город Омск |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А75-18546/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1086/2020) общества с ограниченной ответственностью "Собвин" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2019 по делу N А75-18546/2019 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Собвин" (ОГРН 1028600951785, ИНН 8603094451) к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Александровой С.А. об оспаривании постановлений от 26.06.2019 о взыскании исполнительского сбора и от 08.07.2019 о внесении изменений в ранее вынесенное постановление в рамках исполнительного производства N 189481/19/86010-ИП., а также об обязании возвратить исполнительский сбор в размере 205 781,09 руб.,
при участии в деле в качестве заинтересованных лиц, - Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Отдела судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Собвин" (далее - заявитель, общество, ООО "Собвин", должник) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к судебному приставу- исполнителю Отдела судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Александровой С.А. (далее - судебный пристав) о признании недействительными постановления от 26.06.2019 о взыскании исполнительского сбора, постановления от 08.07.2019 о внесении изменений в постановление от 26.06.2019 по исполнительному производству N 189481/19/86010-ИП, а также об обязании возвратить исполнительский сбор в размере 205 781,09 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - УФССП России по ХМАО -Югре), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС России N 6 по ХМАО- Югре), отдел судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОСП по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району УФССП России по ХМАО -Югре).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2019 по делу N А75-18546/2019 в удовлетворении заявленных ООО "Собвин" требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал следующее: ООО "Собвин" не имело объективной возможности в добровольном порядке в пяти дневный срок со дня получения постановления судебного пристава-исполнителя от 04.06.2019 о возбуждении исполнительного производства уплатить налоги, пени и штрафа в общей сумме 3 967 390,18 руб. в связи с затруднительным финансовым положением и приостановлением операций по счетам заявителя; задолженность по налогам уплачена должником самостоятельно 01.07.2019 платежными поручениями N 001402, N 1403; согласно справке АО "Альфа-банк" от 22.11.2019 на момент возбуждения исполнительного производства (04.06.2019), на момент получения постановления о возбуждении исполнительного производства (17.06.2019 г.) и в период до 01.07.2019 у ООО "Собвин" имелись достаточные денежные средства на расчетном счете для исполнения исполнительного документа по исполнительному производству на сумму 2 939 729,92 руб. При этом налоговым органом (взыскателем) неправильно были оформлены инкассовые поручения, что не позволило банку с период исполнительного производства списать денежные средства со счета должника в счет погашения задолженности по исполнительному документу.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Судебным приставом-исполнителем Александровой С.А. на основании исполнительного документа от 31.05.2019 N 761913, выданного МИФНС России N 6 по ХМАО- Югре по делу N 1583256 от 02.06.2019, 04.06.2019 возбуждено исполнительное производство N 189481/19/86010-ИП (л.д. 92-94).
Копия постановления получена должником 17.06.2019, о чем свидетельствует отметка на постановлении (т. 1 л.д. 22).
Взыскатель (МИФНС России N 6 по ХМАО- Югре) 19.06.2019 уведомил ОСП по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району УФССП России по ХМАО -Югре об уменьшении суммы долга по исполнительному документу на 1 027 660,26 руб. (т. 1 л.д. 97-99). Остаток долга составил 2 939 729,92 руб.
Судебным приставом-исполнителем 26.06.2019 принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 277 717,31 руб.
Взыскатель 08.07.2019 уведомил судебного пристава-исполнителя о погашении оставшейся задолженности в размере 2 939 729,92 руб. (том 1 л.д. 102-104)
Постановлением от 08.07.2019 внесены изменения в постановление от 26.06.2019 о взыскании исполнительского сбора. Согласно изменениям взысканию подлежит исполнительский сбор в размере 205 781,09 руб. (7 % от суммы 2 939 729,92 руб.). Данное постановление является неотъемлемой частою постановления о взыскании исполнительского сбора от 26.06.2019.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 26.06.2019 получено должником в лице представителя по доверенности Фархутдинова Э.Ф. 10.07.2019 (т. 1 л.д. 105).
Полагая, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 26.06.2019 и постановление от 08.07.2019 о внесены изменений в постановление от 26.06.2019 являются незаконными, ООО "Собвин" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемых постановлений судебный пристав - исполнитель не нарушил права и законное интересы общества и не допустил неправильного расчета суммы, подлежащей взысканию в качестве исполнительского сбора. Обстоятельств, необходимых для освобождения от уплаты исполнительского сбора им уменьшения его размера судом не установлено.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Федерального закона 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах").
