город Ростов-на-Дону |
|
17 марта 2020 г. |
дело N А32-58328/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью страховое общество "Верна"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2020
по делу N А32-58328/2019
по заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации
к обществу с ограниченной ответственностью страховое общество "Верна"
при участии третьего лица Зощука Константина Васильевича
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью страховое общество "Верна" (далее - ООО СО "Верна", общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 09.12.2019 N ТУ-03-ЮЛ-19-27467/1020-1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Зощук Константин Васильевич.
Решением от 23.01.2020 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 09.12.2019 N ТУ-03-ЮЛ-19-27467/1020-1 и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 32000 рублей. Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 23.01.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что в данном случае подлежит применению трехмесячный срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ. В действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, так как вины заявителя жалобы в задержке выплаты страхового возмещения не было. Общество полагает, что судом первой инстанции необоснованно оставлены без удовлетворения доводы ответчика о возможности освобождения от ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения.
В судебное заседание истец, ответчик и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Отдел службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Республике Крым (далее - Отдел) поступила жалоба Зощука Константина Васильевича (вх. N ОЭТ-7587 от 18.10.2019, далее - Зощук К.В., заявитель) на действия страховой организации ООО СО "Верна" в части нарушения ею страхового законодательства Российской Федерации.
Как следует из письменных пояснений и документов, представленных страховщиком (исх. N 12-12183 от 30.10.2019, вх. N 116377 от 31.10.2019) в ответ на запрос Отдела (исх. N С59-15-10/1784 от 22.10.2019), 10.09.2019 в г. Симферополь представителю ООО СО "Верна" от Лели Надежды Дмитриевны, действующей по доверенности N 52 от 18.12.2018 в интересах ООО "Правовой центр ГудЭксперт-Краснодар" (представителя интересов Зощука К.В. по доверенности от 05.09.2019 N 82 АА 1685271), поступило заявление (вх. N 3852) о выплате страхового возмещения по договору ОСАГО виновника ДТП - Абдурманова Эмира-Али Аметовича (страховой полис серии МММ N 5012174421) за вред, причиненный транспортному средству Зощука К.В. марки Volkswagen Caddy г/н К745КК82 (далее - ТС), в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 02.09.2019 (далее - ДТП) с приложением комплекта документов о ДТП. Одновременно с заявлением о страховой выплате было подано заявление о предоставлении копий акта о страховом случае, акта осмотра и экспертного заключения от 10.09.2019.
10.09.2019 заявление было зарегистрировано, присвоен номер убытка У-92435/19.
10.09.2019 АНО "Крымский республиканский центр "Судебная экспертиза" поручено проведение осмотра поврежденного ТС по согласованному с представителем Зощука К.В. адресу и времени, о чем свидетельствует его подпись в направлении.
11.09.2019 АНО "Крымский республиканский центр "Судебная экспертиза" проведен осмотр ТС и составлен акт осмотра N 11.09-92/01 от 11.09.2019 в присутствии Зощука К.В., что подтверждается его подписью в акте осмотра.
26.09.2019 поступил предварительный расчет величины ущерба транспортному средству, выполненный экспертом-техником Дервишевым Э.Н. (регистрационный номер 4452), утвержденный генеральным директором АНО "Крымский республиканский центр "Судебная экспертиза".
Согласно экспертному заключению N 4527, сумма страхового возмещения с учетом износа определена в размере 86 853,00 руб.
27.09.2019 страховщиком был составлен страховой акт N У-92435/19/1, который по технической причине своевременно на оплату передан не был.
23.10.2019 ООО СО "Верна" был утвержден страховой акт N У-92435/19/1 и произведена выплата страхового возмещения по ущербу имуществу в размере 86 853,00 руб., что подтверждается платежным поручением N 90525 от 23.10.2019.
Страховщиком 29.10.2019 в адрес представителя Зощука К.В. - ООО "Правовой центр ГудЭксперт-Краснодар" письмом N 12-2/12110 от 29.10.2019 были направлены копии акта о страховом случае N У-92435/19/1, акта осмотра и экспертного заключения.
Учитывая, что заявление о страховой выплате было получено страховщиком 10.09.2019, ему надлежало в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
Таким образом, применительно к пункту 21 статьи 12 Федерального закона N 40-ФЗ и пункту 4.22 Правил к Положению Банка России N 431-П, ООО СО "Верна" было обязано произвести страховую выплату или выдать заявителю направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении в срок до 30.09.2019 (включительно).
Однако страховая выплата в размере 86 853,00 рублей была произведена в полном объеме только 23.10.2019, то есть с нарушением установленного срока.
Применительно к пункту 4.23 Правил к Положению Банка России N 431-П, страховщик, утвердив 23.10.2019 акт о страховом случае, был обязан направить в адрес Зощука К.В. и/или его представителя копию акта о страховом случае по его письменному требованию в срок до 28.10.2019 (включительно).
Однако страховщик направил копию акта о страховом случае в адрес представителя заявителя только 29.10.2019 письмом N 12-2/12110 от 29.10.2019, т.е. нарушил требования пункта 4.23 Правил к Положению Банка России N 431-П.
Установив, что обществом допущено нарушение срока страховой выплаты и срока выдачи копии акта о страховом случае по его письменному требованию, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией.
По признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заявителем в отношении ООО СК "Верна" в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении от 09.12.2019 N ТУ-03-ЮЛ-19-27464/1020-1.
Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, что в силу статьи 26.2 КоАП РФ и пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" допускает применение указанного протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 205 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 32 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон от 27.11.1992 N 4015-1) лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
В силу пункта 1 статьи 32 указанного Закона режим лицензирования предполагает принятие лицензиатом дополнительных обязательств, соблюдение которых составляет часть лицензионного контроля. В силу чего, нарушение лицензиатом принятых в публичном порядке дополнительных, частноправовых по своей природе обязательств, является не только нарушением гражданско-правового обязательства страховщиком, но и должно рассматриваться как публично-правовое нарушение режима лицензирования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона от 27.11.1992 г. N 4015-1 лицензия выдается:
1) страховой организации на осуществление:
добровольного страхования жизни;
добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;
добровольного имущественного страхования;
вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;
перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;
2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;
3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, если в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование, в форме обязательного страхования;
4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона от 27.11.1992 N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Таким образом, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) страховщики обязаны соблюдать требования страхового законодательства и правила страхования, что рассматривается как условие осуществления данного вида лицензируемой деятельности.
ООО СК "Верна", согласно данным Единого государственного реестра субъектов страхового дела, является страховой организацией, находящейся по адресу: ул. Новокузнечная, д. 40, г. Краснодар, Краснодарский край, 350015, осуществляющей обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС N 3245-03 от 23.03.2016.
Согласно статье 1 Закона от 27.11.1992 N 4015-1 отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом от 27.11.1992 N 4015-1, иными федеральными законами, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Центральным Банком Российской Федерации утверждено Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 19.09.2014 N 431-П (далее - Положение N 431-П).
В соответствии с пунктом 21 статьи 12 Федерального закона N 40-ФЗ предусмотрено, что в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 статьи 12 Федерального закона N 40-ФЗ, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
Согласно пункту 4.22 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 431-П страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и предусмотренные пунктами 3.10, 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7 и 4.13 Правил документы в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 4.17.2 Правил Правила к Положению Банка России N 431-П, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты их получения.
В течение указанного срока страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страховой выплаты или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (далее - акт о страховом случае), и произвести страховую выплату, а в случае получения в соответствии с настоящими Правилами заявления о страховой выплате, содержащего указание о возмещении вреда в натуре, выдать потерпевшему направление на ремонт (в последнем случае акт о страховом случае не составляется страховщиком) либо направить в письменном виде извещение об отказе в страховой выплате или отказе в выдаче направления на ремонт с указанием причин отказа.
Учитывая, что заявление о страховой выплате страховщиком было получено 10.09.2019, ООО СК "Верна" было обязано рассмотреть заявление о страховой выплате и направить мотивированный отказ в страховой выплате в срок до 30.09.2019 (включительно).
Вместе с тем, страховая выплата в размере 86 853,00 рубля была осуществлена 23.10.2019, т.е. с нарушением установленного срока.
В соответствии с пунктом 4.23 Правил к Положению Банка России N 431-П, копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).
