г. Ессентуки |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А61-3471/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 17.03.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании: от заявителя - акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ОГРН-1021500580090, ИНН-1502002701) - Бесаева С.В. (доверенность от 27.01.2020 N 28); от заинтересованного лица - Региональной службы по тарифам РСО-Алания(ОГРН-1061515005166, ИНН-1515909328) - Дарчинова И.Р. (доверенность от 03.02.2020 N 5); рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам РСО-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.10.2019 по делу N А61-3471/2019,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.10.2019 удовлетворено заявление акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее - заявитель, общество) к Региональной службе по тарифам РСО-Алания (далее - РСТ, служба) об оспаривании постановления от 03.07.2019 N 90-9.15/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП, Кодекс). Суд указал, что материалы дела не свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) служба просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявления общества, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. В частности, податель жалобы указывает, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса; порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
Общество в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 29.04.2019 АО "Севкавказэнерго" обратилось в Службу с предложением сбытовых надбавок и доходности продаж ГП "АО "Севкавказэнерго" на 2020 год.
К вышеуказанному заявлению, АО "Севкавказэнерго" в соответствии с п. 9(1) Правил не приложил предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования на 2020 на бумажном носителе (данный факт был подтвержден в судебном разбирательстве и стороной не оспаривается).
В силу вышеуказанного нарушения Служба, 29.04.2019, произвела осмотр официального сайта общества для установления соблюдения (несоблюдения) юридическим лицом стандартов раскрытия информации в части факта раскрытия предложения о размере цен (тарифов) на территории РСО-Алания на 2020 год.
Как следует из материалов дела, Службой по результатам анализа опубликованного на официальном сайте АО "Севкавказэнерго" предложения о размере цен (тарифов), а также расчётных и обосновывающих материалов, приложенных к заявлению об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Общества на территории РСО-Алания на 2020 год, установлено несоответствие опубликованного предложения о размере цен (тарифов) на территории РСО-Алания на 2020 год предложению, представленному 29.04.2019 Обществом в адрес Службы, в части:
- в приложении N 1, раздела 2, предложения о размере цен (тарифов) на 2020 год строка 1.1 факт 2018 года "полезный отпуск э/энергии" не соответствует строке "полезный отпуск э/энергии", приложенной к заявлению об установлении тарифов формам N 46-ЭЭ на 2018 год (том N2 тарифной заявки на CD-R диске)
- в приложении N 1 раздела 2, предложения о размере цен (тарифов) на 2020 год, строка 6.1 факт 2018 года "среднесписочная численность персонала" не соответствует среднесписочной численности персонала указанных в формах П-4 за 2018 год (Том N 2 тарифной заявки стр. 517-552).
- в приложении N 1 раздела 2, предложения о размере цен (тарифов) на 2020 год, строка 6.2 факт 2018 года "среднемесячная заработная плата на одного работника" не соответствует среднемесячной заработной плате на одного работника указанной в формах П-4 за 2018 год (Том N 2 тарифной заявки стр. 517-552).
- в приложении N 1 раздела 2, предложения о размере цен (тарифов) на 2020 год, строка 7 факт 2018 года "проценты на обслуживание заемных средств" не соответствует расшифровки к бухгалтерскому балансу за 2018 г, а именно таблице 5.6.7 "кредиты и займы" (Том N 1 тарифной заявки стр. 335).
Руководитель РСТ РСО-Алания, рассмотрев служебную записку начальника отдела регулирования, контроля и аудита от 29.05.2019 вынес в отношении АО "Севкавказэнерго" определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 90-9.15/2019 от 03.06.2019 по статье 9.15 КоАП РФ.
В данном определении законному представителю Общества надлежало явиться в РСТ 19.06.2019 в 15 час.30 мин. для составления протокола об административном правонарушении. Определение получено Обществом 10.06.2019 (т.2, л.д.40-44).
19.06.2019 в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом, РСТ составлен протокол N 90-9.15/2019 об административном правонарушении по статье 9.15 КоАП РФ. Протокол получен Обществом 24.06.2019 (т.2, л.д.46-50).
В протоколе об административном правонарушении указана дата рассмотрения административного дела - 03.07.2019 в 11 час.30 мин.
До рассмотрения протокола Общество 11.06.2019 направило в РСТ информацию N 015/1127 с письменными пояснениями (т.2, л.д.45).
03.07.2019 РСТ, в отсутствии надлежаще уведомленного законного представителя Общества, вынесла постановление по делу N 90-9.15/2019 о привлечении АО "Севкавказэнерго" к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб., за несоблюдение требований, установленных пунктом 9 (1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Правила N 1178), пункта 12 постановления Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (далее - Стандарты).
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 ст. 9.15 КоАП РФ, нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Объектом рассматриваемого состава административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере обеспечения энергетической безопасности, нормальной эксплуатации электрических сетей, прав граждан и юридических лиц на получение информации о деятельности субъектов рынка электрической энергии и мощности.
Объективная сторона: АО "Севкавказэнерго" состоит в предоставление заведомо ложных сведений в Службу заявлением от 29.04.2019 год с предложением сбытовых надбавок и доходности продаж ГП "АО "Севкавказэнерго" на 2020 год, а также расчётных и обосновывающих материалов, приложенных или опубликование заведомо ложных сведений на официальном сайте Общества о своей деятельности в предложении о размере цен (тарифов) на 2020 год.
