г. Саратов |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А12-40038/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Половниковой В.А.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Диммаш" Быстрова В.А., действующего на основании доверенности от 15.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диммаш" (400036, г. Волгоград, п. Аэропорт, д. 15, кв. 4, ОГРН 1173443012401, ИНН 3443135443)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 января 2020 года по делу N А12-40038/2019 (судья Пильник С.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Диммаш" (400036, г. Волгоград, п. Аэропорт, д. 15, кв. 4, ОГРН 1173443012401, ИНН 3443135443)
к территориальному отделу Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 32а)
заинтересованные лица: прокуратура Городищенского района Волгоградской области (403003, Волгоградская область, р.п. Городище, ул. Победы, д. 8),
прокуратура Волгоградской области (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 124, ОГРН 1033400323560, ИНН 3444048120)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Диммаш" (далее - ООО "Диммаш", заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене территориального отдела Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган) от 13 сентября 2019 года N 0011540 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22 января 2020 года по делу N А12-40038/2019 заявление ООО "Диммаш" оставлено без удовлетворения.
ООО "Диммаш" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Прокуратурой Волгоградской области предоставлен отзыв на апелляционную жалобу.
Территориальный отдел Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Прокуратура Городищенского района Волгоградской области, Прокуратура Волгоградской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 18 февраля 2020 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ООО "Диммаш", арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 18 июля 2019 года в ходе проверки, проведённой на основании решения от 18 июля 2019 года N 7-34-2019 по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Самофаловка, переезд из п. Самофаловка в сторону трассы М6, выявлен факт осуществления перевозок пассажиров на коммерческой основе транспортным средством марки 2227WO, государственный регистрационный знак В776ТМ134, по регулярному маршруту межмуниципальных перевозок N 144, по путевому листу от 18 июля 2019 года N 105 ООО "Диммаш".
Общество с ограниченной ответственностью "Диммаш" осуществляет межмуниципальную регулярную перевозку пассажиров в отсутствие законных оснований - свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и карты маршрута регулярных перевозок.
При осмотре указанного транспортного средства водителем Алатиным А.И. не предъявлена карта маршрута регулярных перевозок.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем части 3 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок).
Допущенные нарушения квалифицированы по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15 августа 2019 года административным органом в отношении ООО "Диммаш" составлен протокол N 0011540 об административном правонарушении (т.1 л.д.52-55). О времени и месте составления протокола заявитель извещён надлежащим образом (т.1 л.д.56-58). Протокол направлен в адрес заявителя 16 августа 2019 года (т.1 л.д.50-51)
13 сентября 2019 года административным органом вынесено постановление N 0011540 о привлечении ООО "Диммаш" к ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб. (т.1 л.д.35-42). О времени и месте вынесения постановления заявитель извещён надлежащим образом. Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя заявителя по доверенности (т.1 л.д.46-47).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Диммаш" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции при принятии решения исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО "Диммаш", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
ООО "Диммаш" не согласилось с решением суда первой инстанции, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, считает его незаконным и необоснованным. ООО "Диммаш" полагает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении не доказана объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению заявителя, ни административным органом, ни судом первой инстанции не было установлено и доказано наличие какой-либо системности при осуществлении перевозок ООО "Диммаш", а также существования расписания движения транспортного средства, в отношении которого была проведена проверка. В обжалованном решении, как считает заявитель, не содержится ссылок на доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства. Выводы суда первой инстанции об осуществлении ООО "Диммаш" регулярных перевозок по маршруту N 114 "Волгоград-Самофаловка" не соответствуют обстоятельствам дела и не являются доказанными.
Кроме того, не было установлено и доказано, что транспортное средство, осуществлявшее заказную перевозку 18 июля 2019 года, следовало строго по указанному маршруту через все установленные промежуточные остановочные пункты. Заявитель критически относится к выводу суда первой инстанции о том, что направление движения транспортного средства существенно совпадает с регулярным маршрутом N 114. Более того, действующее законодательство не содержит запрета на осуществление заказных перевозок по направлениям, которые совпадают с маршрутом регулярных перевозок.
Заявитель в апелляционной жалобе отмечает, что вопреки выводу суда первой инстанции прокуратурой, административным органом, судом первой инстанции не исследовались и не устанавливались обстоятельства осуществления перевозок в обратном направлении, ссылок на соответствующие доказательства в обжалованном решении не содержится.
Договор фрахтования транспортного средства от 17 июня 2019 года N 5 является реальным, стороны его исполняли, а также производили оплату по нему, что подтверждено платёжными поручениями, представленными в материалы дела, которые не были оценены судом. Кроме того, данный договор не был оспорен в суде на предмет его недействительности.
