г. Ессентуки |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А63-19293/2019 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Макаровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу администрации города Михайловска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.12.2019 по делу N А63-19293/2019, принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению администрации города Михайловска (ОГРН 1022603020550) к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ОГРН 1062632029778) о взыскании арендной платы по договору от 02.12.2015 N 22 за период с 03.12.2015 по 30.06.2019 в размере 5 048,41 рубля и пени в размере 15 788,3 рубля за период с 01.01.2016 по 30.06.2019, без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Михайловска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - общество, ПАО "МРСК Северного Кавказа") о взыскании арендной платы по договору от 02.12.2015 N 22 за период с 03.12.2015 по 30.06.2019 в размере 5 048,41 рубля и пени в размере 15 788,3 рубля за период с 01.01.2016 по 30.06.2019.
Определением суда от 08.10.2019 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства без вызова сторон согласно статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
04.12.2019 судом вынесено решение, принятое путем подписания резолютивной части по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, которым в удовлетворении требований администрации отказано.
16.12.2019 судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение по делу. Судебный акт мотивирован тем, что на земельном участке, предоставленном по спорному договору расположен объект электроэнергетики; арендная плата за пользование указанным земельным участком, начиная с 01.03.2015 с учетом Приказа N 507 не может превышать 1,5% от кадастровой стоимости.
В апелляционной жалобе и дополнениях на нее администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Апеллянт ссылается на то, что размер арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Шпаковского района Ставропольского края, регулируется постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N 64-п.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу и отзыв на дополнение к апелляционной жалобе в суд не поступал.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО "МРСК Северного Кавказа" на праве собственности принадлежит трансформаторная подстанция 35/10кВ "Радиозавод" общей площадью 1 316 кв.м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Гоголя, 177, о чем имеется запись о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости от 25.06.2008 N 26-26-12/064/2008-282.
02 декабря 2015 года между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 02.12.2015 N 22, согласно которому арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1 316 кв.м с кадастровым номером 26:11:020141:2, на котором расположена указанная трансформаторная подстанция.
03 августа 2016 года на основании постановления администрации от 30.06.2016 N 918 стороны подписали дополнительное соглашение к договору, которым в пункт 1.1 внесены изменения в части адреса земельного участка: "Ставропольский край, Шпаковский р-н, г. Михайловск, ул. Гоголя, 203".
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем имеется запись о регистрации от 26.09.2016 N 26-26/033-26/033/203/2016-7723/2.
Срок аренды установлен на 49 лет с 02.12.2015 по 01.12.2064 (пункт 2.2). В пункте 2.1 договора стороны установили, что условия договора применяются к правоотношениям, возникшим до заключения настоящего договора, начиная с 01.01.2013.
В пункте 3.3 договора указано, что арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями до 15.03, 15.06, 15.09, 15.12.
Ссылаясь на наличие у общества задолженности по арендной плате за период с 03.12.2015 по 30.06.2019, администрация направила ответчику претензию от 28.08.2019 N 514 с предложением в добровольном порядке оплатить долг и пени.
Отсутствие ответа на претензию и невнесение арендной платы явилось основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований администрации, обоснованно исходил из следующего.
Из искового заявления следует, что, по мнению истца, за период с 03.12.2015 по 30.06.2019 у ответчика образовалась задолженность в размере 5 048,41 рубля. Расчет произведен путем умножения кадастровой стоимости земельного участка (в 2015 году - 1 770 441,2 рубля, в 2016-2019 годах - 1 408 646,4 рубля) на базовую ставку арендной платы (в 2015 году - 8%, в 2016-2019 годах - 6%), поправочный коэффициент (1). По расчетам администрации в 2015 году общество за аренду участка должно внести 141 635,29 рубля, в 2016 - 2018 годах - по 84 518,78 рубля в год, в 2019 году - 42 259,39 рубля, всего 437 451,02 рубля. В связи с частичной оплатой за период с 05.12.2015 по 30.06.2019 истцом начислена ответчику задолженность в размере 5 048,41 рубля.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрен принцип платности земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статей 606, 611 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении установленной договором платы за пользование имуществом (арендной платы).
