г. Тула |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А68-9450/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Соловьевой К.С., при участии представителей заявителя - производственного кооператива "Лукашинский" (г. Щекино, ОГРН 1177154013816, ИНН 7118021128) - Кучебо Е.В. (доверенность от 01.06.2019) и заинтересованного лица - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тульской области (г. Щекино, ОГРН 1047103420000, ИНН 7118023083) - Гусельмана В.Г. (доверенность от 31.12.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу производственного кооператива "Лукашинский" на решение Арбитражного суда Тульской области от 05.02.2020 по делу N А68-9450/2019 (судья Заботнова О.М.),
УСТАНОВИЛ:
производственный кооператив "Лукашинский" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тульской области (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 10.10.2018 N 51584 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.02.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, кооператив обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на то, что он не получал сообщение инспекции о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) от 04.09.2017 N 63. Полагает, что, принимая налоговые платежи по УСН, инспекция фактически признала его право на применение УСН. Считает, что уведомление от 25.12.2017 N 56787655 по форме 26.2-6 об изменении объекта налогообложения, направленное им в адрес инспекции, осталось без ответа. Отмечает, что о подтверждении инспекцией его права на применение УСН свидетельствует принятие ею деклараций по УСН за 2017 - 2018 годы и уплаченных авансовых платежей в связи с применением УСН.
От инспекции в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения, изложенные в отзыве, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что кооператив создан в качестве юридического лица и поставлен на налоговый учет по своему месту нахождения в инспекцию 09.06.2017.
В инспекцию кооперативом 23.05.2018 подана налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2018 года, в соответствии с которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 0 рублей.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 23.08.2018 N 53139 и принято решение от 10.10.2018 N 51584 о привлечении кооператива к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с решением инспекции, кооператив обжаловал его в управление Федеральной налоговой службы по Тульской области, которое решением от 09.07.2019 N 07-15/21707@ оставило жалобу без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции является незаконным, нарушающим его права и законные интересы, кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с кодексом должны прилагаться к налоговой декларации.
В силу пункта 4 этой статьи налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации на бумажном носителе.
В пункте 7 названной статьи определено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.
В статье 174 установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые декларации по НДС, а также закреплен срок их представления.
Так, из пункта 5 статьи 174 НК РФ следует, что налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Статьей 163 НК РФ определено, что налоговый период устанавливается как квартал.
Следовательно, пунктом 5 статьи 174 с учетом статьи 163 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по истечении каждого налогового периода и срок ее представления - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в данном случае - 25.04.2018.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
Поскольку кооператив в нарушение пункта 5 статьи 174 НК РФ представил в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2018 года 23.05.2018, то, как верно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство образует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ.
В соответствии со статьей 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
При этом лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
Как установлено судом первой инстанции, решением от 16.01.2018 N 47049, вступившим в силу 01.03.2018, кооператив привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 199 НК РФ.
Следовательно, при расчете суммы штрафа инспекцией обоснованно учтены отягчающие обстоятельства, а также сумма налога, подлежащая уплате по декларации, в связи с чем вывод суда первой инстанции о правомерном привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 199 НК РФ в виде штрафа в размере 2000 рублей, является верным.
Отклоняя довод кооператива о том, что он является налогоплательщиком, применяющим с момента регистрации УСН, и не обязано исчислять и уплачивать НДС, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 2 статьи 346.13 НК РФ сказано, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
На основании подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ, не вправе применять этот специальный налоговый режим.
Таким образом, перешедшими на УСН считаются налогоплательщики, направившие в налоговый орган заявление и фактически перешедшие на данный режим налогообложения.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, поскольку кооператив создан в качестве юридического лица и поставлен на налоговый учет по месту своего нахождения в инспекцию 09.06.2017, то в силу вышесказанного для применения УСН он обязан был представить в налоговый орган уведомление о применении упрощенной системы налогообложения в срок не позднее 09.07.2017.
Однако фактически такое уведомление подано кооперативом в инспекцию только 09.08.2017, т. е. с нарушением установленного срока, на что инспекция указала кооперативу в сообщении о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН от 04.09.2017 N 63.
Довод кооператива, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что он такое сообщение не получал, является несостоятельным, поскольку данное сообщение направлено инспекцией в адрес кооператива по почте 12.09.2017, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений от 06.09.2017 N 1092 с проставленной на нем печатью ФГУП "Почта России" (т. 1, л. 81).
При этом апелляционная коллегия обращает внимание на то, что организация получения почтовой корреспонденции является обязанностью кооператива, а ненадлежащая организация получения является его риском.
Таким образом, инспекция правомерно указала кооперативу на отсутствие у него права применить УСН ввиду ненадлежащего уведомления о переходе на указанный режим налогообложения.
Более того, кооперативом в материалы дела не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес инспекции уведомления о переходе на УСН с 01.01.2018.
К тому же, как верно отмечено судом первой инстанции, с момента государственной регистрации кооператив представлял в инспекцию налоговые декларации по НДС за 2 - 4 кварталы 2017 года и по налогу на прибыль организаций за полугодие 2017 года.
Следовательно, инспекция правомерно исходила из того, что кооператив применяет общую систему налогообложения.
Причем указание кооператива в апелляционной жалобе на то, что декларации по НДС не отражали его хозяйственную деятельность, в рассматриваемом случае не имеет правового значения для целей рассмотрения настоящего спора.
Довод кооператива, продублированный в апелляционной жалобе, о том, что, принимая налоговые платежи по УСН, инспекция фактически признала право кооператива на применение УСН, справедливо отклонен судом ввиду того, что уплата авансовых платежей и налога по данной системе налогообложения, не может отменить установленное законом ограничение на применение УСН.
Кроме того, судом верно указано, что согласно пункту 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (пункт 2 статьи 22, подпункты 1 и 5 пункта 1 статьи 31, пункт 2 статьи 32 НК РФ).
При этом из материалов дела усматривается, что, во-первых, решением от 16.01.2018 N 47049 инспекция привлекла кооператив к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за нарушение срока представления налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2017 года, во-вторых, в адрес кооператива инспекцией неоднократно направлялись требования о предоставлении пояснений, в частности, от 18.06.2018 N 25178, в котором сообщалось о том, что кооператив не является плательщиком налога по УСН ввиду нарушения сроков подачи уведомления о переходе на УСН, и, в-третьих, инспекцией на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ приняты решения о приостановлении операций по счетам в банке в связи с неисполнением обязанности по представлению налоговой отчетности по общей системе налогообложения.
Сказанное свидетельствует об отсутствии со стороны инспекции действий, позволяющих расценивать их как фактическое признание права кооператива на применение УСН с даты постановки на налоговый учет.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления кооператива.
Довод апелляционной жалобы о том, что уведомление от 25.12.2017 N 56787655 по форме 26.2-6 об изменении объекта налогообложения, направленное им в адрес инспекции, осталось без ответа, является несостоятельным, поскольку в ответ на это уведомление инспекцией 28.12.2017 направлено письмо о нарушении срока уведомления о переходе на УСН от 27.12.2017 N 07-07/29102, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 28.12.2017 N 1605 с отметкой ФГУП "Почта России".
Доводы кооператива о том, что им поданы декларации по УСН за 2017 - 2018 годы и уплачены авансовые платежи в связи с применением УСН, которые приняты инспекцией, что свидетельствует о подтверждении последней права кооператива на применение УСН, подлежит отклонению.
На основании пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Следовательно, отсутствие отказа со стороны налогового органа в принятии налоговых деклараций по УСН не является подтверждением права на применение специального налогового режима.
При этом ссылка кооператива на пункт 7 статьи 45 НК РФ нельзя признать правомерной, поскольку налоговый орган в соответствии с абзацами 6 и 7 данного пункта наделен правом на самостоятельное уточнение платежа лишь в случае обнаружения ошибки оформления поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. Решение об уточнении платежа принимается, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
В остальных случаях предусмотренных статьей 45 НК РФ налоговый орган проводит уточнение платежа только на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика.
Таким образом, сама по себе уплата авансовых платежей и налога по УСН не отменяет установленное законом ограничение на применение данной системы налогообложения.
Ссылка кооператива в апелляционной жалобе на определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2019 N 310-ЭС19-1705 не принимается во внимание апелляционной коллегии, поскольку данный судебный акт принят по иным фактическим обстоятельствам.
Так, в указанном деле налоговый орган, доначисляя налоги по общей системе налогообложения, посчитал налогоплательщика утратившим право на применение УСН и применении данной системы налогообложения в спорном периоде с нарушением пункта 5 статьи 346.13 НК РФ без уведомления налогового органа.
В связи с этим суд посчитал, что хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление на использование УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи).
Однако в настоящем деле кооператив, ссылаясь на неполучение письма инспекции о нарушении срока подачи уведомления о переходе на УСН, не обжаловал в установленном порядке якобы допущенное бездействие налогового органа, а начал подавать необходимые декларации по общей системе налогообложения, показывая, таким образом, свое нахождение на этой системе.
Иные доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 05.02.2020 по делу N А68-9450/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-9450/2019
Истец: ПК "Лукашинский"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2371/20
16.03.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1418/20
05.02.2020 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-9450/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Тульской области N А68-9450/19