ООО "Диммаш" обращает особое внимание на то, что судом первой инстанции не были исследовали характер и степень общественной опасности правонарушения. Заявитель считает возможным назначение наказания в виде предупреждения. Назначение административного штрафа в размере 300000 руб. не соответствует характеру правонарушения, несоразмерно его тяжести, не является справедливым и не отвечает принципам юридической ответственности. Штраф в указанном размере является существенной суммой для ООО "Диммаш" и ставит под угрозу осуществление им нормальной хозяйственной деятельности.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта). Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные Уставом автомобильного транспорта, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Устава автомобильного транспорта).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Законом об организации регулярных перевозок (статья 1 Закона об организации регулярных перевозок).
В соответствии со статьёй 5 Устава автомобильного транспорта перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
Для квалификации совершённого предпринимателем деяния и решения вопроса о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения существенное значение имеет определение вида перевозки (регулярные перевозки или перевозки по заказам).
Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа определены в главе 3 Устава автомобильного транспорта.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (часть 1 статьи 19 Устава автомобильного транспорта).
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (часть 1 статьи 20 Устава автомобильного транспорта).
В пунктах 3, 5, 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 (далее - Правила перевозок пассажиров), предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Анализ приведённых норм свидетельствует о том, что необходимым условием при осуществлении регулярных перевозок является наличие публичного договора как основания перевозки, системность деятельности по перевозке, наличие расписания движения.
Согласно статье 2 Устава автомобильного транспорта маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; заказ-наряд - форма договора фрахтования.
В пункте 20 части 1 статьи 3 Закона об организации регулярных перевозок карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок).
В части 2 названной статьи установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учётом положений Закона об организации регулярных перевозок.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок государственный или муниципальный заказчик выдаёт на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдаётся на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3 статьи 17 Закона об организации регулярных перевозок).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В силу части 2 статьи 28 Закона об организации регулярных перевозок бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчётности, защищённым от подделки.
В карте маршрута регулярных перевозок указываются наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту (пункт 6 части 4 статьи 28 Закона об организации регулярных перевозок).
В части 3 статьи 35 Закона об организации регулярных перевозок установлена обязанность водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определённому маршруту регулярных перевозок. Каждый субъект, осуществляющий перевозки пассажиров автомобильным транспортом, обязан иметь карту маршрута регулярных перевозок.
Согласно пунктам 1 и 2 части 4 статьи 39 Закона об организации регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной Законом об организации регулярных перевозок компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 указанной статьи карт:
1) выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества;
2) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 данной части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учётом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В силу статьи 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.
Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Устава автомобильного транспорта.
В части 1 статьи 27 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключённого в письменной форме.
Согласно частям 2 и 3 статьи 27 Устава автомобильного транспорта договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, должен включать в себя:
1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств);
3) маршрут и место подачи транспортного средства;
4) определённый или неопределённый круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
5) сроки выполнения перевозки;
6) размер платы за пользование транспортным средством;
7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учётом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определённого круга лиц). Договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 этой статьи условия.
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 данной статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (часть 4 статьи 27 Устава автомобильного транспорта).
В силу пункта 89 Правил перевозок пассажиров перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьёй 27 Устава автомобильного транспорта.
Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определённого круга лиц или неопределённого круга лиц (пункт 90 Правил перевозок пассажиров).
Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определённого круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 Правил перевозок пассажиров (пункт 91 Правил перевозок пассажиров).
В силу пункта 92 Правил перевозок пассажиров посадка лиц, определённых договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путёвки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
В пункте 94 Правил перевозок пассажиров установлено, что договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключён в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
В соответствии с пунктом 95 Правил перевозок пассажиров транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, должно быть оформлено табличками с надписью "Заказной", размещаемыми: над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; на заднем окне транспортного средства.
Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика (пункт 97 Правил перевозок пассажиров).
Из материалов дела следует, что ООО "Диммаш" осуществляло регулярную перевозку пассажиров по маршруту N 114 "Волгоград-Самофаловка" транспортным средством, государственный регистрационный знак В776ТМ134, оборудованным указателем конечного остановочного пункта "Самофаловка".
Доводы заявителя об осуществлении заказной перевозки пассажиров не подтверждены фактическими данными в соответствии с Правилами перевозок пассажиров.
В ходе проверки установлено, что при посадке пассажиров в транспортное средство с них взималась плата за проезд, проезд оплачивался водителю пассажирами самостоятельно, предварительный заказ билетов не осуществлялся, пассажиры какие-либо заявки на бронирование билетов не подавали, билеты заблаговременно не заказывали, что подтверждено объяснениями пассажиров Зуева Д.П. и Абрамихина Ю.Н. (т.1 л.д.79-83).
Из объяснений указанных пассажиров также следует, что они сели в транспортное средство с государственным регистрационным знаком В776ТМ134, оплатили проезд водителю в салоне автомобиля, договоров на перевозку ни с кем не заключали.
Из объяснений водителя Алатина А.И. (т.1 л.д.83-84) следует, что 18 июля 2019 года перевозка осуществлялась по маршруту N 114 п. Самофаловка - г. Волгоград. Перевозка пассажиров и её периодичность осуществляется по заявкам (звонкам) пассажиров, желающих поехать по данному маршруту. Промежуточные остановки определяют сами пассажиры, количество и состав которых не зафиксирован в документах. Списки пассажиров составляются самим водителем, при этом 18 июля 2019 года такого списка не составлено. При посадке пассажир оплачивает проезд в сумме 70 руб., пенсионеры оплачивают 60 руб. Расписание не составляется, поскольку перевозка осуществляется по мере необходимости. Количество перевозимых пассажиров в день составляет от двух до восьми человек.
Факт перевозки подтверждён предоставленным в материалы дела маршрутным листом от 18.07.2019 N 105.
При проверке транспортного средства, принадлежащего ООО "Диммаш", административным органом установлен факт использования транспортного средства марки 2227WO, государственный регистрационный знак В776ТМ134, для осуществления регулярных перевозок пассажиров в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок.
Кроме того, факт неоднократного следования по одному и тому же маршруту указанного транспортного средства с 01 января 2019 года по 18 июля 2019 года подтверждён информацией системы "Андромеда", предоставленной Отделу МВД по Городенскому району (т.1 л.д.59).
Факт невыполнения заявителем установленных законодательством требований подтверждён материалами дела, в том числе протоколом от 15 августа 2019 года N 0011540 об административном правонарушении и постановлении от по делу об административном правонарушении от 13.09.2019 N 0011540.
Следовательно, выявленное нарушение свидетельствует о наличии в действиях ООО "Диммаш" состава вменённого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя во вменённом правонарушении административным органом доказана.
Принадлежность транспортного средства марки 2227WO, государственный регистрационный знак В776ТМ134, перевозчику юридическому лицу ООО "Диммаш" на праве аренды подтверждена материалами дела.
В отношении пассажиров ООО "Диммаш" является лицом, осуществляющим регулярные перевозки по маршруту.
Факт использования автотранспортного средства для перевозок пассажиров без карты маршрута установлен административным органом.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судами обеих инстанций установлено, что ООО "Диммаш" не принято всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства о защите прав потребителей.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено. С учётом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк заявителя к ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя во вменённом правонарушении административным органом доказана.
В отношении пассажиров ООО "Диммаш" является лицом, осуществляющим регулярные перевозки по маршруту.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя, что маршрут следования транспортных средств, принадлежащих предпринимателя, не совпадает с маршрутом регулярных межмуниципальных перевозок N 114, как опровергающий вывод суда первой инстанции и административного органа о наличие состава вменённого правонарушения в действиях предпринимателя. Регулярность осуществляемых обществом перевозок пассажиров с использованием автобуса административным органом подтверждена.
Несмотря на то, что заявителем представлен договор фрахтования, заключенный ООО "Диммаш" и ИП Шнейдер М.И., систематичность перевозок свидетельствует о том, что они осуществляются не по заказу, а как регулярные перевозки пассажиров, несмотря на то, что остановки осуществляются по требованию пассажиров.
Регулярность может характеризовать работу на любом маршруте: как легальном с точки зрения требований Закона об организации регулярных перевозок, так и нелегальном.
Отсутствие сведений о включении маршрута следования транспортного средства, используемого обществом для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в реестр муниципальных маршрутов не может являться основанием для освобождения общества от обязанности исполнения требований части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ, согласно которой водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок (а не перевозок по установленному маршруту, внесенному в реестр), обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Иначе возможность ухода от административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствие карты маршрута при осуществлении регулярных перевозок пассажиров приводит к получению лицом, осуществляющим такие перевозки, необоснованных преимуществ из своего незаконного и недобросовестного поведения. Данные выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2019 N 310-ЭС19-10668 по делу N А14-345/2018.
Кроме того, нарушение установленного порядка использования автобуса для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в том числе использование автобуса для таких перевозок без карты маршрута по произвольному (не зарегистрированному) маршруту регулярных перевозок, нарушает безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
В апелляционной жалобе ООО "Диммаш" просило заменить административный штраф предупреждением.
В соответствии с частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьёй 4.1.1 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при отсутствии имущественного ущерба.
Фактически с учётом взаимосвязанных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае суд не усматривает оснований для замены назначенного ООО "Диммаш" наказания в виде административного штрафа на наказание в виде предупреждения.
Апелляционная коллегия учитывает характер общественных отношений, на которые посягает допущенное заявителем правонарушение (социальную значимость деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, обеспечение безопасности жизни и здоровья при осуществлении перевозок), а также принимает во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения и тот факт, что не имеется совокупности обстоятельств, которые в силу указанных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут являться основанием для замены назначенного ООО "Диммаш" административного штрафа предупреждением.
При определении меры наказания учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.1.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 января 2020 года по делу N А12-40038/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-40038/2019
Истец: ООО "ДИММАШ"
Ответчик: Территориальный отдел государственног надзора по Волгоградской области Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: ПРОКУРАТУРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Прокуратура Городищенского района Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-63069/20
17.03.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1547/20
22.01.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-40038/19
18.11.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-40038/19