Таким образом, утвердив 23.10.2019 акт о страховом случае, ООО СК "Верна" обязано направить в адрес Зощука К.В. и/или его представителя копию акта о страховом случае по его письменному требованию в срок до 28.10.2019 (включительно).
Однако страховщик направил копию акта о страховом случае в адрес представителя заявителя только 29.10.2019, т.е. с нарушением установленного срока.
В силу пункта 5 статьи 30 Закона N 4015-1, осуществление данного вида обязательного страхования должно осуществляться страховщиком с соблюдением требований, установленных страховым законодательством Российской Федерации, в данном случае пунктом 21 статьи 12 Закона N 40-ФЗ, пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 40-ФЗ, пунктом 4.22. Правил к Положению Банка России N 431-П.
Следовательно, страховщик нарушил лицензионные требования, установленные п. 5 ст. 30 Закона N 4015-1, п. 21 ст. 12 Закона N 40-ФЗ, пунктами 4.22 и 4.23 Правил к Положению Банка России N 431-П.
Судом отмечено, что нарушение ООО СК "Верна" установленного срока по осуществлению страхового возмещения заявителю, срока выдачи копии акта о страховом случае по его письменному требованию представляет собой нарушение пункта 5 статьи 30 Закона N 4015-1, пункта 21 статьи 12 Закона N 40-ФЗ, пунктами 4.22 и 4.23 Правил к Положению Банка России N 431-П и отвечает признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Между тем, обществом не представлено доказательств соблюдения вышеперечисленных требований.
Допущенное обществом нарушение требований страхового законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении банком не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в отношении нарушений, выраженных в нарушении срока осуществления страховой выплаты заявителю, либо направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.
Совершенное обществом правонарушение не имеет характера длящегося, поскольку выражено в неисполнении обязанности в установленный срок.
В силу абзаца 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Кроме того, при исчислении сроков давности привлечения к административной ответственности судом принимается во внимание правовая позиция, сформированная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС", согласно которой, часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, устанавливающая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 данного Кодекса, в том числе, когда такое административное правонарушение повлекло нарушение прав потребителей.
Применение в данном случае годичного срока давности привлечения к административной ответственности, в частности установленного статьей 4.5 КоАП РФ для нарушений законодательства о защите право потребителей, невозможно, поскольку по статье 14.1 КоАП РФ рассматривается нарушение лицензионного законодательства с общим (трехмесячным) сроком давности привлечения судами к административной ответственности.
Установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством.
Соответственно, и привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П).
Таким образом, при применении части 3 статьи 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к ответственности.
Правонарушение совершено 01.10.2019 - день, следующий за последним днем срока, когда ООО СО "Верна" обязано произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства и выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
Учитывая дату совершения правонарушения, срок давности привлечения общества к административной ответственности за нарушение установленного страховым законодательством срока по осуществлению страховой выплаты истек 09.01.2020.
Срок привлечения общества к административной ответственности за нарушение, совершенное 29.10.2019 - день, следующий за последним днем срока, когда ООО СО "Верна" должно было исполнить обязанность по выдаче заявителю копии акта о страховом случае по его письменному требованию, на момент вынесения решения не истек.
С учетом изложенного, доводы общества о пропуске трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подтверждается материалами дела.
Доводы ООО СО "Верна" о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, также правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 года N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" вышеуказанное Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 дополнено пунктом 181, из которого следует, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушений, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, являются действия лица по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
ООО СО "Верна" не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, имел место исключительный случай, с учетом наличия у общества реальной возможности соблюдения лицензионных условий, так как своевременное разрешение спорного вопроса зависело исключительно от воли страховщика.
Оценив фактические обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества признаков малозначительности допущенного им нарушения.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, при этом учитывается характер совершенного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие (отягчающие) административную ответственность.
Учитывая изложенное, а также то, что заинтересованное лицо ранее к аналогичной ответственности привлекалось, суд счел необходимым привлечь ООО СО "Верна" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 32 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменению судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было. Анализируя вышеизложенное, в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2020 по делу N А32-58328/2019 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-58328/2019
Истец: Центральный банк Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Центральный банк РФ в лице Южное главное управление
Ответчик: ООО СО "Верна", ООО СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО "ВЕРНА"
Третье лицо: Зощук Константин Васильевич, Зощук К В