В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
На основании части 1 статьи 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительским сбором согласно части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ является денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет и является санкцией штрафного характера, так как представляет собой возложение на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности за не исполнение в добровольном порядке требования исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ)
В силу частью 6 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном указанным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, 04.06.2019 судебным приставом - исполнителем на основании исполнительного документа от 31.05.2019 N 761913, выданного МИФНС России N 6 по ХМАО - Югре по делу N 1583256, возбуждено исполнительное производство N 189481/19/86010-ИП.
Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства, в соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ должнику предоставлен 5-ти дневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства, для добровольного исполнения требований, указанных в исполнительном документе, также в указанном постановлении имеется предупреждение должника о возможности взыскания с него исполнительского сбора за нарушение срока, представленного для добровольного исполнения требований без уважительных причин. Данное постановление не обжаловалось должником.
Материалами дела подтверждается, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 17.06.2019 (т. 1 л.д. 22), однако, требования исполнительного документа не были исполнены должником в добровольном порядке, что в силу положений статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ является основанием для наложения исполнительского сбора.
В соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, установленный судебным приставом-исполнителем срок может быть продлен им по заявлению лица, участвующего в исполнительном производстве. О продлении или об отказе в продлении срока выносится постановление (часть 1 статьи 20 Федерального закона N 229-ФЗ).
Между тем, доказательств направления (поступления) судебному приставу исполнителю заявления о продлении срока для добровольного исполнения в материалы дела не представлено.
Таким образом, погашение обществом задолженности по исполнительному документу 01.07.2019, т.е. по истечении 13 дней с момента получения (17.06.2019) постановления о возбуждении исполнительного производства. не опровергает факт неисполнения должником требований исполнительного документа в добровольном порядке. Оплата задолженности платежными поручениями от 01.07.2019 N 001402, N 001403 произведена за пределами 5-дневного срока для добровольного исполнения требований.
Материалами дела подтверждается, что постановление от 26.06.2019 о взыскании с ООО "Собвин" исполнительского сбора в размере 277 717,31 руб. (7 % от суммы долга 3 967 390,18 руб.) вручено должнику 08.07.2019.
Вместе с тем в связи с получением уведомления взыскателя от 19.06.2019 об уменьшении размера долга службой судебных приставов постановлением от 08.07.2019 самостоятельно уменьшен размер исполнительского сбора. Согласно изменениям, внесенным в постановление от 26.06.2019 о взыскании исполнительского сбора, взысканию подлежит сбор в размере 205 781,09 руб. (7 % от суммы 2 939 729,92 руб.).
Таким образом, с учетом внесения 08.07.2019 изменений в постановление от 26.06.2019, оспариваемые постановления не нарушают прав должника, поскольку размер исполнительского сбора рассчитан от суммы задолженности с учетом ее уменьшения.
При этом в материалах исполнительного производства N 189481/19/86010-ИП отсутствует информация о том, что по нему были совершены какие-либо исполнительные действия, нарушающие права и законные интересы общества, в том числе, посредством взыскания неверно исчисленного исполнительского сбора.
В порядке статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ должник должен надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Таким образом, освобождение заявителя от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне контроля общества.
Доказательств, свидетельствующих о принятии должником соответствующих мер, направленных на надлежащее исполнение требования исполнительного документа налогового органа, либо свидетельствующих о невозможности его исполнения вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, обществом в материалы дела не представлено.
Учитывая, что неисполнение исполнительного документа в добровольном порядке является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые постановления вынесены судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом N 229-ФЗ.
Обстоятельства непреодолимой силы, наличие которых свидетельствовало бы о возможности освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, не установлены, равно как и основания для возвращения обществу исполнительского сбора.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2019 по делу N А75-18546/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-18546/2019
Истец: ООО "СОБВИН"
Ответчик: ОСП по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району УФССП по ХМАО - Югре Управление Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре, ОСП по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району УФССП по ХМАО - Югре Управление Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре судебный пристав-исполнитель Александрова С.А.
Третье лицо: МИФНС N 6 по ХМАО-Югре, УФССП по ХМАО-Югре
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1086/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-18546/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-18546/19