г. Владимир |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А39-9337/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.03.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нива" (ОГРН 1061310001026, ИНН 1315487654) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.01.2020 по делу N А39-9337/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нива" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области от 23.06.2019 N 20/07.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Нива" - Абдульманов Р.Ф. на основании доверенности от 14.11.2019 N 71 сроком действия один год и диплома о высшем юридическом образовании.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (далее - Управление, административный орган) была проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью "Нива" (далее - ООО "Нива", Общество, заявитель) с целью проверки информации, содержащейся в протоколе испытаний ФГБУ "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" (ФГБУ "ВГНКИ") от 20.05.2019 N 667-В-19-1688-М п/п, о выявлении антибиотика окситетрациклина в молоке сыром, произведенном ООО "Нива".
В рамках государственного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции 10.04.2019 при внеплановой проверке открытого акционерного общества "Надежда" (молокоперерабатывающий комбинат) отобрана проба молока сырого в объеме 1 л от товарной партии объемом 7065 кг, (ветеринарное свидетельство от 10.04.2019 N 1756174894, товарная накладная б/н от 10.04.2019).
При проведении в ФГБУ "ВГНКИ" лабораторных исследований данной пробы выявлено остаточное количество антибиотика окситетрациклина: установленное значение - 12,4 мкг/кг, нормативное значение - не допускается (менее 10,0 мкг/кг), что является нарушением требований пункта 1 статьи 5, пунктов 1, 2 статьи 7, пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 18, пункта 3 статьи 13Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), пункта 7 главы 4, пункта 19 главы 6, пункта 16 главы 5 Приложения N 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013), статьи 4 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ).
Проверкой установлено, что на молочно-товарной ферме ООО "Нива" для лечения коров дойного стада в период с 01.04.2019 по 10.04.2019 применялся препарат "Нитокс", что отражено в акте проверки N 18 от 11.07.2019.
Усмотрев в деянии ООО "Нива" признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), 11.07.2019 уполномоченное должностное лицо административного органа составило протокол об административном правонарушении N 18.
Постановлением N 20/07 от 23.07.2019 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.01.2020 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь статьей 210 АПК РФ, статьей 1.5, частью 1 статьи 1.6, статьями 2.1, 4.1, 4.1.1, частью 1 статьи 14.43 Кодекса, положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), ТР ТС 033/2013, ТР ТС 021/2011, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции признал доказанным наличие в деянии Общества состава вмененного административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным и не установил процессуальных нарушений при производстве по делу.
ООО "Нива" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению Общества, административным органом не доказана его вина в совершении вмененного административного правонарушения. Заявитель считает, что антибиотик мог попасть в молоко при перевозке молоковозом. Кроме того, указывает на отсутствие доказательств исследования пробы молока, произведенного ООО "Нива".
Подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление указало на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя ООО "Нива", Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда.
Согласно положениям статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
В силу пункта 6.2 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников таможенного союза или в документах Европейского союза. При введении таких требований Правительство Российской Федерации может устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением таких требований.
В соответствии с пунктом 32 ТР ТС 033/2013 уровень содержания в молочной продукции предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, антибиотиков не должен превышать уровней, установленных в приложении N 4, согласно которому в молочной продукции содержание антибиотиков тетрациклиновой группы не допускается (менее 0,01 мг/кг).
Согласно пункту 16 ТР ТС 033/2013 уровни содержания потенциально опасных веществ в сыром молоке, сыром обезжиренном молоке, сырых сливках не должны превышать допустимые уровни, установленные в приложениях N 1-4 к ТР ТС 021/2011 и в приложении N 4 к ТР ТС 033/2013.
Согласно пункту 19 указанного технического регламента процессы, применяемые при производстве сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, включая условия содержания, кормления, доения сельскохозяйственных животных, условия сбора, охлаждения и хранения сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, должны обеспечивать их соответствие требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Согласно пункту 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011 непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию в том числе антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.
Согласно наставлению по применению препарат НИТОКС 200 применяют для лечения бактериальных инфекций свиней, крупного и мелкого рогатого скота. Действующим началом препарата является антибиотик окситетрациклин, который выводится из организма лактирующих животных с молоком. Молоко не следует употреблять в пищу и подвергать технологической переработке в течение 7 суток после введения препарата.
Вместе с тем как установлено проверкой, препарат НИТОКС 200 применялся Обществом для лечения коров дойного стада в период с 01.04.2019 по 10.04.2019.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной, показатели безопасности такой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5, 6 к настоящему техническому регламенту.
Согласно пункту 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Соблюдение требований указанных технических регламентов Обществом не обеспечено.
Таким образом, Управлением установлено, что ООО "Нива" выпускает в оборот пищевую продукцию, не соответствующую требованиям безопасности, что представляет угрозу жизни и здоровью граждан.
Вопреки утверждению заявителя событие вменяемого ООО "Нива" правонарушения подтверждено надлежащими доказательствами, отвечающими критериям относимости и допустимости.
Отбор проб (образцов) сырого молока в ОАО "Надежда" в количестве 1 литра производился в соответствии с ГОСТ 26809.1-2014 10.04.2019 в присутствии начальника лаборатории указанной организации из партии молока 7 065 кг., поступившей от Общества по товарно-транспортной накладной б/н от 10.04.2019, сопровождаемой ветеринарным свидетельством N 1756174894 (т.1, л.д.216-217).
Именно указанная продукция была подвергнута испытаниям в ФГБУ "ВГНКИ", что отражено в протоколе испытаний от 20.05.2019.
Из материалов дела не следует и судом не установлено наличия обстоятельств, которые могли бы повлиять на результаты испытаний, поэтому не имеется оснований подвергать сомнению их достоверность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения судом не установлено.
Суд первой инстанции также не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
В рассматриваемом случае, штраф по оспариваемому заявителем постановлению назначен судом в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Управления не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено с соблюдением норм, предусмотренных КоАП РФ, в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Апелляционная жалоба ООО "Нива" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.01.2020 по делу N А39-9337/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нива" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н.Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-9337/2019
Истец: ООО "Нива"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