На основании статей 39.7 и 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 разъяснено следующее. При рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования, вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При этом на основании пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся, в том числе объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов, в том числе для размещения линий электропередачи, линий связи, линейно-кабельных сооружений, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение пункта 5 данных Правил Минэкономразвития России издан соответствующий приказ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики" (далее - Приказ N 507).
Пунктом 1 Приказа N 507 установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов электроэнергетики, либо занятых такими объектами. Предельная ставка арендной платы для Ставропольского края установлена Приказом N 507 в размере 9,91 рубля за 1 кв. м.
Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно положениям, предусмотренным статьей 65, пунктом 4 статьи 39.7, подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, поскольку на земельном участке, предоставленном по спорному договору аренды расположен объект электроэнергетики, арендная плата за пользование указанным земельным участком, начиная с 01.03.2015 в связи с вступлением в силу 13.11.2011 Приказа Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 N 507 не может превышать 1,5% от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Таким образом с 01.03.2015 размер арендной платы подлежит определению в соответствии с Приказом N 507.
С учетом изложенного учитывая, что арендуемый обществом земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и на нем расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности ответчику - трансформаторная подстанция 35/10кВ "Радиозавод", суд первой инстанции пришел к верному выводу, что размер арендной платы составляет 13 041,56 руб. в год (1316 кв.м х 9,91 руб./кв.м).
В рамках дела N А63-12498/2018 в связи с возникшей переплатой за период с 01.04.2015 по 31.12.2017 ПАО "МРСК" обращалось в суд с исковым заявлением о взыскании с администрации неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 26:11:020141:2.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2018 по делу N А63-12498/2018 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме. Постановлением Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
На основании исполнительного листа от 09.04.2019 ФС N 026732417 по делу N А63-12498/2018 платежным поручением от 04.09.2019 N 881542 сумма неосновательного обогащения перечислена истцом в полном объеме на расчетный счет ответчика.
За период с 01.03.2015 по 31.12.2015 (10 месяцев) размер платы составляет 10 867,96 рубля. Ответчиком внесена плата за соответствующий период в размере 79 669,85 рубля, что подтверждается платежным поручением от 29.12.2016 N 74263 сумму 86 326,36 рубля (доплата за 2015 год). За 2016-2017 годы ответчиком внесена плата в размере 197 527,91 рубля, что подтверждается платежными поручениями от 12.12.2016 N 66215 на 26 556,65 рубля (оплата за 4 кв. 2016 год), от 29.12.2016 N74264 на сумму 64744,74 рубля (доплата за 2016 год), от 15.03.2017 N11675 на 26 556,63 рубля (оплата за 1 кв. 2017 года), от 13.06.2017 N 29629 на сумму 26 556,63 рубля (оплата за 2 кв. 7 2017 года), от 15.03.2017 N 11675 на 26 556,63 рубля (оплата за 3 кв. 2017) от 15.03.2017 N11675 на 26 556,63 рубля (оплата за 4 кв. 2017 года).
Платежными поручениями от 12.09.2018 N 49906 на 19 973,85 рубля (оплата за 3 кв. 2018 года), от 12.12.2018 N 68646 на 21 129,69 рубля (оплата за 4 кв. 2018 года), от 12.03.2019 N 10546 на 21 129,69 рубля (оплата за 1 кв. 2019 года), от 11.06.2019 N 28937 на 21 129,69 рубля (оплата за 2 кв. 2019 года) ответчик вносил арендную плату за 2018-2019 годы.
Все перечисленные платежи отражены администрацией в расчетах, приложенных к иску, и акте сверке, подписанном в одностороннем порядке со стороны арендодателя МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям города Михайловска".
Учитывая произведенную оплату и отсутствие у общества задолженности в спорный период, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных администрацией требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что размер арендной платы подлежит исчислению 8% (2015 год) и 6% (2016-2019 годы) от кадастровой стоимости земельного участка признается судом апелляционной инстанции противоречащими п.4 ст. 39.7 ЗК РФ, п.5 постановления Правительства РФ от 16.07.2019 N 582, п.1 Приказа N 507.
Принимая во внимание изложенное, оснований для переоценки решение суда первой инстанции отсутствуют, решение суда соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272.1, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.12.2019 по делу N А63-19293/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Н.В. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19293/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МИХАЙЛОВСКА ШПАКОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: ПАО " МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА"