г. Ессентуки |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А63-4456/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 17.03.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей Белова Д.А. и Цигельникова И.А.., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании представителя третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора комитета по государственным закупкам Ставропольского края (ОГРН 1162651058965), общество с ограниченной ответственностью "Лима" (ОГРН 1157746078786), публичное акционерное общество "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195) рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2019 по делу N А63-4456/2019, принятое по заявлению министерства имущественных отношений Ставропольского края, (ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ОГРН 1022601989508, ИНН 2634003887) о признании незаконным решения от 21.12.2018 N РЗ-1924-2018.
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения от 21.12.2018 N РЗ-1924-2018.
Решением суда от 28.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд исходил из того, что датой проведения аукциона в электронной форме является 20.12.2018, следовательно, контракт будет заключен не ранее 31.12.2018, 30 и 31 декабря 2018 являются выходными днями, следовательно, заключение контракта произойдет не ранее 09.01.2019, что выходит за срок действия контракта. Следовательно, поставка товара поставщиком в сроки, предусмотренные контрактом, и его оплата заказчиком выходят за срок действия контракта, тем самым вводя в заблуждение участников закупки.
Не согласившись с принятым решением суда, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 28.11.2019, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований министерства. Апеллянт считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, так как данное решение не соответствует требованиям законодательства и нарушает принадлежащие министерству права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
В отзыве на жалобу управление просит решение суда первой инстанции от 28.11.2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом министерства от 21.11.2018 N 866 утвержден состав аукционной документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта с министерством на "Приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Ставропольского края для размещения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Красногвардейский комплексный центр социального обслуживания", с. Красногвардейское" (далее - аукцион).
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме N 0121200004718000853 размещены комитетом Ставропольского края по государственным закупкам 30.11.2018.
В соответствии с разделами 8, 9 документации об электронном аукционе срок подачи заявок установлен до 17.12.2018 до 08 часов 00 минут. Той же датой был определен срок рассмотрения комиссией первых частей заявок. В разделе 10 аукционной документации датой проведения аукциона в электронной форме указано 20.12.2018.
Пунктом 2.1.1 проекта контракта определено, что продавец обязуется в течение трех рабочих дней с момента заключения контракта передать покупателю указанный в пункте 1.1 контракта объект недвижимого имущества по акту приема-передачи объекта недвижимого имущества. Вместе с объектом недвижимого имущества передается документация на объект недвижимости. Согласно пункту 3.2 проекта контракта источниками финансирования заказа являются средства бюджета Ставропольского края на 2018 год, предусмотренные Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов". Оплата по контракту производится покупателем в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный или иной счет продавца по реквизитам, указанным в контракте, в течение двух рабочих дней с даты подписания заказчиком акта приема-передачи объекта недвижимого имущества. Контракт считается заключенным с момента его подписания сторонами в единой информационной системе, вступает в силу со дня государственной регистрации перехода права собственности и действует до 31.12.2018, а по взаиморасчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 9.1 проекта контракта).
Согласно материалам дела на участие в электронном аукционе поступила единственная заявка, на основании протокола от 17.12.2018 N 709-ЭА в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) электронный аукцион N 709-ЭА признан несостоявшимся в связи с тем, что была подана единственная заявка, при этом заявка участника была признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об электронном аукционе.
28 декабря 2018 года министерством с ПАО "Сбербанк России" был заключен контракт N 012120000471800853-102316 по итогам аукциона на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Ставропольского края для размещения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Красногвардейский комплексный центр социального обслуживания", с. Красногвардейское".
13 декабря 2018 года ООО "Лима" обратилось в управление с жалобой N 0853 на действия заказчика и уполномоченного органа по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона, так как поставка товара поставщиком в сроки, предусмотренные контрактом, и его оплата заказчиком выходят за срок действия контракта, что вводит в заблуждение участников закупки.
По итогам проведения в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки, управлением было возбуждено дело N РЗ-1924-2018.
В ходе рассмотрения жалобы управление установило, что датой проведения аукциона в электронной форме является 20.12.2018, следовательно, контракт будет заключен не ранее 31.12.2018, 30 и 31 декабря 2018 года являются выходными днями, следовательно, заключение контракта произойдет не ранее 09.01.2019, что выходит за рамки срока действия контракта. Таким образом, поставка товара поставщиком в сроки, предусмотренные контрактом, и его оплата заказчиком выходят за пределы срока действия контракта, тем самым вводя в заблуждение участников закупки.
По итогам рассмотрения жалобы управление решением от 21.12.2018 по делу N РЗ1924-2018 признало ее обоснованной, а заказчика (министерство) и уполномоченного органа (комитета) - нарушившими требования статьи 34 Закона о контрактной системе.
Поскольку нарушения не повлияли на результаты закупки, предписание не выдавалось.
Министерство, не согласившись с решением управления, обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции установил, что решение управления является законным и обоснованным, им не нарушаются права и законные интересы министерства.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 63 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Подпунктами 2, 3 пункта 5 статьи 63 названного Закона так же установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного Закона, указываются: дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе (часть 2 статьи 67); дата проведения такого аукциона (часть 3 статьи 68).
В силу пункта 2 статьи 67 Закона N 44-ФЗ срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В соответствии с пунктом 9 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее, чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 данного Закона, части 13 указанной статьи протоколов.
В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (часть 16 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе установлено, что в случае если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 названного Закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем: оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также информацию и электронные документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 названного Федерального закона; оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 названной части, обязан направить уведомление участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в таком аукционе; аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 названной части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям названного Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии.
Положениями статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) документацией о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки постановленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (пункт 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Из представленных сторонами доказательств следует, что извещение о проведении электронного аукциона для закупки размещено 30.11.2018 (т.2 л.д. 29-33).
В силу пункта 2.1.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью состава документации электронного аукциона, продавец обязуется в течение 3 рабочих дней с момента заключения контракта передать покупателю указанный в пункте 1.1 контракта объект недвижимого имущества по акту приема-передачи. Источниками финансирования заказа являются средства бюджета Ставропольского края на 2018 год, предусмотренные Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" (пункт 3.2 проекта контракта).
Оплата по контракту производится покупателем в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный или иной счет продавца по реквизитам, указанным в контракте, в течение 2 рабочих дней с даты подписания сторонами акта приема-передачи.
Согласно документации об электронном аукционе, сроком подачи заявок и рассмотрения комиссией первых частей заявок являлось 17.12.2018, датой проведения аукциона - 20.12.2018.
Следовательно, при поступлении нескольких заявок на участие в данном аукционе, дата заключения контракта приходилась бы на 31.12.2018.
По результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 17.12.2018 в ЕИС размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 709-ЭА, согласно которому аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, единственная заявка признана соответствующей требованиям, установленными документацией о закупке. С единственным участником 28.12.2018 заключен контракт.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному Федеральному закону.
Однако как было отмечено ранее, в пункте 2.1.1 проекта контракта было определено, что продавец обязуется в течение трех рабочих дней с момента заключения контракта передать покупателю указанный в пункте 1.1 контракта объект недвижимого имущества по акту приема-передачи объекта недвижимого имущества.
В пункте 9.1 проекта контракта установлен срок его действия до 31.12.2018, а по взаиморасчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о том, что с учетом соблюдения последовательности действий заказчика и сроков, определенных Законом о контрактной системе для проведения электронного аукциона, не представляется возможным установить срок заключения контракта ранее чем 31.12.2018 после доведения лимитов бюджетных ассигнований, судом апелляционной инстанции отклоняется, в виду того, что уменьшение трех рабочих дней, предусмотренных проектом контракта на передачу имущества, в случае если аукцион состоится, противоречит условиям конкурсной документации, поскольку у продавца будет отсутствовать возможность передать объект недвижимости в течение трех рабочих дней, с учетом срока действия контракта, а поставка товара поставщиком в сроки, предусмотренные контрактом, и его оплата заказчиком выходят за срок действия контракта, что вводит в заблуждение участников закупки.
Вышесказанное свидетельствует о том, что даже при отсутствии законодательного запрета на заключение контракта в выходной день, с учетом установленного срока для исполнения обязанности продавцом (три рабочих дня) и окончания срока действия контракта в части исполнения данной обязанности (31.12.2018), исполнение могло быть осуществлено продавцом только за пределами срока действия контракта.
Довод жалобы о том, что решением управление создает препятствие для осуществления экономической деятельности, а также нарушает права министерства, судом также отклоняется, в связи с тем, что оспариваемое решение на результаты закупки не повлияло, предписание не выдавалось. В связи с этим, оспариваемым решением права и законные интересы заявителя не нарушены, что является одним из двух обязательных условий при подаче заявлений в рамках главы 24 АПК РФ. Доказательств в опровержение данного вывода министерством в материалы дела не представлено, каких-либо доводов не приведено.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2019 по делу N А63-4456/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4456/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: КОМИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ, ООО "ЛИМА", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