг он считается заключённым на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
ООО "Управление отходами - Волгоград" представлена информация, что согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным.
На официальном сайте ООО "Управление отходами - Волгоград" (http://uo34.ru) размещена и находится в свободном доступе форма договора (оферты) на оказание коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
ООО "Управление отходами - Волгоград" свои обязательства в части размещения проекта договора (оферты) на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в официальных печатных изданиях были исполнены.
Согласно пункту 148(11) Правил предоставления коммунальных услуг региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 148(8) или 148(9) Правил предоставления коммунальных услуг;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 148(8) или 148(9) Правил предоставления коммунальных услуг, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанного в пункте 148(8) или 148(9) Правил предоставления коммунальных услуг;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг, в письменной форме заключён и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут;
г) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме - в случае принятия такими собственниками решения, предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
д) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в отношении которого расторгнут договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённый управляющей организацией, товариществом или кооперативом с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, - до заключения нового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в отношении этого многоквартирного дома.
На основании пункта 2.1.37 Соглашения ООО "Управление отходами - Волгоград" обязано обеспечивать исполнение требований к качеству коммунальных услуг в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также нести ответственность перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 17 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг вывоз твёрдых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) осуществляется не реже одного раза в трое суток, в тёплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).
За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчётного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчётный период снижается на 3,3 процента размера платы, определённого за такой расчётный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5°С и ниже) должен быть не более трёх суток, в тёплое время (при плюсовой температуре свыше +5°С) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Административным органом согласно представленным к проверке выпискам из маршрутного журнала движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) твёрдых коммунальных отходов установлено, что вывоз твёрдых коммунальных отходов на территории ст. Медведица Жирновского района Волгоградской области в мае 2019 года осуществлялся 03 мая 2019 года, 06 мая 2019 года, 10 мая 2019 года, 13 мая 2019 года, 17 мая 2019 года, 20 мая 2019 года, 24 мая 2019 года, 27 мая 2019 года, 31 мая 2019 года.
Среднесуточная температура воздуха в мае 2019 года в с. Медведица Жирновского района Волгоградской области составляла более +5°С (данные сайта Gismeteо.ru).
Из представленной информации следует, что ООО "Управление отходами - Волгоград" коммунальная услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителям, проживающим в Жирновском муниципальном районе Волгоградской области, в мае 2019 года предоставлялась с нарушением периодичности, установленной в пункте 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Исходя из пункта 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении в расчётном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчётный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В случае если в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг размер платы за указанную коммунальную услугу за расчётный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, размер снижения платы за эту коммунальную услугу за такой расчётный период не может превышать окончательно начисленный размер платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчётный период.
В соответствии с пунктом 148(46) Правил предоставления коммунальных услуг при перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу снижается на размер платы за объём непредоставленной коммунальной услуги.
Согласно пункту 148(47) Правил предоставления коммунальных услуг объём (количество) непредоставленной в течение расчётного периода коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителю в жилом или нежилом помещении рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива накопления твёрдых коммунальных отходов за расчётный период или расчётной величины потребления коммунальной услуги, определённой в соответствии с пунктами 148(30) и 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг в зависимости от способа расчёта платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Плата за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для одного проживающего в многоквартирном доме с 01 января 2019 года составляет 114,92 руб. в месяц (0,206 м3 х 557,86 pyб./м3), в частном домовладении - 113,25 руб. в месяц (0,203 м3 х 557,86 py6./м3), с учётом предоставления качественной коммунальной услуги, соблюдения периодичности и объёмов её предоставления, где: для многоквартирных домов - 2,472 м3 с проживающего в год или 0,206 м3 в месяц, для частных домовладений - 2,436 м3 с одного проживающего в год или 0,203 м3 в месяц утверждены приказом комитета от 30 июня 2017 года N 21 "Об установлении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Волгоградской области" (вступили в действие с 01 января 2019 года); 557,86 руб./м3 (в том числе НДС 20%) предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для потребителей Волгоградской области утверждён приказом комитета от 20 декабря 2018 года N 47/23.
Расчётный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу (пункт 148(27) Правил предоставления коммунальных услуг).
Календарный месяц - период времени продолжительностью от двадцати восьми до тридцати одного календарного дня. Календарный месяц имеет наименование и порядковый номер в календарном году (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 03 июня 2011 года N 107-ФЗ "Об исчислении времени").
Размер снижения платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для одного проживающего за май 2019 года исходя из фактического вывоза твёрдых коммунальных отходов в месяц с учётом среднесуточной температуры выше +5°С не реже одного раза в сутки должен производиться в следующем порядке для потребителей в частном домовладении: Р = 113,25 руб./31 дн. * 22 дн. = 80,37 руб./чел. сумма перерасчёта (возврата) платы на одного человека за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за май 2019 года, где 22 - количество дней предоставления ненадлежащего качества и (или) с перерывами, не соответствующими установленной продолжительности в соответствии с требованиями пунктов 148(45), 148(46), 148(47) Правил предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, размер платы на одного человека в месяц исходя из фактического вывоза твёрдых коммунальных отходов в мае 2019 года должен быть предъявлен к оплате в сумме: 32,88 руб. = 113,25 руб.-80,37 руб.
Размер снижения платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для одного проживающего за май 2019 года исходя из фактического вывоза твёрдых коммунальных отходов в месяц с учётом среднесуточной температуры выше +5°С не реже одного раза в сутки должен производиться в следующем порядке для потребителей в жилом помещении многоквартирного дома: Р = 114,92 руб./31дн. * 22дн. = 81,55 руб./чел. сумма перерасчёта (возврата) платы на одного человека за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за май 2019 года, где: 22 - количество дней предоставления ненадлежащего качества и (или) с перерывами, не соответствующими установленной продолжительности в соответствии с требованиями пунктов 148(45), 148(46), 148(47) Правил предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, по мнению административного органа, размер платы на одного человека в месяц исходя из фактического вывоза твёрдых коммунальных отходов в мае 2019 года должен быть предъявлен к оплате в сумме: 33,37 руб. = 114,92 руб.-81,55 руб.
Административный орган сослался на то, что учитывая расчёт процент снижения платы на одного человека за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленную ненадлежащего качества и (или) с перерывом, не соответствующим продолжительности, установленной в пункте 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, за май 2019 года должен составить для потребителей не менее 70,96 от суммы, предъявленной к оплате при предоставлении качественной коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, при соблюдении периодичности и объёмов её предоставления в соответствии с требованиями пунктов 148(45), 148(46), 148(47) Правил предоставления коммунальных услуг.
Исходя из представленных ООО "Управление отходами - Волгоград" платёжных документов за май 2019 года по потребителям, проживающим в ст. Медведица Жирновского муниципального района Волгоградской области, установлено, что данным потребителям размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за май 2019 года, предоставленную ненадлежащего качества и (или) с перерывами, не снижен.
В представленных в инспекцию платёжных документах за май 2019 года произведён перерасчёт платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ненадлежащего качества с указанием в платёжном документе основания перерасчёта платы за период предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ненадлежащего качества за период с 01 апреля 2019 года по 30 апреля 2019 года.
Документы, подтверждающие проведение перерасчёта платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за май 2019 года, предоставленную ненадлежащего качества и (или) с перерывами, в мае 2019 года потребителям, проживающим в с. Медведица Жирновского муниципального района Волгоградской области, в ходе проверки не представлены.
Выводы административного органа о том, что региональным оператором в лице ООО "Управление отходами - Волгоград" нарушены требования пунктов 148(45), 148(46), 148(47) Правил предоставления коммунальных услуг, а также пункта 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг в части предъявления сумм к оплате за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами при несоблюдении периодичности и объёмов предоставления, не оспорены заявителем. Указанное ООО "Управление отходами - Волгоград" отсутствие определённых мест (площадок) накопления отходов их вывозу не препятствовало.
ООО "Управление отходами - Волгоград" является лицом, ответственным перед потребителями, проживающими в многоквартирных домах, жилых домах на территории Волгоградской области, за обеспечение своевременного вывоза твёрдых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления.
Административным органом установлено и подтверждено материалами дела нарушение ООО "Управление отходами - Волгоград" режима, обеспечивающего своевременный вывоз твёрдых коммунальных отходов, в период январь - июнь 2019 года.
Следовательно, выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Управление отходами - Волгоград" состава вменённого правонарушения. Событие правонарушения полно и подробно отражено в протоколе об административном правонарушении от 03 сентября 2019 года N 9458. Факт совершения административного правонарушения доказан административным органом.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО "Управление отходами - Волгоград" во вменённом правонарушении административным органом доказана.
В материалы дела ООО "Управление отходами - Волгоград" в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, считает несостоятельным довод заявителя, изложенный в апелляционной жалобе, об отсутствии мест (площадок) накопления отходов и о неустановлении судом законных оснований у регионального оператора для сбора твёрдых коммунальных отходов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы согласно пункту 1.5 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области. Описание границы зоны содержится в приложении N 1 к Соглашению.
Из приложения N 1 следует, что зоной деятельности является вся территория Волгоградской области.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что на регионального оператора пунктом 2.1.17 Соглашения возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения твёрдых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности оператора.
Кроме того, отказ от предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включённом в схему, Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами не предусмотрен.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
В силу пункта 9 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Складирование твёрдых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприёмных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами).
На территории Волгоградской области определён Порядок накопления твёрдых коммунальных отходов (приказ комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 12 июля 2019 года N 1923) (далее - Порядок накопления твёрдых коммунальных отходов).
Согласно пункту 3.1 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Волгоградской области складирование твёрдых коммунальных отходов осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприёмных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором;
г) предусмотренными для отдельных видов отходов в соответствии с разделами 7-9, 11 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов.
Таким образом, на территории Волгоградской области накопление твёрдых коммунальных отходов осуществляется также и бестарным способом, что не противоречит Правилам обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
В пункте 9 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами предусмотрено, что в случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в неё сведений о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов.
При этом отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включённым в схему, Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами не предусмотрен.
Таким образом, Правила предоставления коммунальных услуг распространяют своё действие и на бестарный способ накопления твёрдых коммунальных отходов.
Доказательств невозможности предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в рассматриваемый период времени потребителям с соблюдением установленной Правилами предоставления коммунальных услуг периодичности заявителем не представлено.
Более того, ООО "Управление отходами - Волгоград" периодически осуществляло вывоз твёрдых коммунальных отходов по спорному адресу.
Таким образом, указываемое заявителем отсутствие определённых мест (площадок) накопления отходов их вывозу не препятствовало.
Также не представлено доказательств исполнения заявителем положений пункта 9 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами о направлении в уполномоченный орган информации о выявлении мест накопления твёрдых коммунальных отходов, не включённых в схему обращения отходов.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Апелляционный суд считает факт совершения правонарушения и вину заявителя доказанными. С учётом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк ООО "Управление отходами - Волгоград" к ответственности.
Оспоренное постановление вынесено в пределах срока давности, установленного в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При определении меры наказания инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.1.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 декабря 2019 года по делу N А12-38447/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья М.А. Акимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-38447/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ - ВОЛГОГРАД"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЖИРНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-63066/20
17.03.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-618/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-38447/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-38447/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-38447/19