г. Владивосток |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А51-11226/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАРТИНС",
апелляционное производство N 05АП-8562/2019
на решение от 03.10.2019
судьи Н.В.Колтуновой
по делу N А51-11226/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации 15.04.2005)
к обществу с ограниченной ответственностью "МАРТИНС" (ИНН 2502059153, ОГРН 1182536027266, дата государственной регистрации 03.08.2018)
о взыскании 4105500 рублей,
при участии:
от Владивостокской таможни: Партакевич И.А. по доверенности от 05.09.2019 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 23514), паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "МАРТИНС": не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - заявитель, таможня, таможенный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "МАРТИНС" (далее - общество, декларант, ООО "МАРТИНС") о взыскании утилизационного сбора в сумме 4105500 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что общество не получало уведомление таможенного органа от 15.04.2019 N 25-35/15250, в связи с чем не могло оплатить утилизационный сбор.
ООО "МАРТИНС", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие его представителя по имеющимся в материалах дела документам.
Таможенный орган в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В феврале 2019 года во исполнение внешнеторгового контракта в адрес общества на таможенную территорию Евразийского экономического союза были ввезены товары - бывшие в употреблении самоходные машины, 13 шт., в целях таможенного оформления которых обществом была подана декларация на товары N 10702030/140219/0001225.
В графе 31 указанной декларации были заявлены следующие сведения о товарах N 1-N 13:
1) товар N 1 - трактор б/у, самоходная машина и другие виды техники, марка YANMAR, модель YM2020D, мест 1, дата вып. 15.06.1995, VIN отсутствует, цвет оранжевый, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) 20В-10502, двиг. 287557, дизельный двиг., производитель YANMAR СО., LTD, товарный знак YANMAR, 1346 см?, 20 л.с.;
2) товар N 2 - трактор б/у, самоходная машина и другие виды техники, марка KUBOTA, модель L2002DT, мест 1, дата вып. 15.06.1997, VIN отсутствует, цвет оранжевый, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) L2002DT-11998, дизельный двиг., производитель КUBOТA CORPORATION, товарный знак КUBOТA, 1299 см?, 20 л.с.;
3) товар N 3 - трактор б/у, самоходная машина и другие виды техники, марка SHIBAURA, модель D295F, мест 1, дата вып. 15.06.1997, VIN отсутствует, цвет красный, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) D3F-20257, двиг. 20257, дизельный двиг., производитель IHI SHIBAURA MACHINERY CORPORATION, товарный знак SHIBAURA, 1498 см?; 29 л.с.;
4) товар N 4 - трактор б/у, самоходная машина и другие виды техники, марка YANMAR, модель F20D, мест 1, дата вып. 15.06.1993, VIN отсутствует, цвет оранжевый, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) 22B-00835, двиг. 02079, дизельный двиг., производитель YANMAR СО., LTD, товарный знак YANMAR, 1463 см?, 26 л.с.;
5) товар N 5 - трактор б/у, самоходная машина и другие виды техники, марка ISEKI, модель TL3200, мест 1, дата вып. 15.06.1996, VIN отсутствует, цвет синий, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) TL9F-01780, двиг. 517218, дизельный двиг., производитель ISEKI & CO., LTD, товарный знак ISEKI, 1487 см?, 29 л.с.;
6) товар N 6 - трактор б/у, самоходная машина и другие виды техники, марка ISEKI, модель TU257F, мест 1, дата вып. 15.06.1994, VIN отсутствует, цвет синий, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) TU30F-00054, двиг. 150382, дизельный двиг., производитель ISEKI & CO., LTD, товарный знак ISEKI, 1498 см?, 25 л.с.;
7) товар N 7 - трактор б/у, самоходная машина и другие виды техники, марка YANMAR, модель FX335D,мест 1, дата вып. 15.06.1993, VIN отсутствует, цвет оранжевый, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) 26B-46781, двиг. 16822, дизельный двиг, производитель YANMAR СО., LTD, товарный знак YANMAR, 1490 см?, 33 л.с.;
8) товар N 8 - трактор б/у, самоходная машина и другие виды техники, марка HINOMOTO, модель N239, мест 1, дата вып. 15.06.1995, VIN отсутствует, цвет оранжевый, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) N239-01179, двиг. 01168, дизельный двиг., производитель HINOMOTO, товарный знак HINOMOTO, 1496 cм?, 24 л.с.;
9) товар N 9 - трактор б/у, самоходная машина и другие виды техники, марка SHIBAURA, модель D23F. мест 1, дата вып. 15.06.1993, VIN отсутствует, цвет красный, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) D1F-10229, двиг. 00260, дизельный двиг., производитель: IHI SHIBAURA MACHINERY CORPORATION, товарный знак SHIBAURA, 1496 см?, 23 л.с.;
10) товар N 10 - трактор б/у, самоходная машина и другие вилы техники, марка YANMAR, модель F265, мест 1, дата вып. 15.06.1992, VIN отсутствует, цвет оранжевый, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) 22B-60119, двиг. 00634, дизельный двиг., производитель YANMAR СО., LTD, товарный знак YANMAR, 1496 см?, 27 л.с.;
11) товар N 11 - трактор б/у, самоходная машина и другие виды техники, марка MITSUBISHI, модель MT23, мест 1, дата вып. 15.06.1999, VIN отсутствует, цвет оранжевый, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) T23F-51306, двиг. 1170, дизельный двиг., производитель: MITSUBISHI MOTORS CORPORATION, товарный знак MITSUBISHI, 1415 см?; 23 л.с.;
12) товар N 12 - трактор б/у, самоходная машина и другие виды техники, марка ISEKI, модель TA230F, мест 1, дата вып. 15.06.1998, VIN отсутствует, цвет синий, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) TL27F-07433, двиг. 155388, дизельный двиг., производитель: ISEKI & CO., LTD, товарный знак ISEKI, 1429 см?, 23 л.с.;
13) товар N 13 - трактор б/у, самоходная машина и другие виды техники, марка YANMAR, модель RS27, мест 1, дата вып. 15.06.1995, VIN отсутствует, цвет оранжевый, номер кузова отсутствует, номер кабины отсутствует, шасси (рама) A33A-03609, двиг. 06680, дизельный двиг., YANMAR СО., LTD, товарный знак YANMAR, 1463 см?, 26 л.с.
14.02.2019 таможенный орган осуществил выпуск товаров, задекларированных в ДТ N 10702030/140219/0001225, в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В ходе проверки достоверности сведений, заявленных в декларации и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании товаров, и определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора таможней было установлено, что утилизационный сбор в отношении товаров N 1-N 13, заявленных в ДТ N 10702030/140219/0001225, декларантом не уплачивался.
15.04.2019 в адрес общества было направлено уведомление N 25-35/15250 о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении спорных товаров в срок до 10.05.2019.
Поскольку утилизационный сбор декларантом уплачен не был, таможенный орган обратился в суд с настоящим заявлением, которое было судом первой инстанции удовлетворено.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзывах на нее, заслушав в судебном заседании пояснения таможенного органа, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм права Правительством Российской Федерации 06.02.2016 принято Постановление N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
Как установлено пунктом 5 Правил N 81, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 81.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием 4 к названному Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172500 рублей.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Согласно разделу XIV Тракторы колесные, классифицируемые по коду 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 20 109 0, 8701 20 909 0, 8709, Перечня N 81 (в редакции, действовавшей на момент декларирования товаров) для самоходных машин (трактора колесные), с даты выпуска которых прошло более трех лет, с мощностью силовой установки более 5,5 и не более 30 л.с., коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составляет 1,8, а для тракторов колесных с мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с. - 2,2.
Факт ввоза обществом самоходной техники на таможенную территорию ЕАЭС и его помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подтверждается представленной в материалы дела декларацией на товары N 10702030/140219/0001225 с отметкой должностного лица таможни 14.02.2019 "выпуск разрешен".
Следовательно, общество является лицом, осуществившим ввоз самоходной техники на территорию Российской Федерации и, как следствие, плательщиком утилизационного сбора.
Исходя из сведений, заявленных при декларировании о годе выпуска и мощности силовой установки рассматриваемой самоходной техники, сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в отношении товаров N 1-N 6 и N 8-N 13, составляет 3726000 руб. (12 * 172500 руб. * 1,8), а в отношении товара N 7 - 379500 руб. (172500 руб. * 2,2), всего - 4105500 руб.
В силу пункта 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Согласно положениям пункта 17 Правил N 81 в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что письмом от 15.04.2019 N 25-35/15250 таможенный орган проинформировал общество о наличии у него задолженности по уплате утилизационного сбора в отношении самоходных машин, задекларированных в ДТ N 10702030/140219/0001225 (товары N 1-N 13).
Между тем, утилизационной сбор в размере 4105500 рублей общество не оплатило, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции при наличии на то правовых и фактических оснований удовлетворил заявленные требования, взыскав с общества утилизационный сбор в размере 4105500 рублей.
Делая данный вывод, суд апелляционной инстанции принимает во внимание представленные в материалы дела список внутренних почтовых отправлений от 16.04.2019 N 516 и отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 69099334093195, из которых следует, что уведомление от 15.04.2019 N 25-35/15250 было направлено по юридическому адресу общества и в связи с неудачной попыткой вручения было возвращено отправителю, что подтверждает соблюдение таможней досудебного порядка урегулирования спора и, исходя из положений пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, опровергает довод апелляционной жалобы в данной части об обратном.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2019 по делу N А51-11226/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11226/2019
Истец: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "МАРТИНС"