Субъект административного правонарушения: АО "Севкавказэнерго".
Субъективная сторона рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности - в форме простой небрежности.
Согласно абзацу 5 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона N 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 названного Закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях, Закон N 147-ФЗ) в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством РФ, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (далее - Стандарты) под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Стандартами установлено, что, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно пункту 8 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпункта "г" пункта 12 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
На основании пункта 17 Стандартов указанная в подпункте "г" пункта 12 настоящего документа информация подлежит раскрытию на официальных сайтах регулируемых организаций или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, содержащего такую информацию.
Нормы Стандартов раскрытия информации являются императивными и обязательными для исполнения и не ставят вопрос о необходимости публикации сведений в зависимость от содержания публикуемой информации.
Вывод суда о том, что сумма, отраженная в Приложении N 1 (Том N1 стр. 66) по факту 2018 года, строго соответствует бухгалтерскому балансу (Том N1 стр. 50) АО "Севкавказэнерпго" за 2018 год (строка 2330) "проценты к уплате" отчета о финансовых результатах), ошибочна в связи со следующим.
В соответствии с приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Пунктом 4 вышеуказанного приказа установлено, что иные приложения к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств (далее - пояснения): оформляются в табличной и (или) текстовой форме; содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к настоящему Приказу.
В соответствии с 24 и п. 25 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения. Существенные отступления должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности с указанием причин, вызвавших эти отступления, а также результата, который данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Организацией должно быть обеспечено подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступлений от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.
На основании вышеизложенного таблица 5.6.7 (Том N 1 стр. 53), в которой Служба нашла расхождения со строкой 7 факт 2018 года Приложения N 1 раздел 2, является приложением и пояснением к бухгалтерскому балансу АО "Севкавказэнерго" за 2018 год по кредитным и заемным процентам.
При анализе данной таблицы видно, что проценты из суммы кредитного займа 115 445 тыс. составили 3 622 тыс. в то время как АО "Севкавказэнерго" указывает в своем приложении сумму к уплате процентов 121 665 тыс., разница расхождения составляет 118 043 тыс.
Довод АО "Севкавказэнерго" о том, что вышеуказанная сумма расхождения является процентом за пользование чужими денежными средствами по договору реструктуризации долга заключенного между АО "Севкавказэнерго" и ПАО "МРСК СК", также не находит своего подтверждения ни в одном из представленных документах к бухгалтерскому балансу, более того согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 76 за 2018 год, проценты за пользование чужими денежными средствами составили 132 485 470 рублей (Том N 2 стр. 88).
Вывод суда по 2-3 основанию, о том, что сумма отраженная в отношении работников списочного состава соответствует сумме, отраженной в Форме п-4 (Том N 2 стр. 2-39) по факту 2018 года, не обоснована в связи со следующим:
В соответствии с приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Пунктом 4 вышеуказанного приказа установлено, что иные приложения к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств (далее - пояснения): оформляются в табличной и (или) текстовой форме; содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к настоящему Приказу.
В соответствии с 24 и п. 25 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией, исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения. Существенные отступления должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности с указанием причин, вызвавших эти отступления, а также результата, который данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Организацией должно быть обеспечено подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступлений от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.
В предложении о размере цен (тарифов) на территории РСО-Алания на 2020 год в строке 6.1 указана сумма по среднесписочной численности персонала в размере 477.8, а в пояснениях к бухгалтерскому балансу, представленного в адрес Службы, сумма по среднесписочной численности персонала указана в 501 человек (Том N 1 стр. 120), расхождение составило 24 человека.
На основании вышеизложенного виду того, что в соответствии с Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н пояснения к бухгалтерскому балансу являются неотъемлемой частью бухгалтерского баланса, то данное не соответствие является значительным и подтверждается материалами дела.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт несоответствия опубликованного на официальном сайте Общества предложения о размере цен (тарифов) на территории РСО-Алания на 2020 год предложению, представленному в адрес Службы.
Материалами дела подтверждается факт несоответствия опубликованного на официальном сайте АО "Севкавказэнерго" предложения о размере цен (тарифов) на 2020 год, предложению о размере цен (тарифов), а также расчётных и обосновывающих материалов, приложенных к заявлению об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, представленному 29.04.2019 года в адрес Службы.
В данном случае доказательств невозможности соблюдения обществом требований Правил, в материалах дела не имеется.
АО "Севкаказэнерго" не представило во время рассмотрения административного дела документы, опровергающие факт выявленного правонарушения. Служба достаточно полно и всесторонне исследовала фактические обстоятельства по делу и установила наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст. 9.15 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, приведенные в заявление АО "Севкавказэнерго", подлежат отклонению Службой, поскольку они не опровергают выводов Службы в постановление от 03.07.2019 г. по делу N 90-9.15/2019, а лишь выражают несогласие с ними.
Наказание обществу назначено в пределах санкции, установленной ст. 9.15 Кодекса.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом, общество привлечено к административной ответственности в пределах годичного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в виду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ),
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.10.2019 по делу N А61-3471/2019 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3471/2019
Истец: АО "Севкавказэнерго"
Ответчик: РСТ РСО-Алания
Третье лицо: РСТ РСО-Алания