г. Хабаровск |
|
17 марта 2020 г. |
А73-6438/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Швец Е.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от товарищества собственников недвижимости (жилья) "Краснодарская 17": Сергеев С.С., представитель по доверенности от 06.05.2019;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Сенченко Е.С., представитель по доверенности от 13.12.2019 N 01.0-13814;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости (жилья) "Краснодарская 17"
на решение от 23.12.2019
по делу N А73-6438/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению товарищества собственников недвижимости (жилья) "Краснодарская 17" (ОГРН 1162724085523, ИНН 2724216640)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (ОГРН 1052700251801, ИНН 2724084440)
о признании недействительным представления от 25.03.2019
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости (жилья) "Краснодарская 17" (далее - ТСН (жилья) "Краснодарская 17") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора) о признании недействительным представления от 25.03.2019.
Решением суда от 23.12.2019 отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель со ссылкой на положения Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, считает, что оспариваемое предписание является неисполнимым в указанные в нем сроки, поскольку на момент его вынесения не вступил в законную силу административный регламент предоставления муниципальной услуги "Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Хабаровск".
Управление Роспотребнадзора выразило несогласие с позицией товарищества в отзыве на апелляционную жалобу, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали позиции, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение процессуального законодательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора проведена проверка в отношении ТСН (жилья) "Краснодарская 17" на предмет соблюдения требований, установленных Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64.
В ходе проверки установлено нарушение абзаца 2 пункта 8.2.5 названных СанПиН, а именно: расстояние от контейнерной площадки в виде заглубленного мусоросборника капсульного типа для сбора твердых коммунальных отходов для жителей жилого дома по ул. Краснодарская, 17 составляло 14,2 метра до торца жилого дома N 21 по ул. Краснодарская в г. Хабаровске.
Установленные при проверке обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ТСН (жилья) "Краснодарская 17" протокола об административном правонарушении от 12.03.2019 и привлечения постановлением Управления Роспотребнадзора от 25.03.2019 N 501 к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В целях устранения выявленных причин нарушений санитарно-эпидемиологических правил представлением от 25.03.2019 административный орган обязал ТСН (жилья) "Краснодарская 17" в течение месяца со дня получения представления установить контейнерную площадку на должное расстояние (не менее 20 метров) от МКД N 21 по ул. Краснодарская в городе Хабаровске и сообщить о принятых мерах должностному лицу, вынесшему представление. Представление получено товариществом 01.04.2019.
Не согласившись с представлением, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о проверке его законности.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
На основании пункта 2.2.3 действующих на момент спорных правоотношений СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Аналогичное требование также содержится в пункте 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).
Из анализа указанных норм права следует, что обязанность по обеспечению организации, обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на управляющую организацию, с которой собственниками многоквартирного дома заключен договор управления.
Судебной коллегией установлено, что управление многоквартирным домом N 17 по улице Краснодарской в городе Хабаровске осуществляет ТСН (жилья) "Краснодарская 17".
Постановлением Управления Роспотребнадзора от 25.03.2019 N 501 товарищество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ, за нарушение требований абзаца 2 пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, выразившееся в размещении контейнерной площадки в виде заглубленного мусоросборника капсульного типа для сбора твердых коммунальных отходов жителей дома на расстоянии 14,2 метра до торца жилого дома N 21 по улице Краснодарская в городе Хабаровске.
Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 17.05.2019 по делу N 12-398/19, оставленным без изменения решением Хабаровского краевого суда от 24.07.2019 по делу N 21-592/2019, признано законным и обоснованным постановление от 25.03.2019 N 501.
С учетом части 3 статьи 69 АПК РФ, установленные по настоящему делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении товариществом абзаца 2 пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 при размещении контейнерной площадки в виде заглубленного мусоросборника капсульного типа для сбора твердых коммунальных отходов, а изложенные в вышеуказанном постановлении выводы управления о наличии в действиях товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, признаются подтвержденными.
Поскольку оспариваемое в рамках настоящего дела представление от 25.03.2019 вынесено на основании обстоятельств, отраженных в вышеуказанном постановлении по делу об административном правонарушении, и требование административного органа направлено на устранение допущенных нарушений со стороны товарищества по обеспечению размещения и обустройства места временного накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях (помещениях), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии действующему законодательству и не нарушении им прав и законных интересов заявителя, поскольку не возлагает на него не предусмотренную законом обязанность.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя о неисполнимости на момент вынесения оспариваемого представления со ссылкой на не вступление в законную силу постановления Администрации города Хабаровска от 29.03.2019 N 936 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Хабаровск" (далее - Административный регламент), тем самым отсутствовал порядок согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отклоняются судом апелляционной инстанции как не подтвержденные соответствующими доказательствами.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пунктам 4, 7 Правил N 1039, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов (пункт 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88).
По мнению судебной коллегии, дата вступления в законную силу вышеуказанного Административного регламента не имеет правого значения.
Учитывая, что на момент вынесения представления действующим законодательством на товарищество возложена обязанность по содержанию общего имущества, включающая в себя организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями, то у заявителя имелась возможность обратиться в порядке, предусмотренном Правилами N 1039, в орган местного самоуправления для решения вопроса об организации мест накопления твердых коммунальных отходов для устранения соответствующих нарушений.
Заявителем не представлено доказательств, что в течение месяца с момента получения представления (с 01.04.2019), у товарищества отсутствовала возможность обратиться в администрацию за согласованием вопроса об организации контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, подъездов к ней, либо получения отказа в согласовании, о причине которого можно было бы сделать вывод о неисполнимости представления, то есть невозможности размещения контейнерной площадки в районе сложившейся застройки в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии в спорном случае совокупности предусмотренных законом условий для признания оспариваемого акта органа санитарно-эпидемиологического надзора незаконным.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с этим изложенные в жалобе доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату заявителю на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2019 по делу N А73-6438/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников недвижимости (жилья) "Краснодарская 17" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей как излишне уплаченную по платежному поручению от 22.01.2020 N 6 за рассмотрение апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6438/2019
Истец: ТСН "Краснодарская 17"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю